Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:03, отчет по практике

Краткое описание

Уголовные дела в отношении несовершеннолетних представляет собой разновидность особого порядка уголовного судопроизводства. Данный порядок установлен для лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч.1 ст.420 УПК).
Именно возраст лиц, с которого совершено преступление, а также связанные с ним уровень его психического развития, социальный статус, материальное положение и ограниченная дееспособность обусловили разработку специальных общеобязательных требований к уголовному судопроизводству в отношении несовершеннолетних и особого его порядка

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
Основная часть ……………………………………………………………………………5
1 Общая характеристика производства по делам несовершеннолетних………………5
1.1 Понятие несовершеннолетнего возраста…………………………………….5
1.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………………….11
2 Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………………….15
2.1 Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступления…………………………………………………………………………….15 2.2 Причины, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними…………………………………………………………………..21
3 Особенности судебного разбирательства несовершеннолетних…………………...25
3.1 Особенности исполнения приговора………………………………………...25
3.2 Перспективы развития законодательства о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………………… 33
Список использованных источников…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

За совершение административных правонарушений поставлено, а также вследствие совершения преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних ставят на учет. На учете состоят как подростки, так  и родители. Вследствие этого также направляются материалы на лишение родительских прав. Данные материалы направляют в мировой суд (ст. 116 УК РФ).

Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями отдела полиции проводятся беседы в образовательных учреждениях по разъяснению составов преступлений и мер ответственности, несовершеннолетних за совершенные противоправные деяния, осуществляются выезда в населенные пункты территорий с целью организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.

В целях стабилизации сложившейся ситуации по вопросам 
подростковой преступности, считаю необходимым:

  1. Усилить профилактическую работу с лицами, состоящими на 
    учете и совершающими повторно преступления.
  2. Отследить реализацию эффективности мер по организации занятости подростков, состоящих на профилактическом учете и склонных к совершению противоправных деяний, со стороны органов системы профилактики.
  3. Принять неотложные меры по выявлению и постановки на 
    учет преступлений, предусмотренных ст. 150, 151, 156 УК РФ.
  4. Продолжить работу по реализации нового законодательства 
    РФ, предусматривающего ответственность за нарушение правил продажи несовершеннолетним алкогольной, спиртосодержащей продукции (ч. 2.1 ст.14.16 КоАП РФ, ст.151 УК РФ), а также табачных изделий (ч.2 ст.14.2 КоАП РФ).

 

 

 

  1. Особенности судебного разбирательства дел несовершеннолетних

 

3.1 Особенности исполнения приговора

Пребывание несовершеннолетнего осужденного может быть прекращено до достижения им совершеннолетия в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием, если отпадет необходимость в дальнейшем применении к нему данной меры (ч.3 ст.432 УПК).

УПК РФ также допускает и продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа – в случае необходимости завершения им профессиональной или общеобразовательной подготовки и только по ходатайству несовершеннолетнего осужденного (ч.4 ст.432).

Вопрос о продлении либо прекращении пребывания несовершеннолетнего осужденного в указанном учреждении, а также переводе его в другое подобное учреждение рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайства или представления в порядке, предусмотренном ч.ч.4-8 ст.432 УПК.

Контроль осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (ч.6 ст.73 УК) – специализированным учреждением для несовершеннолетних (ч.2 ст.430 УПК).

Уголовный закон определяет основания и порядок отмены условного осуждения или продления испытательного срока (ст.74 УК РФ).

При систематическом неисполнении несовершеннолетним требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия, суд по ходатайству выше указанного учреждения отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия (ч.3 ст.74 УК и ч.5 ст.427 УПК).

Материалы по данным уголовным делам направляются прокурору. Дальнейшее производство продолжается в порядке, установленном частью второй УПК РФ (ч.5 ст.427 УПК).

Лицам в возрасте до 15 лет продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день (ч.3 ст.88 УК).

Исправительные работы отбываются в местах, которые определены органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч.1 ст.50 УК).

Наказание в виде лишения свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях.

После вступления приговора в законную силу, по которому несовершеннолетний, приговорен к лишению свободы, администрация места содержания под стражей должна известить одного из близких родственников или родственников осужденного несовершеннолетнего о том, куда он направляется для отбывания наказания (ч.1 ст.394 УПК, ст.75 УИК РФ).

В соответствии со ст.133 УИК РФ в воспитательных колониях действует наиболее углубленная система отбывания наказания, которая предусматривает четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Льготные условия отбывания наказания являются отличительной чертой воспитательных колоний. Объем прав у осужденного постепенно увеличивается по мере приближения его к освобождению.

Можно отметить, что условия отбывания наказания в воспитательных колониях всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные. Это проявляется не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации и общественных формирований. Эта специфика отражалась и на структуре аппарата управления воспитательной колонии, в том числе и системе центрального аппарата: деятельностью в воспитательной колонии всегда руководило самостоятельное подразделение (отдел или управление), а руководитель этого подразделения в отдельные годы являлся даже заместителем начальника Главного управления мест заключения.

Осужденные, которые содержатся в обычных условиях, проживают в общежитиях, имеют право ежемесячно расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 5 МРОТ.

Увеличено количество предоставляемых осужденным краткосрочных свиданий до восьми и до четырех – длительных свиданий.

Осужденные, которые отбывают наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, имеют право расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 7 МРОТ.

В облегченных условиях осужденные они имеют право на 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных в течение года. По решению начальника воспитательной колонии длительным свиданием можно воспользоваться за пределами воспитательной колонии.

Осужденные, которые содержатся в льготных условиях, могут проживать как в пределах воспитательной колонии, так и за ее пределами. В пределах воспитательной колони они проживают в общежитиях. Также они могут тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах воспитательной колонии средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Без ограничения они могут иметь краткосрочные свидания. Также им предоставляется шесть длительных свиданий в течение года с возможностью проживания за пределами воспитательной колонии.

Законом предусмотрена возможность проживания осужденных, переведенных в льготные условия, в общежитиях за пределами воспитательной колонии. Они могут носить гражданскую одежду и иметь при себе деньги. Законом не уточнено, проживают ли осужденные, содержащиеся в льготных условиях, в общежитиях совместно с другими осужденными либо отдельно от них. Как правило, такие осужденные проживают совместно с другими осужденными.

Осужденные, которые отбывают наказание в строгих условиях, более других осужденных ограничены в свободе передвижения, а также возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий с родственниками, то есть в наиболее значимых для них ценностях. Несовершеннолетние в отличие от осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительных колониях, содержатся в изолированных жилых помещениях, запираемых только в свободное от учебы и работы время. Изолированные помещения оборудованы полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от несовершеннолетних, отбывающих наказание в других условиях.

Приобретение осужденными продуктов питания, а также предметов первой необходимости осуществляется по предварительным заказам из имеющегося в магазине ассортимента товаров. Пользование библиотекой должно происходить в условиях изоляции от других осужденных.

Содержание осужденных в изолированных помещениях осуществляется в строгом соответствии со специальным распорядком дня, который утверждается приказом начальника воспитательной колонии.

Лица, которые отбывают наказание в строгих условиях в изолированном помещении, из состава отрядов и отделений не исключаются. Начальники отрядов, воспитатели, классные руководители, мастера и оперативно-режимные сотрудники воспитательной колонии проводят с ними воспитательную работу по установленному распорядку дня.

Лица, обучающиеся в общеобразовательной школе воспитательной колонии или профессиональном училище, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания выводятся на занятия в соответствующий класс либо группу профессиональной подготовки в сопровождении младшего инспектора. Трудовая же занятость этих осужденных организуется в рабочих кабинетах, оборудованных в изолированном помещении. Медицинский осмотр, санитарная обработка и амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от других осужденных. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в помещения, в котором они проживают.

 

3.2 Перспективы развития законодательства о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Нормы международного права в той или иной области являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие национального законодательства.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации нормы международного права и международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, норма Основного Закона накладывает на нашу страну серьезные обязательства в части добросовестного выполнения международно-правовых норм, особенно тех, которые ратифицированы Россией, а также в части обеспечения их реализации в национальном законодательстве и правоприменительной деятельности.

Глава 50УПК РФ, которая посвящена особенностям производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, вовсе не означает, что Кодекс создал особую модель российского ювенального уголовного процесса, поскольку далеко не все основные идеи ювенальной юстиции нашли свое отражение и развитие в действующем УПК. Таким образом, это означает, что реформирование судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних должно продолжаться.

В связи с этим законодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты.

Как известно, расследование и рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних – это важный и самый сложный из всех участков следственно-судебной деятельности. Многое зависит от того, каким образом будет построена, а также на каких принципах будет основана работа с подростком, нарушившим уголовный закон. Поэтому особое значение в производстве по делам несовершеннолетних приобретают личностные качества лиц, отправляющих правосудие, в частности хорошее знание ими законодательства о несовершеннолетних, умение придать процессу педагогическую направленность, осведомленность в области психологии и педагогики.

Верховный Суд РФ считает, что дела о преступлениях несовершеннолетних должны рассматриваться под председательством одних и тех же судей. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации по вопросам не только права, но и социологии, психологии, педагогики.

Однако на практике дела о преступлениях несовершеннолетних в районных судах рассматривают все судьи, в связи с тем, что специализация в силу малого числа судей затруднительна, а из-за огромного количества дел они просто не могут уделять должного внимания тем делам, по которым в качестве обвиняемых проходят лица, не достигшие 18 лет.

Необходимо согласиться с Е.В. Горбачевой, которая отмечает, что специализация расследования и рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних обеспечивается только инициативой отдельных начальников следственных отделов и председателей судов.

Таким образом, законодателю более целесообразно на нормативном уровне закрепить специализацию как необходимое условие производства по указанной категории лиц, а также определить перечень мероприятий, направленных на ее повсеместное обеспечение в правоприменительной деятельности.

Отдельные регионы РФ уже несколько лет обеспечивают специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, а некоторые пошли по пути создания специализированных (ювенальных) судов.

В то же время в юридической науке назревает необходимость еще больше детализировать предмет доказывания по делам рассматриваемой категории лиц в целях тщательного познания на практике индивидуальных особенностей личности подростка. Например, А.П. Гуськова предлагает дополнить УПК статьей «Установление данных о личности несовершеннолетнего», в соответствии с которой должны будут выясняться обстоятельства, уточняющие социально обусловленные и психологические свойства личности (мировоззрение, нравственные убеждения, интересы, мотивы, чувства симпатии и антипатии, особенности характера, темперамента, потребности, стиль поведения и т.д.). Эта позиция имеет достаточную рациональную основу, если учесть, что условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, его психологические особенности, как показывает обобщение следственно-судебной практики, часто исследуются ненадлежащим образом. По общему правилу дознаватели и следователи ограничиваются поверхностным выяснением указанных обстоятельств на допросах законных представителей и самих несовершеннолетних; педагоги, занимающиеся обучением подростка, допрашиваются крайне редко; характеристики с места учебы (работы) и жительства носят характер «отписок», изобилующих абстрактными фразами.

Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних