Понятие, признаки и значения прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:39, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 26.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора

2. Основные направления деятельности прокуратуры

3. Правовое регулирование прокурорского надзора

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.

Прокуратура Российской Федерации  – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это  обстоятельство прямо указывает  Закон «О прокуратуре». Согласно ст.4 п.2 данного закона, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Все это свидетельствует  о актуальности работ по изучению вопросов о сущности прокурорского надзора.

Предметом исследования в  данной работе явилось понятие прокурорского  надзора, а также рассмотрения вопросов связанных с основными направлениями  прокурорского надзора и его  правовым регулированием.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, признаки  и значения прокурорского надзора

 

Прокуратура в механизме  государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной  деятельности, осуществляемые в специфической  форме разными, не подчиненными друг другу органами.

Существенным отличием прокурорского  надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые  широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и  исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. При этом предметом  и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.

Прокурорский надзор это  деятельность органов и учреждений прокуратуры. Для того чтобы лучше  понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

1. Прокурорский надзор  является специфическим видом  государственной деятельности, который  осуществляется от имени Российской  Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры.

Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций  государственных органов, имеющих  более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется  всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.

2. Прокурорский надзор  имеет всеобъемлющий характер  и распространяется на все  сферы общественных отношений,  которые урегулированы нормами  права.

Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

3. Прокурорский надзор  осуществляется исключительно в  рамках, установленных нормами права.

В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных  законов, а также приказах, указаниях  и распоряжениях Генерального прокурора  РФ.

4. Органы прокуратуры  осуществляют надзор за соблюдением  Конституции и исполнением федеральных  конституционных и федеральных  законов.

На прокуратуру также  возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в  законную силу международных договоров  РФ и правил применения на территории России норм международного прав в  случаях, указанных в законе. Эта  обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и  принципы международного права являются составной частью правовой системы  РФ.

5. Цель деятельности органов  прокуратуры в Российской Федерации  заключается в установлении, поддержании  и укреплении режима законности  в стране, а также создании  правового механизма обеспечения  и соблюдения прав, свобод и  интересов личности, общества и  государства.

Т.о. прокурорский надзор — это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства. В связи с тем что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

— соблюдение Конституции  и исполнение законов;

— соответствие законам  издаваемых нормативных правовых актов;

— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

— исполнение законов органами, осуществляющими ОРД,

дознание и предварительное  следствие;

— исполнение законов судебными  приставами;

— исполнение законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу.

Законодательное закрепление  отраслей прокурорского надзора  для практической деятельности органов  прокуратуры очень важно. Выделение  отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию  деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих  функций; в-третьих, способствует оптимальной  организации управления в системе  органов прокуратуры.

Закон о прокуратуре определяет применительно к каждой из отраслей прокурорского надзора его объекты, предмет и полномочия прокурора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления  деятельности прокуратуры

 

Цель деятельности прокуратуры  заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который  позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом  интересов общества и государства.

Достижение указанной  цели осуществляется с помощью решения  основных задач, стоящих перед Генеральным  прокурором РФ и подчиненными ему  нижестоящими прокурорами.

Эти задачи можно сгруппировать  в три блока.

1. Задачи по обеспечению  единства правового пространства  в государстве:

— достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

— обеспечение соответствия издаваемых на территории государства  нормативно-правовых актов Конституции  и федеральному законодательству;

— гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства  путем подачи исков в арбитражные  и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению  борьбы с преступностью:

— обеспечение реализации принципа неотвратимости уголовной  ответственности за совершенные  преступления. Решение этой задачи достигается путем осуществления  органами прокуратуры от имени государства  уголовного преследования, в том  числе и поддержания государственного обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

— достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с  преступностью;

— обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания  или иных мер принудительного  характера.

3. Организационные задачи:

— обеспечение оперативного поступления информации об имеющих  место различных правонарушениях, организация на должном уровне работы с жалобами и заявлениями граждан;

— установление эффективного сотрудничества с правоохранительными  органами других стран для обеспечения  эффективности уголовного преследования  транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступников, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находящимся  за рубежом; организации обмена положительным  опытом работы между прокуратурами  различных стран;

— обеспечение населения  достоверной информацией о состоянии  законности и эффективности борьбы с правонарушениями как в отдельном регионе, так и в целом по Российской Федерации; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

— подготовка высококвалифицированных  кадров для структур органов прокуратуры  РФ.

Решение стоящих перед  прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:

1) обеспечение общего  надзора за соблюдением Конституции  и исполнением законов;

2) осуществление уголовного  преследования в соответствии  с полномочиями, установленными  уголовно-процессуальным законодательством  РФ;

3) координация деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии  с процессуальным законодательством  РФ в рассмотрении судами гражданских,  арбитражных и административных  дел, опротестованию противоречащих  закону решений, приговоров, определений  и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение  в органах прокуратуры заявлений,  жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры  в правотворческой деятельности;

7) участие прокуроров  в заседаниях федеральных органов  законодательной и исполнительной  власти, представительных (законодательных)  и исполнительных органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления;

8) организация издания  специальной литературы;

9) обеспечение прямых  связей в пределах предоставленной  компетенции с соответствующими  органами других государств и  международными организациями, сотрудничества  с ними, заключения соглашений  по вопросам правовой помощи  и борьбы с преступностью, участия  в разработке международных договоров  РФ;

10) осуществление деятельности  по подготовке и повышению  квалификации прокурорско-следственных  кадров.

 

 

 

 

 

 

3. Правовое регулирование  прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор как  отрасль права представляет собой  совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению  верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и  свобод граждан, законных интересов  личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования  являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми  субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению  режима законности в Российской Федерации.

Методом правового регулирования  служит предусмотренная законом  совокупность взаимосвязанных и  взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В Законе о прокуратуре  содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации  и деятельности органов прокуратуры  составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные  договоры РФ. Организация и порядок  деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что  прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции  определен порядок назначения и  освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих  прокуроров. Данным конституционным  положением закреплена независимость  прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе  органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдение законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.

Однако специфика федеративного  устройства российского государства  и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что  в ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов  РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ.

Однако органы власти субъектов  РФ не имеют права принимать никаких  правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится  исключительно к ведению Российской Федерации.

Информация о работе Понятие, признаки и значения прокурорского надзора