Предварительное расследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся стадии предварительного расследования, направленное на выявление возникающих в теории и практике проблем и разработок предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства предварительного расследования.
Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:
- дать понятие и определить значение стадии предварительного расследования;
- дать понятие предварительному следствию и раскрыть его основные моменты;
- рассмотреть дознание как отдельную форму предварительного расследования;

Содержание

Введение
1. Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования
2. Предварительное следствие: понятие и сущность
3. Дознание как форма расследования уголовных дел
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

bestref-218570.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Петрову было предъявлено  обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Он был признан виновным в совершении данного преступления и в настоящее время отбывает наказание в виде 18 лет лишения свободы.

Таким образом, своевременное возбуждение уголовного дела, правильная организация по нему расследования, четкое взаимодействие следствия и уголовного розыска способствовали раскрытию особо тяжкого преступления, установлению и изобличению виновных лиц.

Одним из направлений  повышения качества правоохранительной деятельности является совершенствование информационного обеспечения предварительного расследования преступлений.

Термин "информационное обеспечение" достаточно часто используется в современной научной литературе. В словаре В. Даля указано, что о "обеспечение" означает дать что-либо верное, снабжение чем-либо. Информационным обеспечением в целом называется обслуживание специалистов необходимой научной, технической и иной информацией, осуществляемое информационными службами и органами для ее дальнейшего использования.

Понятие и сущность информационного обеспечения в правоохранительной деятельности определяются характером и видом этой деятельности. В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений информационное обеспечение определяется деятельностью субъектов уголовного процесса, органов следствия и дознания, криминальной милиции, экспертно-криминалистических подразделений. Для каждой службы информационное обеспечение имеет свое назначение.

Необходимо отметить, что предварительное расследование  производится в форме предварительного следствия и дознания,6 т. е. современное уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две выше перечисленные формы расследования преступлений. Формы ПР различаются между собой по категориям тяжести расследуемых преступлений, по органам и должностным лицам, осуществляющим такую деятельность, по процессуальным правилам и срокам производства по уголовным делам.

Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным  делам, за исключением дел о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание - форма ПР преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство ПС не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Дознание как форма расследования в  современных условиях призвана освободить ПС от расследования очевидных, не представляющих большой общественной опасности преступлений, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.

Таким образом, исследовав данный вопрос мы определили что ПР занимает одно из важнейших мест в  уголовном процессе. Мы рассмотрели значение данной стадии в уголовном судопроизводстве, указали формы ПР и определили их основное различие.

 

2. Предварительное следствие: понятие и сущность

 

Предварительное следствие - основная форма предварительного расследования

Предварительное следствие производится по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, а также уголовных дел об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Рассматривая предварительное  следствие в фокусе практического  значения, правомерно обратить внимание на него как на важнейшую составляющую осуществления правосудия, как на особую процессуальную форму, позволяющую  познавать ретроспективные процессы, как на инструмент воздействия на преступность, в том числе с позиции профилактики, и, наконец, как на возможность обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Следователь, решая локальную  задачу при расследовании преступления, одновременно решает задачи, направленные в будущее и относящиеся к укреплению законности, воспитанию граждан в духе уважения законов. Он своими усилиями, их результатом влияет на правосознание окружающих с целью содействия в раскрытии и расследовании преступлений. Сейчас, в период социальной апатии, последняя задача предварительного следствия особенно актуальна и необходима. Выполнение всех задач предварительного следствия преследует одну цель - обеспечение целенаправленной и успешной борьбы с преступностью.

Предварительное следствие - ключ к установлению истины по делу. Предварительное следствие в качестве основной формы расследования большинства криминальных ситуаций существует, как известно, в системах прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в органах федеральной службы безопасности. Органы предварительного расследования в ведомствах расследуют ту категорию преступлений, которая отнесена законом к их подследственности.

Закон обязывает производить предварительное следствие по всем уголовным делам, в том числе о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, за исключением преступлений, по которым может проводиться дознание.8

Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что предварительное  следствие по-прежнему остается основной формой расследования преступлений. При определенных обстоятельствах  и юридических требованиях проведение предварительного следствия обязательно.

Обязательность предварительного следствия можно рассматривать  в двух аспектах: как способ реагирования на событие преступления и как  процессуальную форму расследования  противоправных деяний. В первом варианте предварительное следствие предстает в качестве инструмента, одним из средств борьбы с преступностью, во втором - проявляет особенности процессуального института, применение которого обусловлено обстоятельствами, указанными в законе.

В соответствии с действующим УПК предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, которые законом отнесены к компетенции дознания. Однако по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150) предварительное следствие может проводиться по делам, подследственным дознанию, т.е. фактически по любому уголовному делу.

Таким образом, в качестве условий обязательности предварительного следствия можно назвать подследственность и указания прокурора. Помимо этого, как бы условия второго порядка - невозможность производства дознания в установленные законом сроки и отсутствие подозреваемого по делам, подследственным дознанию.

Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации  предусматривает особый порядок  расследования уголовных дел  в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Для таких дел предусмотрены особые правила производства, призванные создать дополнительные гарантии полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним.

Справедливо заметить, что  в полной мере обеспечить надлежащий порядок расследования преступлений, совершаемых подростками, возможно только на предварительном следствии. Оно обеспечивает наиболее благоприятные  условия для осуществления уголовного преследования при максимальном обеспечении прав и законных интересов участников процесса.

Известно, что подростки  совершают и совершенно очевидные, как бы не требующие скрупулезного расследования преступления. В этих случаях (за исключением тяжких и особо тяжких преступлений), при отсутствии психических отклонений у подростка, по ходатайству законного представителя подозреваемого и его защитника по письменному указанию прокурора целесообразно разрешить производство дознания. Конечно, при условии деятельного раскаяния подозреваемого.

Сейчас, как уже выше сказано, предварительное расследование (следствие) осуществляется в четырех ведомствах, три из которых (органы внутренних дел, прокуратуры и органы по контролю за оборотом наркотиков) реально расследуют уголовные дела о преступлениях подростков. Профилактика осталась в системе органов внутренних дел. Если помнить, что преступность молодеет, а сегодняшние подростки - это наше завтра, то вопрос о едином подходе к борьбе с преступностью несовершеннолетних более чем актуален.9

Необходимо отметить, что правильный порядок исчисления сроков предварительного следствия  и содержания под стражей, без  преувеличения, имеет огромное значение.

Превышение установленных  законом сроков следствия, содержания под стражей нарушает права граждан, тормозит процесс полного, всестороннего, объективного исследования обстоятельств преступления. Наконец, при несоблюдении установленных ст. ст. 133, 97 УПК сроков следственные действия и их результаты приобретают характер неправомочности. Полученные доказательства будут иметь признаки недопустимости, т.е. появляются основания для признания их, не имеющими юридической силы (ч. 3 ст. 69 УПК).

Отметим, что время  рассмотрения прокурором поступившего к нему уголовного дела с обвинительным  заключением в срок предварительного следствия не включается.

Возникают затруднения  при исчислении срока следствия  в случае соединения нескольких уголовных  дел в одно производство.

Выделяться уголовное  дело, как известно, может по основаниям, предусмотренным законом. Исходя из них, устанавливается и порядок исчисления срока по выделенному делу.

С момента выделения  уголовного дела срок следствия по нему начинается заново исчисляться  только в двух случаях: при расследовании  какого-либо иного, не расследовавшегося ранее эпизода преступления, а также - в отношении действий другого выявленного лица. В иных ситуациях срок исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела.10

При возвращении судом  на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела.

Поскольку начало течения  срока содержания под стражей  тем самым обозначено со дня поступления  уголовного дела прокурору, такое законоположение  повлияло на практику исчисления срока  предварительного следствия. Во избежание  различного подсчета процессуальных сроков срок предварительного следствия по этой категории дел исчисляется так же, как и срок содержания под стражей.

Приостановление и возобновление предварительного следствия.

Приостановление предварительного следствия - это вынужденная мера, обусловленная невозможностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого.

Основания, порядок и  сроки приостановления предварительного следствия регламентируются ст. 208 УПК  РФ. Основанием приостановления предварительного следствия является наличие одного из следующих обстоятельств:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) подозреваемый или  обвиняемый скрылся от следствия,  либо место его нахождения  не установлено по иным причинам;

3) место нахождения  подозреваемого или обвиняемого  известно, однако реальная возможность  его участия в уголовном деле  отсутствует;

4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Процессуальный порядок  приостановления предварительного следствия включает в себя выполнение и соблюдение предусмотренных законом  условий приостановления следствия: выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, принятие мер к их розыску либо установлению лица, совершившего преступление.13

Если по уголовному делу привлечено два и более обвиняемых, а основания для приостановления  относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых (ч. 3 ст. 208).

Сущность института  приостановления предварительного следствия состоит не только во временном перерыве в производстве следствия в связи с отсутствием центральной фигуры уголовного процесса - обвиняемого, но и в устранении причин, препятствующих завершению расследования, в целях решения задач уголовного судопроизводства при соблюдении прав и законных интересов граждан, нарушенных совершенным преступлением.

Анализ содержания деятельности следователя по приостановленному  уголовному делу позволил выделить ряд  основных факторов, влияющих на результаты деятельности по обнаружению обвиняемых (подозреваемых). К ним относятся: несвоевременность объявления розыска, отсутствие четкого разграничения компетенции субъектов розыскной работы и их взаимодействия, недостаточная активность следователей по розыску обвиняемых как до, так и после приостановления дела, отсутствие средств, необходимых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого.14

В деятельности следователя  в рассматриваемом направлении  можно выделить три самостоятельных  этапа, каждый из которых имеет свои специфические задачи и особенности. Первый этап - это профилактическая работа следователя, направленная на предотвращение возможности лицу, совершившему преступление, скрыться. Начинается эта деятельность с момента возбуждения уголовного дела следователем и заканчивается избранием в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или отобрания обязательства о явке. Второй этап начинается с момента получения информации об отсутствии обвиняемого в месте проведения предварительного следствия (неявка к следователю по вызову, отсутствие по месту постоянного жительства и т.п.) и заканчивается (в случае, если он скрылся) объявлением его розыска. Основной задачей следователя здесь является установление факта и причин отсутствия лица, совершившего преступления (обвиняемый или подозреваемый скрылся или его местонахождение неизвестно по иным причинам). Третий этап характеризуется деятельностью по розыску обвиняемого (подозреваемого), который начинается с момента его объявления и продолжается до обнаружения обвиняемого (подозреваемого) либо прекращения уголовного дела по различным основаниям, предусмотренным законом. Под розыском обвиняемого (подозреваемого) следует понимать деятельность следователя и органов дознания, представляющую собой предусмотренную уголовно-процессуальным законом и другими нормативными актами совокупность следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мер, направленных на обнаружение и задержание скрывшегося обвиняемого (подозреваемого), а также обвиняемого (подозреваемого), местонахождение которого неизвестно органам следствия по иным причинам, в целях создания условий для разрешения конкретного уголовного дела.15

Информация о работе Предварительное расследование