Предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение предварительного следствия в уголовном процессе;
2. Раскрыть понятие и задачи предварительного следствия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Значение предварительного следствия 7
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами 9
1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 37
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия 37
2.2. Проведение предварительного следствия на примере 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ А.У..docx

— 116.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

7

1.1 Значение предварительного  следствия

7

1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами

9

1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры

14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

37

2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия

37

2.2. Проведение предварительного следствия на примере

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

57


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предварительное следствие является одним из наиболее важных уголовно-процессуальных институтов. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного следствия.

К сожалению, УПК РФ по ряду позиций не всегда ориентирован на объективные возможности и потребности общества в сфере борьбы с преступлениями и, в части, касающейся концепции предварительного следствия, не безупречен.

Например, закон относит следователя к числу участников уголовного процесса со стороны обвинения. Хотя простая и понятная логика реальных процессуальных отношений убедительно свидетельствует о том, что любой участник уголовного процесса, в том числе и обвиняемый, хотел бы видеть в следователе не очередного обвинителя, а независимого и непредвзятого представителя общества и государства. Он будет способен уже в самом начале уголовного процесса квалифицированно разобраться в обстоятельствах дела и дать им объективную правовую оценку.

По этой причине, весьма сомнительно включение в структуру процессуальных обязанностей следователя уголовного преследования.

Подобное решение законодателя способно спровоцировать проявление обвинительного уклона в деятельности следователя, нанести немалый урон процессу отправления правосудия как воплощения справедливости.

Малоубедительно, стремление законодателя без должного осмысления и необходимости ситуационной и правовой адаптации внедрить отдельные элементы состязательности непосредственно в процедуру проведения следственных действий1.

Защитник, участвуя в следственном действии (например, в допросе), по своему усмотрению и не считаясь с мнением следователя, проводящего данное следственное действие, вправе давать своему подзащитному краткие консультации прямо в ходе следственного действия (ч. 2 ст. 53 УПК РФ). В результате, в одном из наиболее желательных вариантов применения указанного положения закона, любое следственное действие, при желании, можно превратить в абсолютно бесполезное занятие, поскольку любой вопрос, любое предложение или инициатива следователя тут же могут быть блокированы встречной инициативой допрашиваемого путем начала консультаций с защитником либо просто имитацией подобных консультаций. При этом, если обвиняемый имеет несколько защитников (ч.1 ст. 50 УПК РФ), то получает право на такие консультации с каждым из них.

Нельзя не заметить и то, что при условии надлежащей организации процессуального контроля и надзора за законностью деятельности следственного аппарата, вряд ли оправданы предпринятые в УПК РФ меры по ограничению процессуальных полномочий следователя в вопросах привлечения к ответственности лиц, занимающих высокие административные и политические посты. И введение в этих целях особого производства по уголовным делам (гл. 25 УПК РФ).

Стремление определенной части административно-политического аппарата приобрести привилегии и иммунитеты, в сфере уголовного судопроизводства - это явно не соответствует конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом.2

Обозначенные выше и некоторые иные проблемы предварительного следствия в силу их общественной значимости требуют всестороннего теоретического анализа и обуславливают актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере правового регулирования производства предварительного следствия.

Предметом выпускной квалификационной работы является предварительное следствие в уголовном процессе.

Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:

1. Показать значение предварительного  следствия в уголовном процессе;

2. Раскрыть понятие и  задачи предварительного следствия;

3. Проанализировать историю  основания и развития предварительного  следствия;

4. Рассмотреть предварительное  следствие, как форму предварительного  расследования;

5. Рассмотреть правовой  статус субъектов предварительного  следствия;

6. Показать какие Процессуальные  акты принимаются и осуществляются  в предварительном следствии;

7. Рассмотреть привлечение  лица в качестве обвиняемого;

8. Раскрыть механизмы  контроля над законностью предварительного  следствия;

9. Рассмотреть структуру  и содержание итогового процессуального  акта - обвинительного заключения;

10. Проанализировать основания  и порядок прекращения производства  по делу.

Теоретическая база исследования: труды ученых: Ефимичева П.С., Шимоновского В., Божьева В., Чистякова В.С., Алексеева Н.С., Ефимичева С.П., Кальницкого В.В., Химичева Г.П., Шейфер С.А. и других в области уголовного процесса.

Эмпирическая база исследования: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, иные нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.

Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод познания, системный подход, формально-нормативный, историко-правовой и другие специальные юридические и общенаучные методы исследования.

Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

 

1.1 Значение предварительного  следствия

Все действия и решения следователя по уголовному делу должны основываться на уголовно–процессуальном законе, поэтому их можно назвать процессуальными действиями. Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела.3 В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было бы назвать следственными действиями. Однако, в законе именуются следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые направлены на обнаружение, проверку, оценку и закрепление доказательств.

В соответствии с ч.1 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

Успешное выполнение органами расследования, прокуратуры и судом, возложенных на них задач предполагает получение в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу достоверного знания относительно совершенного преступления, виновности лица привлекаемого к уголовной ответственности и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, то есть установления объективной истины.4

Как ведется предварительное следствие, какие производятся следственные действия, порядок предъявления обвинения, порядок составления процессуальных документов и так далее – все эти знания необходимы каждому юристу. А в особенности лицам участвующим в уголовном процессе – следователю, прокурору, лицу, производящему дознание, судье, адвокату, и другим лицам (народному заседанию, при осуществлении правосудия).

Несомненно, что при производстве предварительного следствия должны неуклонно соблюдаться принципы уголовного судопроизводства.

Истина устанавливается посредством выдвижения на основе имеющихся фактических данных и последующей проверки предположительных суждений относительно события или деяния, содержащего признаки преступления. При восстановлении уголовного дела сроки предварительного следствия и содержания под стражей исчисляются в порядке, установленном ст. 109,162 и 223 УПК РФ. Если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый немедленно освобождается (ч.3 и ч. 4 ст. 158.1 УПК РФ).

В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи четырех министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, ФСК при Генеральной Прокуратуре РФ и Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков.5

Основной объем работы по расследованию преступлений выполняется следователями Следственного комитета, действующего при МВД РФ.

Подразделения Следственного комитета – его центральный аппарат и территориальные органы обладают некоторой организационно – правовой автономией по сравнению с другими структурными подразделениями системы МВД.6

Следователями Следственного комитета и его территориальных органов действуют в статусе офицеров юстиции и наделены определенной самостоятельностью в вопросах процессуального характера, разрешаемых в процессе расследования преступлений.

В объективном смысле предварительное следствие можно представить себе как предусмотренную законом и обусловленную фактическими обстоятельствами дела строго упорядоченную систему действий и решений властно – распорядительного и информационно- аналитического характера, направленных на выяснение обстоятельств происшествия, ставшего предметом исследования органов расследования. Каждое из следственных действий выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида.7

Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.

В реальной общественной практике данная процессуальная деятельность следователя всегда осуществляется в системе соответствующих культурно-исторических, социально-политических, экономических, правовых и морально-нравственных координат. При этом, она подвергается пристальному общественного и государственному контролю и соответствующим оценкам граждан, общества и государства.8

При этом на разных стадиях развития общества, данные оценки и подходы к пониманию целей, задач правового и социального статуса следователя отмечались определенными особенностями.

 

 

 

 

1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами

Глава 22 Уголовно- процессуального кодекса регламентирует все направления предварительного следствия.

       Статья 162. Срок предварительного следствия, определяет , что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

 В срок предварительного  следствия не включается время  на обжалование следователем  решения прокурора в случае, предусмотренном  пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным Уголовно – Процессуальным Кодексом.

Информация о работе Предварительное следствие