Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:13, курсовая работа
Не смотря на важность данной темы, до сих пор не уделялось должного внимания правовой культуре современного общества. В литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа. Это связано с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием необходимым для его построения.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................4
1.1. Различные подходы к определению понятия правовой культуры ...........4
1.2. Правовая культура и правосознание...........................................................9
Глава 2. ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................12
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................................24
В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к её правам и свободам, низкая роль судебной власти. Большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан от произвола, а лишь место, где человека лишают свободы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, чтобы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон. [1]
Таким образом, одной из особенностей правовой культуры Российской Федерации является то, что недоверие граждан, пренебрежительное отношение к правовой системе, юридическое невежество, отсталость и правовая невоспитанность основной массы населения берет своё начало с давних времён, именно поэтому рассмотрению вопросов правовой культуры, повышению её уровня нужно уделять больше внимания. [5]
Следующая особенность российского правосознания и правовой культуры - несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существуют отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. [1]
Немаловажный фактор правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы каждый виновник был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас её нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано. А мы вначале разрешаем, а затем ограничиваем. Так правовое государство построить невозможно. [2]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нужно кардинально менять отношение народа к правовой системе, потому что в правосознании людей нашей страны сложилась следующая цепочка. Если никто не выполняет законы, зачем выполнять мне? Если мои права нарушаются, почему я должен соблюдать их права? Государство должно предпринять неимоверные усилия, чтобы изменить правосознание нашего общества. И эти усилия должны выражаться прежде всего в обеспечении уже принятых нормативно-правовых актов, в правовой пропаганде. Должна быть улучшена судебная система страны, которая по справедливости считается отражением правового состояния государства. [15]
Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить её способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России. На сегодняшний день обращает на себя внимание негативное отношение молодежи к государству. [10]
В формировании правовой культуры молодежи должны участвовать разные социальные институты - семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединёнными и системными, их действия и работа должны регламентироваться законодательно. Что касается взрослого населения России, здесь также в первую очередь возникает проблема «правового минимума» - обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия проводятся без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях. Средства массовой информации зачастую демонстрируют пренебрежительное отношение к праву, правовым принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях бросается в глаза низкий правовой уровень журналистов. [8]
При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры средств массовой информации. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. [10]
К приоритетным направлениям формирования правовой культуры граждан можно отнести:
- правовое просвещение и правовое информирование;
- развитие правового
- совершенствование системы
юридического образования и
- преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
- совершенствование
Указанные направления представляются приоритетными для повышения уровня правовой культуры и правосознания Российского общества. Именно поэтому, чтобы повысить уровень правовой культуры граждан нашей страны, необходима целенаправленная политика государства.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие, поддержание самих условий существования общества.
В настоящее время можно говорить, скорее, о достаточно низком уровне правовой культуры граждан в нашем обществе, чем о высоком. Основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств.
Долгое время проблемам, связанным с правовой культурой не уделялось должного внимания, сейчас положение несколько улучшилось, но до состояния стабильности ещё очень далеко, так как развитие достойного уровня правовой культуры - очень сложный длительный, процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
В заключении можно сказать, что хотя уровень правовой культуры находится на одной из самым нижних ступенек своего формирования, есть огромный потенциал, который необходимо использовать на практике. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Список использованных источников
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник, 2004.
2. Архипцев Н.И. Уголовно-правовое законотворчество: Проблемы и перспективы совершенствования / Журнал российского права, 2008. №2. С. - 25.
3. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. - 52 с.
5. Григорьева И.В. Теория государства и права : учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
6. Зубанова С.Г. Теория государства и права: учебное пособие, 2010, 64с.
7. Иванов Р.И., Костюков А.И., Кобельский В.И. Основы Российского государства и права. Омск: Омский государственный университет, 1995. 334 с.
8. Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 928 с.
9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.
10. Морозова Л.А. Проблемы
современной российской
11. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура (Методологические проблемы). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.
12. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / под ред. С. С. Алексеева. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.
13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – 776с.
14. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997. - 432 с.
15. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.