Предварительное расследование понятие и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Предварительное расследование: понятия и задачи.
2. Органы предварительного следствия, их компетенция.

Вложенные файлы: 1 файл

правохранительные готово.docx

— 46.60 Кб (Скачать файл)

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.10

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК.11 Там же устанавливается и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности:

- следователи прокуратуры уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел, работники таможенной службы и др.), а равно опосягательствах, совершенных такими лицами;

- следователи федеральной службы безопасности — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;

- следователи федеральных органов налоговой полиции о преступлениях против государственной системы налогообложения (главным образом уклонение от уплаты налогов граждан и организаций);

- следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д.), в том числе о всех преступлениях несовершеннолетних.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (например, прекращение уголовных дел по некоторым основаниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.12 Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение. Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам. Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и федеральных органах налоговой полиции.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

Возглавляют эти аппараты подразделения, входящие в состав высших органов конкретных ведомств. К примеру, в Генеральной прокуратуре РФ имеется Следственное управление, в Федеральной службе безопасности РФ — тоже Следственное управление, а в Министерстве внутренних дел — Следственный комитет, работой которого руководит непосредственно один из заместителей министра.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т.д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В качестве примера структуры следственного аппарата можно было бы привести ту, которая предусматривается Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422. Возглавляет эту структуру, как отмечено выше, Следственный комитет при МВД РФ, которым руководит заместитель Министра — начальник комитета, назначаемый Президентом РФ по предложению Правительства РФ. В субъектах Федерации организуются главные следственные управления, следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел. Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.13 Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т.д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы. Руководители подразделений этого уровня назначаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции: осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам и оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.14 Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованыв следственной работе, и т.д.

На основном уровне (к примеру, в районах и городах) следственные подразделения создаются не всегда, поскольку объем работы не позволяет вводить достаточное для этого количество должностей следователей. Существует немало районов и городов (особенно в сельской местности и в отдаленных регионах страны), где, скажем, в прокуратурах работают один или два следователя. Создавать для них какие-то структурные подразделения (группы, отделения, отделы и т.п.) попросту неразумно: ими руководят непосредственно прокуроры или их помощники. Что касается следственных аппаратов службы безопасности и налоговой полиции, то для них на уровне районов или городов, пожалуй, в большинстве случаев нет постоянной нагрузки. Здесь подследственные им дела могут "возникнуть", максимум, один раз в несколько лет, и с такими делами вполне могут справиться следователи из вышестоящих структур (республиканских, краевых и других приравненных к ним). Естественно, в подобных случаях нет необходимости не только в организации следственных подразделений, но и во введении постоянных должностей следователей.15

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины, специальные звания (органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь то следователя, старшего следователя, следователя по особым делам и т.д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список литературы

Нормативно правовые акты: 
1.Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Асамблеей ООН 10 декабря 1948г.// Российская газета.-1995-5 апреля.

2. Конституция Российской Федерации: основной Закон от 12.12.1993  с изм. и доп.- М.,2012.-64с.

3. ФКЗ «О судебной системе  РФ» от 31.12.1996 г. // СЗ РФ, 1997, №1.

4. ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» от 12.08.1995г. // СЗ РФ, 1995, № 33.

5. ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон РФ  «О прокуратуре РФ» от 17.11.1995 г. // СЗ РФ, 1995, № 47.

6.Закон «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в  РФ» от 31.05.2002 г. //СЗ. 2002. № 23.

7. Основы законодательства о нотариате от 11.02.1993 г. //ВС. 1993. № 10.

8.Уголовный кодекс Российской Федерации :федер. закон от 01.01.1997г. № 63 ФЗ(с изм. и доп.)-М., 2013.-176с.

9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федер.закон от 01.07.2001 N 174-ФЗ (с изм. и доп.)-М., 2012

10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г. N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп".

11.Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1991г.-№52.-Стр.1865

Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 г. // ВВС, 1992, № 30.

Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 7.08.1981 г. // СЗ РФ, 1994, № 32.

12.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под общ.ред. В.М. Лебедева. М., 2002.

Научная и методическая литература:

1.Беленков Р.А. Правоохранительные органы: Конспект лек М.: Приориздат, 2003.

2.Вандышев В. Уголовный процесс. Конспект лекций. Изд. 2, исп. и доп . –Спб.: Питер, 2002.

3.Габричидзе Б. И., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Правоохранит органы Российской Федерации. — М.: Дело и Сервис (ДИС), 2002.

4.Григонис Э.П. Правоохранительные органы: Учебник для вуСПб: Питер Бук, 2002.

5.Гриненко А.В., Жариков Ю.С. Правоохранительные органы РоссийскойФедерации: Краткий учебный курс. — М.: Норма, 2005.

6.Головко Л.В. Новый УПК Российской Федерации в контексте сравнительного уголовно-процессуального права // Государство и право. - № 5. - 2002.

7.Гуценко К. Ф., Ковалев  М. А. Правоохранительные органы Ф. Гуценко. — М.: Зерцало, 2000.

8.Дмитриев Ю.А., Шапкин  М.А. Правоохранительные органы Росс  Федерации. — М.: Эксмо, 2005.

9.Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Уголовный процесс. - СПб.: Питер, 2003.

10.Кобзарев Ф. М., Кобзарева  В. Ф. Правоохранительные орг М.:МПСИ, 2002.

11.Кобликов А.С. Уголовный процесс. - М.: Юридическая литература, 1996. 12.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ.ред. В.И. Радченко. - М.: Юстицинформ, 2003. 13.Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под общ.ред. В.В. Мозякова. - М., 2002.

14. Коновалов В. Групповой метод расследования.// Законность. - 1995.-№7.

15.Ландау И.Л. Эффективность применения технических средств на предварительном следствии". - Калининград, 1993.

16.Лиманский В.А. Правоохранительные  органы. Сборник схем : Учебное пособие  для вузов. — СПб: Паритет, 2003.

17.Организация и планирование деятельности следственных бригад. Методическое пособие. - М.,1990.

18.Правоохранительные органы  Российской Федерации: Учебник ред. В. П. Божьева. — М.: Спарк, 2002.

19.Синеокий О.В. Виды следственных и следственно оперативных групп. //Государство и право. - 1997. - №1.

Информация о работе Предварительное расследование понятие и формы