Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:00, реферат

Краткое описание

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Вложенные файлы: 1 файл

преступность несовершеннолетних.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Однако метод нельзя признать достаточно надежным. При неудавшейся попытке разобщения группы связь подростков может укрепиться, а их поведение приобретает при этом более выраженный антиобщественный характер.

Иным способом профилактического воздействия является переориентация. Суть этого способа заключается в том, что группа в основном сохраняет свой состав, но ее направленность изменяется с помощью предупредительных мер, принимаемых в отношении группы в комплексе.

Превентивное воздействие на каждого участника осуществляется влиянием на всю группу путем:

- переориентации с помощью лидера. Непременное условие данного метода – выделение лидера, который поддается положительному воздействию со стороны органов внутренних дел и способен влиять на других, склоняя их к отходу от преступных замыслов;

- переориентации группы за счет нового лидера с одновременной дискредитацией старого, в результате чего влияние последнего уменьшается;

- включения всех или нескольких членов группы в коллектив с социальнопозитивной направленностью.

Методы разобщения и переориентации следует дополнять контролем за деятельностью профилактируемых, чтобы не допустить возрождения группы на новой основе.

Имеет место быть и еще одна форма предупредительного воздействия на неформальные группы с криминальной направленностью. Это профилактическая изоляция группы. Изоляция группы необходима в тех случаях, когда есть информация о готовящихся массовых драках, беспорядках и когда на это есть необходимое время. Такая изоляция на практике осуществляется двумя способами:

- через родителей подростков, с которыми проводятся беседы, в ходе которых сообщается, что их ребенок участвует в деятельности криминальной группы и есть необходимость отправить его на определенное время в другое место, к родственникам, в спортивно-оздоровительный лагерь, если имеется такая возможность;

- путем административного задержания наиболее активных членов группы.

С нашей позиции, основная часть работы в области предупреждения не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение групповых преступлений требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.

 Чтобы наглядно увидеть  работу ПДН по профилактике  преступлений и правонарушений, можно привести следующий пример.

В ОДН ОУУПДН УМВД Росси по г.о. Домодедово по штату числится 13 инспекторов ПДН. В сфере их обслуживания 8 городских и 24 сельских школ. На профилактическом учете на конец 1 квартала 2014 года состоит 264 несовершеннолетних. Основная масса, порядка 80% за употребление спиртных напитков. За первый квартал инспекторами ПДН в целях профилактики правонарушений и преступлений было проведено порядка 36 оперативно–профилактических рейдов, в результате котолрого было выявлено 42 факту административного правонарушения, составлено 42 административных протокола, из них: по ст. 20.22 КРФоАП – 21, по ст. 7.27 КРФоАП – 2, по ст. 20.21 КРФоАП – 13, по ст. 20.20 ч.1 КРФоАП – 2, по ст. 20.20 ч.2 КРФоАП – 1, по ст. 20.1 КРФоАП – 2.

Было проведено 25 профилактических лекций и бесед в учебных заведениях, направленных на разъяснение несовершеннолетним ответственности за совершение противоправных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Заканчивая рассматривать деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в качестве предложений общего и частного характера по комплексному улучшению стержневой составляющей их работы, представляется целесообразным  рекомендовать:

- с целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля за деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- по всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшении криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки, по результатам которых в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц – как самих инспекторов по делам несовершеннолетних, так и руководителей, обязанных осуществлять должный контроль;

- с нашей позиции, целесообразно ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях. По результатам конкурса целесообразно вручать участникам грамоты, поощрять наиболее отличившихся инспекторов;

- крайне важно разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и обеспечить ими территориальные органы внутренних дел;

Решение сложнейшей проблематики подростковой преступности – это задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений, следовательно, органам внутренних дел целесообразно расширять сотрудничество с общественными и  благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.

В завершение еще раз стоит отметить, что узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является совокупность следующих факторов: социально-экономических, организационно-правовых (состояние законодательства и уровень его соответствия социальной жизни общества), социально-демографических и субъективных (возрастные психологические особенности, мотивация поведения). Кроме того, одной из ключевых причин, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних, является их беспризорность, бродяжничество и как следствие попрошайничество. Несмотря на принимаемые меры по профилактике данных асоциальных явлений в подростковом сегменте, состояние и динамика административных и иных правонарушений несовершеннолетних дают основание сделать вывод о ранее невиданных негативных процессах, протекающих в молодежной среде, и необходимости формирования новой парадигмы превенции правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Эффективность профилактики правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних зависит от следующих условий. 
1. Своевременность. Несвоевременное принятие профилактических мер может повергнуть подростка в неблагоприятные социальные и психологические условия, способствующие изменению его сознания, ценностного отношения к окружающим людям, самому себе. 
Своевременность позволяет предупредить неблагоприятное развитие личности, оздоровить с помощью организационно-педагогических и правовых мер условия жизни и воспитания, положение несовершеннолетнего в коллективе до того, как неблагоприятная ситуация скажется на поведении личности. 
2. Упреждаемость. Данный параметр имеет непосредственное отношение к самому поступку, совершение которого можно было предвидеть. Так, педагог, зная о склонности подростка к алкоголю, может предвидеть, что в день своего рождения он попытается выпить. Спрогнозировать, вовремя провести необходимую профилактическую работу - залог предупреждения асоциального поведения подростка. 
3. Дифференцированность. В процессе профилактической работы важен дифференцированный подход к субъекту воздействия, подбор форм организации и содержания индивидуального подхода к каждому подростку, с которым проводятся профилактические мероприятия с учетом особенностей личности причин неблагоприятной жизненной или воспитательной ситуации. 
4. Последовательность. Последовательное применение различных средств с нарастающим элементом обязательности воздействия на личность несовершеннолетнего. Алгоритм последовательных мер следующий: сначала используются методы убеждения, рассчитанные на самосознание субъекта, на его потенциальные возможности самому критически осмысливать и корректировать свое поведение. Эти методы также анализируются педагогами, родителями, представителями государственно-общественных организаций и другими заинтересованными лицами. Если такие формы не оказывают существенного влияния, то следует использовать меры, реализующие общественную, дисциплинарную, административную ответственность. 
5. Комплексность. Способствует интеграции нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних, а также обязательно взаимодействие в предупредительной работе семьи, общественно-государственных учреждений, правоохранительных органов, образовательных, культурных и научных центров. 
6. Соблюдение компетенции. Данное требование предполагает обеспечение своевременности, достаточности, законности профилактических мер. 
Перечисленные требования к профилактической работе среди несовершеннолетних требует организации оптимальных психолого педагогических условий:

-опору на положительные стороны подростка; 
- участие ученического коллектива (через общественные органы и органы самоуправления); 
- планирование и программирование как обязательный элемент организации профилактической работы; 
- обязательный контроль за подростками (несовершеннолетними), посещающими занятия в учебных заведениях; 
- неотвратимость общественного воздействия на каждый случай нарушения дисциплины

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками ПДН рассматривается не как изолированный комплекс мер (правовых), а как неотъемлемая часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания, использующая средства образовательных, культурных и общественно-государственных учреждений. 
Проведение совместных мероприятий службами профилактики правонарушений несовершеннолетних должно идти по следующим направлениям профилактической работы: 
- обеспечение сотрудничества правоохранительных органов с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями в планировании, организации и содержании профилактических мер; 
- разработка и использование правильных критериев оценки такой работы с обозначенными учреждениями; 
- профессиональная подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, вооружение их всем комплексом педагогических средств борьбы с правонарушениями; 
- совместная организация родительского всеобуча; 
- организация и методическое обеспечение правового воспитания подростков; 
- организация непрерывного информационного взаимодействия между всеми субъектами профилактической деятельности; 
- проведение совместных мероприятий на уровне индивидуальной профилактики, включая оздоровление среды органов в предупреждении и коррекции правонарушающего поведения учащихся. 
 
Работа над указанными направлениями будет способствовать достижению следующих результатов: 
- преодолению педагогической запущенности подростков; 
- формированию у них интереса к избранной профессии; 
- воспитанию активной жизненной позиции; 
- вовлечению подростка в общественно-полезную деятельность; 
- направлению подростка к осознанным действиям посредством переключения его интересов (занятия спортом, туризмом, художественной самодеятельностью, компьютерные клубы, военно-патриотическая работа, интеллектуальные игры и другие виды деятельности); 
- участию подростков в органах ученического самоуправления; 
- работе в общественных организациях.

Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая работа правоохранительных органов и государственно-общественных организаций по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних направлена, прежде всего, на включение подростков в общественно-полезную деятельность в сфере труда и свободного времени. 
Осуществляя действия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, они также стимулируют профилактическую деятельность государственно-общественных организаций, культурных и образовательных учреждений, которые решают частные задачи предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка 1989г. // Система «Консультант – Плюс»

2. Конституция Российской Федерации // Система «Консультант – Плюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Система «Консультант – Плюс»

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации// Система «Консультант – Плюс»

5. Кодекс об административных правонарушениях// Система «Консультант – Плюс»

6. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"// Система «Консультант – Плюс».

7. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Система «Консультант – Плюс»

8. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 “Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации”

Учебная литература.

1. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющего поведения. М.: 2013

2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебн. пособие // Под ред. А.С. Бланков. М.: 2013

3. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2012.

4. Вершинина Г.В., Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 2012г.

5. Каневский Л.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. - М., 2012.

6. Захаров Н.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. М., 2013

7. Канаевский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М., 2012.

8. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних. С-Пб., 2012

9. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М.: 2012.

 

 


Информация о работе Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних