Представительные, исполнительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:34, реферат

Краткое описание

Возникновение, становление и развитие всякого государства берет свое начало с древнейших родоплеменных отношений. Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования и жизнедеятельности, является прообразами современного местного самоуправления.
Теории о местном самоуправлении появляются в первой половине 19 века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органах власти в условиях демократического государства и самодержавия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3-4
Глава 1. История развития местного самоуправления в России………………………………………………………………….….…4-6
Глава 2. Представительные, исполнительные органы местного самоуправления………………………….…………………………………7-17
Глава 3. Представительные, исполнительные органы
г. Волгодонска……………………………………………………………..18-19
Заключение………..………………………………………………………….20
Список используемой литературы………….………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

5) многообразие организационных  форм осуществления местного  самоуправления;

6) соблюдение прав и  свобод человека и гражданина;

7) законность в организации  и деятельности местного самоуправления;

8) гласность деятельности местного самоуправления;

9) коллегиальность и единоначалие  в деятельности местного самоуправления;

10) государственная гарантия  местного самоуправления.5 

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. К ним относятся:

1) обеспечение участия  населения в решении вопросов  местного значения; 

2) управление муниципальной  собственностью, финансовыми средствами  местного самоуправления; 

3) обеспечение комплексного  развития территории муниципального  образования; 

4) обеспечение удовлетворения  потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других  жизненно важных услугах;

5) охрана общественного  порядка (ст. 132 Конституции РФ);

6) защита интересов и  прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, Федеральными Законами, Конституциями, Уставами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы, других форм) так и через органы местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:

- представительные органы местного самоуправления;

- иные органы местного  самоуправления, образуемые в соответствии  с уставами муниципальных образований.      

В общем виде, по выполняемым  функциям (представление интересов  населения и их воплощение в жизнь), органы муниципального управления могут быть разделены на представительные и исполнительные.

В Конституции  РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления  в ч. 2 ст. 130 Конституция РФ называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если в специальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местного самоуправления,  то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций.6  

Представительный  орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются:

1. Обязательности  представительных органов в системе  местного самоуправления - Федеральным  Законом РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ» установлено обязательное наличие в муниципальном образовании выборного органа местного самоуправления.

2. Принцип выборности - представительные органы местного  самоуправления формируются на  основе всеобщего, равного, общего  избирательного права, путем тайного  голосования.

3. Принцип представительного  характера выборных органов местного  самоуправления - представительный  орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы  населения муниципального образования. 

4. Принцип самостоятельности  - наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

5. Принцип ответственности  представительного органа местного  самоуправления - т. е. ответственность  представительного органа наступает  путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа.

6. Принцип обеспечения  законности в деятельности представительного  органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.

7. Принцип гласности  в работе представительных органов  местного самоуправления - представительные  органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан  о своей работе. Гласность реализуется  через встречи и приёмы депутатами  избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.

8. Принцип коллегиальности - представительный орган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.

В ст. 15 ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  установлено, что в исключительном ведении  представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.
  1. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
  1. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении.
  1. Установление местных налогов и сборов.
  1. Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
  1. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования.

Федеральный Закон  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов  местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.

Срок полномочий представительного органа в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило - 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании.

Структура или  внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.   

Представительный  орган включает следующие структурные  звенья:

1. Руководящие  органы и должностные лица  представительного органа. Это, например, председатель и заместитель председателя  представительного органа. Они избираются из числа депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.

2. Функционально  отраслевые подразделения. Это  постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения  и подготовки вопросов, относящихся  к ведению представительного  органа, а также для содействия  реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.

3. Депутаты представительного  органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы.

Основной  формой деятельности представительного  органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Существуют следующие виды заседаний:

1. Очередные  заседания - созываются главой  муниципального образования, либо  председателем представительного  органа в соответствии с планом работы представительного органа.

2. Внеочередные  заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования.

Кроме того, заседания  могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор).

Информация о работе Представительные, исполнительные органы