Преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Совершение практически всех преступлений против мира и безопасности человечества предполагает выполнение виновным активных действий. В объективную сторону некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны) в качестве обязательного признака входит особая обстановка совершения преступления - остановка вооруженного конфликта или военных действий и место совершения преступления - оккупированная территория. Способ совершения преступления законодателем выделяется в таких составах, как применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 159 УК), геноцид (ст. 160 УК) и в ряде других.

Содержание

Введение…………..…………………………………………………….…..…….3
1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человека и их виды……………………………………..............................6
2. Преступления против мира
2.1. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны ………………………………………………………………………...8
2.2. Пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны………..…………………………………………………………….…12
2.3. Производство или распространение оружия массового поражения..15
3. Преступления против человечества
3.1. Геноцид…………………………………………………………………17
3.2. Экоцид………………………………………………………………….20
4. Иные преступления против мира и безопасности человечества
4.1. Наемничество………………………………………………….……....22
4.2. Нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой……………………………………………………………………..25
4.3. Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды……………………………………………………….28
Заключение…………..…………………………………………………………32
Список использованных источников……………………...………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Уг.пр..doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, проект Статуса Международного уголовного Суда был разработан Комиссией Международного права и обсужден на 46 сессии в  мае- июле 1994 года.

Таким образом, проблема определения деяний, относимых  к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока нерешенной в международном праве, и споры в этой области, по всей видимости, будут вестись еще очень долго, что естественно затрудняет их определение и в национальном уголовном законодательстве. Такая проблема стояла и перед разработчиками нового УК Республики Казахстан. Тем не менее, как видно из содержания главы нового УК о преступлениях против мира и безопасности человечества, она отвечает современным международным требованиям борьбы с этими преступлениями.

 

2. Преступления  против мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение  агрессивной войны 

Агрессия (в  переводе с латинского - нападение) - незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против другого, особенно вооруженное нападение на другое государство с целью захвата его территории, ликвидации независимости, изменение политического или общественного строя.

Агрессия - наиболее опасное международное преступление. Сам термин «международное преступление» возник первоначально для того, чтобы охарактеризовать именно агрессивную войну.

Первым многосторонним актом, запрещающим агрессию и объявляющим  ее вне закона, был Парижский пакт 1928 года, предусмотревший международно-правовое обязательство государств об отказе от войны как «орудия национальной политики».

Как видно, еще  до второй мировой войны, агрессия признавалась тягочайшим преступлением против человечества, а Устав Нюрнбергского трибунала  воплотил это положение уже в  четкие правовые нормы.

Так, Нюрнбергский Трибунал признал полностью доказанным, что война, начатая Германией  против Польши 1 сентября 1939 года, была преступной, агрессивной войной, превратившейся в мировую войну, в ходе которой  агрессорами были совершены бесчисленные преступления как против законов и обычаев войны, так и против человечности. Несмотря на это понятие агрессии (агрессивной войны) было определено в решениях Генеральной Ассамблеи ООН только 14 декабря 1974 года в Специальной резолюции (3314). В ней агрессия определяется как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН». Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (часть 2 статьи 15).

Мир - величайшее благо человечества. В сохранении мира заинтересованы все народы, хотя история нашей цивилизации почти не знает периодов, когда бы одновременно на всей планете сохранялся мир. Число жертв военной агрессии огромно.

В статье 8 конституции  нашей республики закреплено, что  «Республика Казахстан уважает  принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».

Общественная  опасность данного преступления заключается в том, что агрессия подрывает мирное сосуществование народов и государств, ведет к многочисленным человеческим жертвам, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, окружающей среды, архитектурных и культурных ценностей.

Непосредственным объектом этого преступления является общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств.

Объективную сторону преступления, предусмотренного частью 1 статьи 156 УК, образуют 3 альтернативные разновидности общественно опасных действий: 1) планирование агрессивной войны; 2) ее подготовка; 3) развязывание агрессивной войны.

Под планированием  агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения  военных действий. На этом этапе  первоначально выбирается предполагаемая жертва агрессии, планируются мероприятия по подготовке к агрессии, определяется стратегия и тактика проведения военных действий, устанавливаются сроки развязывания, а в последующем и ведения агрессивных военных действий. Так, например, хорошо известен, разработанный Германским военным командованием летом 1940 года план «Барбаросса», предусматривавший полный разгром СССР путем «молниеносной войны».

Подготовка  агрессивной войны - это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов развязывания и ведения агрессивной войны. На этой стадии уже осуществляются конкретные мероприятия организационно-военного, материально-технического и иного характера, направленные на обеспечение готовности к началу развязывания и ведения агрессивной войны. Это, прежде всего переориентация экономики на военные нужды, т.е. наращивание производства военной техники, создание резерва продовольствия и горючего, а также увеличение численности вооруженных формирований, активизация разведывательной деятельности, проведение военных учений и осуществление иных мероприятий. Применяя положения Общей части УК, подготовку агрессивной войны также можно определить, как конкретные приготовительные действия, которые (как всякое приготовление к преступлению) создают благоприятные условия для последующего развязывания и ведения агрессивной войны. Конкретный исторический пример позволит закрепить данную разновидность противоправного деяния. Так, в ходе разработки плана «Барбаросса», фашистским руководством стала осуществляться широкомасштабная подготовка к его реализации. Наращивалось производство военной техники, увеличивалось количество дивизий (изыскание и изготовление орудий и средств совершения преступлений), создавались резервы продовольствия и горючего, проводились штабные учения и маневры войск применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизировалась деятельность немецкой разведки по получению данных о дислокации советских вооруженных сил, их вооружения, характере укрепления советских границ, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. То есть совершались иные умышленные действия, направленные на создание условий, способствующих совершению агрессии.

Следует напомнить, что приговор Нюрнбергского трибунала  в особых разделах говорит именно о планировании и подготовке агрессии. В заключительной части, например, Нюрнбергского приговора отмечается вина главных военных немецких преступников в подготовке агрессивной войны. В частности, приговор в отношении Геринга гласит: «…Геринг был  движущей силой агрессивной войны, уступая в этом только Гитлеру. Он был составителем плана и его главным исполнителем во время военной и дипломатической подготовки к войне, к которой стремилась Германия».

Развязывание  агрессивной войны - это уже начало конкретных действий по ее ведению, начало самой войны. Генеральная Ассамблея ООН называет такое развязывание актом агрессии. К ним она относит:

- вторжение или нарушение вооруженными силами одного государства территории другого государства или любую военную оккупацию (захват чужой территории военной силой) или аннексию (насильственное присоединение государством другого государства или народности);

- бомбардировку Вооруженными Силами одного государства территории другого государства или применении любого оружия одного государства против территории другого государства;

- нападение  Вооруженными Силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или флоты другого государства;

- применение Вооруженных Сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушении условий, предусмотренных в соглашении, или любое их продолжение пребывания на этой территории по прекращению действия соглашения;

- действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в расположение другого государства, использовалось этим другим государством против третьего государства;

- засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения Вооруженной Силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно к перечисленным выше актам, или его значительное участие в нем;

- любые другие деяния, квалифицируемые Советом Безопасности ООН в качестве актов агрессии в соответствии с положениями Устава.

 

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в части 4 статьи 15 содержит аналогичный перечень фактов развязывания агрессивной войны.

Как видно, перечень проявления агрессии не является исчерпывающим, и право квалифицировать деяния как акт агрессии принадлежит Совету Безопасности ООН. Это означает, что возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно только после вынесения Советом Безопасности ООН определения о том, что государство совершило акт агрессии. При этом любое его решение о наличии такого акта имеет обязательную силу для национальных судов.

Рассматриваемое преступление является длящимся, для  которого характерно непрерывное осуществление  состава данного преступного  деяния. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и кончается вследствие действия самого виновного, направленного на прекращение преступления (прекращение акта агрессии или ведения боевых операций), или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, полный разгром агрессора).

Состав преступления, предусмотренный статьей 156 УК - формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные сознают, что совершают действия по планированию агрессивной войны, ее подготовке или развязывают войну.

Общим субъектом этого преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Специальный субъект - должностное лицо, в компетенцию которого входит решение вопросов войны и мира.

Часть 2 статьи 156 УК устанавливает уголовную ответственность  за квалифицированный состав данного  преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны - ее ведением. В отличие от третьей стадии - развязывание войны, которая представляет собой начало осуществления акта агрессии, ведение- это совершение действий по продолжению агрессивной войны, которая предполагает широкомасштабную агрессию против другого государства.

  Рассматривая квалифицированный состав анализируемого преступления, необходимо уточнить, что военнопленные, военнослужащие и другие участники войны за борьбу на поле брани, за непосредственное участие в боевых операциях не могут нести уголовной ответственности по части 2 статьи 156 УК, так как не будут являться субъектами этого преступления. Они не подлежат ответственности также на основании статьи 37 УК, согласно которой не признается преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законам интересам лицом, действовавшим во исполнения обязательного для него приказа или распоряжении я. Однако, если военнопленный, а также военнослужащий принимал участие в убийствах и истязаниях мирных граждан, допускал иные нарушения законов и обычаев ведения войны, он без сомнения подлежит уголовной ответственности, но только по статье 159 УК.

 

Пропаганда  и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны 

Война приносит горе и страдания целым народам, приводит к их физическому уничтожению. Она особенно опасна в настоящее время, когда в мире накопился огромный арсенал различных видов оружия, применение которого может привести к катастрофическим последствиям для всего человечества.

Между тем мирное сосуществование государств продолжает нарушаться и в наше время, и чтобы остановить войну, приходится прилагать не мало усилий. Поэтому лучший способ борьбы за мир- это недопущение развязывание войны.

Вряд ли история  человечества знает случаи, когда подготовка государства к агрессивной войне обходилась без идеологической обработки своего населения, отравления его сознания милитаристским духом, пропагандой войны. Именно так обстояло дело перед началом, как первой, так и второй мировых войн.

Пропаганда войны - это преступление, которое создает почву для агрессии и часто предшествует ей. Именно поэтому международные конгрессы в защиту мира не раз требовали строжайшего запрета подобной пропаганды. Уже в 1927 году на конгрессе мира в Афинах была принята резолюция о том, что всякое подстрекательство к войне является международным преступлением. В 1951 году СССР приняла Закон о защите мира, в котором впервые была сформулирована уголовно-правовая норма об ответственности за пропаганду войны. Впоследствии она и стала основой соответствующих статей УК союзных республик (статья 57 УК КазССР 1959 года). Раннее это противоправное деяние относилось к группе особо опасных государственных преступлений, однако, учитывая, что родовым объектом всех норм главы «Преступления против мира и безопасности человечества» нового УК РК является мир как основное условие развития и жизнедеятельности любого народа и государства, рассматриваемая норма УК была включена в данную главу.

Конституция РК запрещает пропаганду и агитацию войны. Правовой гарантией, обеспечивающей этот запрет, является ответственность за пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, установленная статей 157 УК.

Правильно в  свое время указывали авторы учебного пособия «Уголовное право Казахской ССР» под редакцией Г.Ф. Поленова и В.Н.Маркелова, что если уголовный закон любой страны устанавливает наказание за убийство или подстрекатилество к убийству одного человека, то, разумеется, нельзя никак мириться с безнаказанностью того, кто занимается призывом к массовому убийству людей.

Общественная  опасность данного преступления заключается в том, что виновный, воздействуя на сознание и волю людей, стремится побудить их к совершению действий по началу совершения агрессивной  войны.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств.

Объективная сторона преступления выражается в пропаганде агрессивной войны и в публичных призывах к ее развязыванию.

Информация о работе Преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств