Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследованиясостоит в том, что значительно возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ
1.1Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации…………………………………………………………...…………….6
1.2 Функции прокуратуры как государственно-правового института……..….8
1.3 Задачи, стоящие перед органами прокуратуры Российской Федерации...10
ГЛАВА2. СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации ……………………………………………………………………….13
2.2 Система органов прокуратуры Российской Федерации и организационные основы их построения …………………………………………………………..14
2.3 Структура органов прокуратуры……………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

tikhon_kursach (1).docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ                                                   

1.1 Место и роль  прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации…………………………………………………………...…………….6

1.2 Функции прокуратуры как государственно-правового института……..….8

1.3 Задачи, стоящие перед органами прокуратуры Российской Федерации...10

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ

2.1 Принципы организации  и деятельности прокуратуры Российской  Федерации ……………………………………………………………………….13

2.2 Система органов прокуратуры  Российской Федерации и организационные  основы их построения …………………………………………………………..14

2.3 Структура органов прокуратуры……………………………………………20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 23

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования состоит в том, что значительно возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Деятельность прокуратуры регулируется Конституцией и Законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 г.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Системе и организации прокуратуры Российской Федерации посвящен второй раздел Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

Таким образом, общую систему российской прокуратуры можно представить как своеобразную пирамиду, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации, и состоящую из  трех звеньев: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации (и приравненные к ним прокуратуры), прокуратуры городов и районов (и приравненные к ним прокуратуры).

Объектом курсовой работы является  деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и в общественных отношениях, складывающихся между органами прокуратуры и другими государственными органами , а так же гражданами, по осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации а так же законов действующих на всей территории Российской Федерации.

Предметом работы являются единая федеральная централизованная система органов прокуратуры, осуществляющая от имени Российской Федерации, надзор за соблюдением Конституции РФ а так же законов действующих на всей территории РФ

         Цель данного исследования –рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.

В соответствии с поставленной целью ставятся и решаются следующие задачи:

  • изучить историю создания и развития прокуратуры Российской Федерации ;
  • охарактеризовать функции органов прокуратуры;
  • определить задачи, стоящие перед органами прокуратуры Российской Федерации
  • показать принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации;
  • рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;

       Методология и методика исследования основываются на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В качестве базового использован общенаучный диалектический метод познания. Также нашли применение общенаучные методы — анализа, формально-логический и исторический, а также частнонаучные методы — сравнительно-правовой, статистический, метод обобщения правоприменительной практики и др.

Теоретическую основу исследования составили труды таких представителей советской и российской научной мысли в сфере прокурорского надзора, как, Е.Р.Ергашев, А.Э.Жалинский ,А.Г.Звягинцев, П.И.Костенко, Ю.И.Скуратова, С.Н. Герасимова, Л.А.Николаева, и других авторов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Объем курсовой работы составляет 27 страниц. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ

 

 

    1. Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией (ст. 2) высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации1.

        Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а также их применение на территории Российской Федерации. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.

        Одной из таких гарантий является учреждение в системе государственного механизма специального органа - прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства2.

        Органы прокуратуры России имеют богатую историю, насчитывающую уже 290 лет. Первым шагом по созданию прокуратуры стал указ Петра I от 12 января 1722 г. о реформе Сената (правительства), один из пунктов которого предусматривал: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всей Коллегии (по-современному - министерство) по прокурору, который должен рапортовать генерал-прокурору"3.

        После революции 1917 г. прокуратура была упразднена, но через пять лет - в 1922 г. восстановлена и действует до сегодняшних дней.

        Современный этап российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г. с принятия Верховным Советом РФ Закона "О прокуратуре Российской Федерации", который с изменениями действует до сих пор4.

        В настоящее время прокуратура Российской Федерации - это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране. Она представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами. В частности, па прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другие функции.

          Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 "Судебная власть". На этом основании некоторые ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в России осуществляют только суды (ст. 118)5.

        Не принадлежит прокуратура и к законодательной власти, поскольку она Конституцией не наделена законотворческими функциями. Законодательная деятельность в Российской Федерации - прерогатива Федерального Собрания.

     Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство РФ пи в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, федеральной службы. И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти - за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 10)6.

         Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации7.

 

    1. Функции прокуратуры как государственно-правового института

 

Для определения правильного места и роли прокуратуры в системе государственных органов необходимо знать ее функции.

Проанализировав нормы федерального закона о прокураторе, можно выделить следующий перечень функций прокуратуры: надзор; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, а также осуществление международного сотрудничества8.

Очевидно, что первая функция является главной, ее можно разделить на подфункции:

·надзор за исполнением законов госорганами и субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и надз ор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

·надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

·надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

·надзор за исполнением законов судебными приставами

·надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

·надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также законов субъектов Федерации.

Надзор можно назвать комплексным видом деятельности, поскольку он состоит в наблюдении за законностью деятельности огромного круга субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер к ликвидации нарушений, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности9.

При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре10. Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и материалам. Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих требований, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

 

    1. Задачи, стоящие перед органами прокуратуры Российской Федерации

 

Перед Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами поставлена задача основополагающего характера — осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации11.

Реализуя свои полномочия, прокуроры надзирают за тем, чтобы органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан12.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизированы в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: это обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства13.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации