Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследованиясостоит в том, что значительно возрастает роль прокуратуры которая, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ
1.1Место и роль прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации…………………………………………………………...…………….6
1.2 Функции прокуратуры как государственно-правового института……..….8
1.3 Задачи, стоящие перед органами прокуратуры Российской Федерации...10
ГЛАВА2. СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ
2.1 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации ……………………………………………………………………….13
2.2 Система органов прокуратуры Российской Федерации и организационные основы их построения …………………………………………………………..14
2.3 Структура органов прокуратуры……………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

tikhon_kursach (1).docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений36.

 

2.3 Структура органов  прокуратуры

 

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре Российской Федерации, состав которого определяется Генеральным прокурором 37.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

Расследованием преступлений и привлечением к уголовной ответственности лиц, их совершивших, занимаются соответствующие следственные подразделения во всех звеньях прокурорской системы, в том числе и в системе Главной военной прокуратуры38.

Главное следственное управление в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, имеет управления и отделы, в которых предусмотрены должности старших следователей по особо важным делам. Остальные звенья прокурорской системы также имеют в штате следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам. В военных прокуратурах имеются военные и старшие военные следователи, следователи по особо важным делам и старшие военные следователи по особо важным делам39.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры40.

Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники41.

Структурно прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее42.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях43.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           В результате проведённого исследования Прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации можно сделать следующие выводы.

           В современных условиях значительно возрастает роль прокуратуры.                         Прокуратура – конституционный федеральный орган, выполняющий от имени государства функции надзора за исполнением законов федеральными государственными органами исполнительной власти и другими ведомствами, органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

         Определяя задачи прокуроров, Генеральный Прокурор России предлагает подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на соблюдении правового режима, защите гарантированных Конституцией Российской Федерации и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности.

Исходя из выше сказанного следует сделать вывод, что Прокуратура Российской Федерации является федеральной централизовали системой органов, осуществляющая от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органами местного самоуправления, министерствами, ведомствами и иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями вне зависимости от их подчиненности, общественными организациями и движениями, должностными лицами и гражданами.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Обладая общими признаками государственной власти, прокурорская власть имеет ряд специфических черт: независимость от федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Деятельность прокуратуры направлена на реализацию основных функций государства - обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан. Надзорные полномочия обеспечивают законность, правопорядок и реализацию норм права, содержащихся в Конституции, законах и других нормативных актах различными участниками общественных отношений (органами государства, должностными лицами, физическими и юридическими лицами).Так же следует отметить то что ,осуществляя свою деятельность органы прокуратуры соблюдают такие важные принципы организации и деятельности как централизация, независимость, законность и что не мало важно - гласность.

Таким образом, прокуратура не является одной из ветвей государственной власти. Обособленность прокуратуры от трех классических ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть независимым органом. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). // Российская газета. - 21.01.2009. - № 7.

       2.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.

       3.Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.

 

                                     СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

4. Берензон А.Д., Гудкович Ю.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов органами вневедомственного контроля и взаимодействие прокуроров с ними при осуществлении общего надзора. М., 2010.-231с.

5.  Галузо В.Н. Власть прокурора в России. Историко-правовое исследование.Издательство: Юнити-Дана; Закон и право, 2012 .-129с.

6.Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ. Дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. - М., 2000.-135с.

7. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.- 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -234с.

8. Ендольцевой А.В, Прокурорский надзор Российской Федерации: учебник  под ред. О.В. Химичевой. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013 .-132с.

9.Ергашев Е.Р. Организация работы; городской (районной) прокуратуры[Текст]: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2012. – 130 с.

10. Ергашев Е.Р.: Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры [Текст] // Рос. юрид: журн. —2013. — № 1. – 90 с.

11. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 2000.- 165с.

12. Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г.  Око государево. Российские прокуроры.ХУ111 век.-М:РОССПЭН.2005.-5-6с.

13.Звягинцев А.Г. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учебное пособие.Издательство: Юнити-Дана, 2012 .-35с.

14.Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 2005.-106с.

15. Козлов А. Ф. Акты прокурорского надзора: Учеб. пособие [Текст] / А.Ф. Козлов. - Свердловск, 2012. - 301 с.

16.Костенко П.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 2005. № 11.-21с.

17.Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры: Собрание сочинений. М., 2007. Т. 4. -358 с.

18. Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 2005.-35с.

19. Кутафин О.Е. Прокуратура и российская демократия // Прокуратура и следственная практика. - М., 2009. - № 2. -34-40с.

20. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Том 1.2001.-68с.

21. Настольная книга прокурора [Текст] // под ред. С.Н. Герасимова. М.: Экслит, 2012. – 145с.

22. Николаева Л.А. К вопросу о принципах организации и деятельности прокуратуры в современных условиях // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 2002.-70-72с.

23. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 2005. – 422с.

24. Скуратова Ю. И. Акты прокурорского надзора [Текст] // под ред. Ю.И. Скуратова. — М., 2012. - 310 с.

25. Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н.И. Мазутова. - М.: Юрист 2001. – 356с.

26.Рябцев В.П. Понятие и виды функций прокуратуры // Вопросы борьбы с преступностью. М., 2003.-456с.

27. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-издат, 2001.-79с.

 

 

 

 

 

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). // Российская газета. - 21.01.2009. - № 7.

2 Галузо В.Н. Власть прокурора в России. Историко-правовое исследование.Издательство: Юнити-Дана; Закон и право, 2012 .-129с.

3 Казанцева С. М. История царской прокуратуры. - СПб., 2005.-16с.

4 Звягинцев А.Г. История прокуратуры России. Историко-правовой анализ: учебное пособие.Издательство: Юнити-Дана, 2012 .-35с.

5 Звягинцев А.Г.,Орлов Ю.Г.  Око государево. Российские прокуроры.ХУ111 век.-М:РОССПЭН.2005г.-5-6с.

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). // Российская газета. - 21.01.2009. - № 7

7 Костенко П.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 2005. № 11.-21с.

8 Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 2005.-30с.

9 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Том 1.2001.-68с.

10 . Кутафин О.Е. Прокуратура и российская демократия // Прокуратура и следственная практика. - М., 2009. - № 2. -34-40с.

11 Настольная книга прокурора [Текст] // под ред. С.Н. Герасимова. М.: Экслит, 2012. – 45с.

12 Николаева Л.А. К вопросу о принципах организации и деятельности прокуратуры в современных условиях // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. - М., 2002.-72с.

13 Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г., N 47. Ст. 4472.

14 Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю. И. Скуратова. - М.: Норма, 2005.-35с.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации