Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование вопросов, касающихся стадии предварительного расследования, направленное на выявление возникающих в теории и практике проблем и разработок предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства предварительного расследования.
Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:
- дать понятие и определить значение стадии предварительного расследования;
- дать понятие предварительному следствию и раскрыть его основные моменты;
- рассмотреть дознание как отдельную форму предварительного расследования;
Введение
1. Понятие и значение стадии предварительного расследования. Формы предварительного расследования
2. Предварительное следствие: понятие и сущность
3. Дознание как форма расследования уголовных дел
Заключение
Список используемой литературы
Петрову было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Он был признан виновным в совершении данного преступления и в настоящее время отбывает наказание в виде 18 лет лишения свободы.
Таким образом, своевременное возбуждение уголовного дела, правильная организация по нему расследования, четкое взаимодействие следствия и уголовного розыска способствовали раскрытию особо тяжкого преступления, установлению и изобличению виновных лиц.
Одним из направлений повышения качества правоохранительной деятельности является совершенствование информационного обеспечения предварительного расследования преступлений.
Термин "информационное
обеспечение" достаточно часто используется
в современной научной
Понятие и сущность информационного обеспечения в правоохранительной деятельности определяются характером и видом этой деятельности. В деятельности по раскрытию и расследованию преступлений информационное обеспечение определяется деятельностью субъектов уголовного процесса, органов следствия и дознания, криминальной милиции, экспертно-криминалистических подразделений. Для каждой службы информационное обеспечение имеет свое назначение.
Необходимо отметить,
что предварительное
Производство предварительного
следствия обязательно по всем уголовным
делам, за исключением дел о
Дознание - форма ПР преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство ПС не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Дознание как форма расследования в современных условиях призвана освободить ПС от расследования очевидных, не представляющих большой общественной опасности преступлений, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними.
Таким образом, исследовав данный вопрос мы определили что ПР занимает одно из важнейших мест в уголовном процессе. Мы рассмотрели значение данной стадии в уголовном судопроизводстве, указали формы ПР и определили их основное различие.
2. Предварительное следствие: понятие и сущность
Предварительное следствие - основная форма предварительного расследования
Предварительное следствие производится по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК, а также уголовных дел об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).
Рассматривая предварительное
следствие в фокусе практического
значения, правомерно обратить внимание
на него как на важнейшую составляющую
осуществления правосудия, как на
особую процессуальную форму, позволяющую
познавать ретроспективные
Следователь, решая локальную
задачу при расследовании
Предварительное следствие - ключ к установлению истины по делу. Предварительное следствие в качестве основной формы расследования большинства криминальных ситуаций существует, как известно, в системах прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также в органах федеральной службы безопасности. Органы предварительного расследования в ведомствах расследуют ту категорию преступлений, которая отнесена законом к их подследственности.
Закон обязывает производить предварительное следствие по всем уголовным делам, в том числе о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, за исключением преступлений, по которым может проводиться дознание.8
Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что предварительное следствие по-прежнему остается основной формой расследования преступлений. При определенных обстоятельствах и юридических требованиях проведение предварительного следствия обязательно.
Обязательность
В соответствии с действующим УПК предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, которые законом отнесены к компетенции дознания. Однако по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150) предварительное следствие может проводиться по делам, подследственным дознанию, т.е. фактически по любому уголовному делу.
Таким образом, в качестве
условий обязательности предварительного
следствия можно назвать подсле
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает особый порядок расследования уголовных дел в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Для таких дел предусмотрены особые правила производства, призванные создать дополнительные гарантии полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним.
Справедливо заметить, что
в полной мере обеспечить надлежащий
порядок расследования
Известно, что подростки совершают и совершенно очевидные, как бы не требующие скрупулезного расследования преступления. В этих случаях (за исключением тяжких и особо тяжких преступлений), при отсутствии психических отклонений у подростка, по ходатайству законного представителя подозреваемого и его защитника по письменному указанию прокурора целесообразно разрешить производство дознания. Конечно, при условии деятельного раскаяния подозреваемого.
Сейчас, как уже выше сказано, предварительное расследование (следствие) осуществляется в четырех ведомствах, три из которых (органы внутренних дел, прокуратуры и органы по контролю за оборотом наркотиков) реально расследуют уголовные дела о преступлениях подростков. Профилактика осталась в системе органов внутренних дел. Если помнить, что преступность молодеет, а сегодняшние подростки - это наше завтра, то вопрос о едином подходе к борьбе с преступностью несовершеннолетних более чем актуален.9
Необходимо отметить, что правильный порядок исчисления сроков предварительного следствия и содержания под стражей, без преувеличения, имеет огромное значение.
Превышение установленных законом сроков следствия, содержания под стражей нарушает права граждан, тормозит процесс полного, всестороннего, объективного исследования обстоятельств преступления. Наконец, при несоблюдении установленных ст. ст. 133, 97 УПК сроков следственные действия и их результаты приобретают характер неправомочности. Полученные доказательства будут иметь признаки недопустимости, т.е. появляются основания для признания их, не имеющими юридической силы (ч. 3 ст. 69 УПК).
Отметим, что время рассмотрения прокурором поступившего к нему уголовного дела с обвинительным заключением в срок предварительного следствия не включается.
Возникают затруднения при исчислении срока следствия в случае соединения нескольких уголовных дел в одно производство.
Выделяться уголовное дело, как известно, может по основаниям, предусмотренным законом. Исходя из них, устанавливается и порядок исчисления срока по выделенному делу.
С момента выделения уголовного дела срок следствия по нему начинается заново исчисляться только в двух случаях: при расследовании какого-либо иного, не расследовавшегося ранее эпизода преступления, а также - в отношении действий другого выявленного лица. В иных ситуациях срок исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела.10
При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела.
Поскольку начало течения срока содержания под стражей тем самым обозначено со дня поступления уголовного дела прокурору, такое законоположение повлияло на практику исчисления срока предварительного следствия. Во избежание различного подсчета процессуальных сроков срок предварительного следствия по этой категории дел исчисляется так же, как и срок содержания под стражей.
Приостановление и возобновление предварительного следствия.
Приостановление предварительного следствия - это вынужденная мера, обусловленная невозможностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого.
Основания, порядок и
сроки приостановления
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или
обвиняемый скрылся от
3) место нахождения
подозреваемого или
4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.
Процессуальный порядок
приостановления
Если по уголовному делу
привлечено два и более обвиняемых,
а основания для
Сущность института
приостановления
Анализ содержания деятельности следователя по приостановленному уголовному делу позволил выделить ряд основных факторов, влияющих на результаты деятельности по обнаружению обвиняемых (подозреваемых). К ним относятся: несвоевременность объявления розыска, отсутствие четкого разграничения компетенции субъектов розыскной работы и их взаимодействия, недостаточная активность следователей по розыску обвиняемых как до, так и после приостановления дела, отсутствие средств, необходимых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого.14
В деятельности следователя в рассматриваемом направлении можно выделить три самостоятельных этапа, каждый из которых имеет свои специфические задачи и особенности. Первый этап - это профилактическая работа следователя, направленная на предотвращение возможности лицу, совершившему преступление, скрыться. Начинается эта деятельность с момента возбуждения уголовного дела следователем и заканчивается избранием в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или отобрания обязательства о явке. Второй этап начинается с момента получения информации об отсутствии обвиняемого в месте проведения предварительного следствия (неявка к следователю по вызову, отсутствие по месту постоянного жительства и т.п.) и заканчивается (в случае, если он скрылся) объявлением его розыска. Основной задачей следователя здесь является установление факта и причин отсутствия лица, совершившего преступления (обвиняемый или подозреваемый скрылся или его местонахождение неизвестно по иным причинам). Третий этап характеризуется деятельностью по розыску обвиняемого (подозреваемого), который начинается с момента его объявления и продолжается до обнаружения обвиняемого (подозреваемого) либо прекращения уголовного дела по различным основаниям, предусмотренным законом. Под розыском обвиняемого (подозреваемого) следует понимать деятельность следователя и органов дознания, представляющую собой предусмотренную уголовно-процессуальным законом и другими нормативными актами совокупность следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мер, направленных на обнаружение и задержание скрывшегося обвиняемого (подозреваемого), а также обвиняемого (подозреваемого), местонахождение которого неизвестно органам следствия по иным причинам, в целях создания условий для разрешения конкретного уголовного дела.15