Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:03, отчет по практике
Уголовные дела в отношении несовершеннолетних представляет собой разновидность особого порядка уголовного судопроизводства. Данный порядок установлен для лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч.1 ст.420 УПК).
Именно возраст лиц, с которого совершено преступление, а также связанные с ним уровень его психического развития, социальный статус, материальное положение и ограниченная дееспособность обусловили разработку специальных общеобязательных требований к уголовному судопроизводству в отношении несовершеннолетних и особого его порядка
Введение …………………………………………………………………………………..3
Основная часть ……………………………………………………………………………5
1 Общая характеристика производства по делам несовершеннолетних………………5
1.1 Понятие несовершеннолетнего возраста…………………………………….5
1.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………………….11
2 Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………………………………….15
2.1 Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование преступления…………………………………………………………………………….15 2.2 Причины, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними…………………………………………………………………..21
3 Особенности судебного разбирательства несовершеннолетних…………………...25
3.1 Особенности исполнения приговора………………………………………...25
3.2 Перспективы развития законодательства о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………….. 29
Заключение……………………………………………………………………………… 33
Список использованных источников…………………………………………………..
За совершение административных правонарушений поставлено, а также вследствие совершения преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних ставят на учет. На учете состоят как подростки, так и родители. Вследствие этого также направляются материалы на лишение родительских прав. Данные материалы направляют в мировой суд (ст. 116 УК РФ).
Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями отдела полиции проводятся беседы в образовательных учреждениях по разъяснению составов преступлений и мер ответственности, несовершеннолетних за совершенные противоправные деяния, осуществляются выезда в населенные пункты территорий с целью организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.
В целях стабилизации сложившейся ситуации
по вопросам
подростковой преступности, считаю необходимым:
3.1 Особенности исполнения приговора
Пребывание несовершеннолетнего осужденного может быть прекращено до достижения им совершеннолетия в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием, если отпадет необходимость в дальнейшем применении к нему данной меры (ч.3 ст.432 УПК).
УПК РФ также допускает и продление срока пребывания несовершеннолетнего осужденного в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа – в случае необходимости завершения им профессиональной или общеобразовательной подготовки и только по ходатайству несовершеннолетнего осужденного (ч.4 ст.432).
Вопрос о продлении либо прекращении пребывания несовершеннолетнего осужденного в указанном учреждении, а также переводе его в другое подобное учреждение рассматривается единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения в течение 10 суток со дня поступления ходатайства или представления в порядке, предусмотренном ч.ч.4-8 ст.432 УПК.
Контроль осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом (ч.6 ст.73 УК) – специализированным учреждением для несовершеннолетних (ч.2 ст.430 УПК).
Уголовный закон определяет основания и порядок отмены условного осуждения или продления испытательного срока (ст.74 УК РФ).
При систематическом неисполнении несовершеннолетним требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия, суд по ходатайству выше указанного учреждения отменяет постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия (ч.3 ст.74 УК и ч.5 ст.427 УПК).
Материалы по данным уголовным делам направляются прокурору. Дальнейшее производство продолжается в порядке, установленном частью второй УПК РФ (ч.5 ст.427 УПК).
Лицам в возрасте до 15 лет продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов в день, а лицам в возрасте от 15 до 16 лет – трех часов в день (ч.3 ст.88 УК).
Исправительные работы отбываются в местах, которые определены органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, но в районе места жительства осужденного (ч.1 ст.50 УК).
Наказание в виде лишения свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях.
После вступления приговора в законную силу, по которому несовершеннолетний, приговорен к лишению свободы, администрация места содержания под стражей должна известить одного из близких родственников или родственников осужденного несовершеннолетнего о том, куда он направляется для отбывания наказания (ч.1 ст.394 УПК, ст.75 УИК РФ).
В соответствии со ст.133 УИК РФ в воспитательных колониях действует наиболее углубленная система отбывания наказания, которая предусматривает четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Льготные условия отбывания наказания являются отличительной чертой воспитательных колоний. Объем прав у осужденного постепенно увеличивается по мере приближения его к освобождению.
Можно отметить, что условия отбывания наказания в воспитательных колониях всегда были более мягкими по сравнению с учреждениями, в которых отбывают наказание взрослые осужденные. Это проявляется не только в улучшенных условиях быта, обучения, питания, организации физкультурной и культурно-воспитательной работы, труда, но и в системе стимулирования (в том числе мер поощрения и взыскания), организационно-управленческих аспектах всего уклада жизни осужденных, деятельности администрации и общественных формирований. Эта специфика отражалась и на структуре аппарата управления воспитательной колонии, в том числе и системе центрального аппарата: деятельностью в воспитательной колонии всегда руководило самостоятельное подразделение (отдел или управление), а руководитель этого подразделения в отдельные годы являлся даже заместителем начальника Главного управления мест заключения.
Осужденные, которые содержатся в обычных условиях, проживают в общежитиях, имеют право ежемесячно расходовать средства, имеющиеся на их лицевых счетах, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере 5 МРОТ.
Увеличено количество предоставляемых осужденным краткосрочных свиданий до восьми и до четырех – длительных свиданий.
Осужденные, которые отбывают наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитиях, имеют право расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 7 МРОТ.
В облегченных условиях осужденные они имеют право на 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных в течение года. По решению начальника воспитательной колонии длительным свиданием можно воспользоваться за пределами воспитательной колонии.
Осужденные, которые содержатся в льготных условиях, могут проживать как в пределах воспитательной колонии, так и за ее пределами. В пределах воспитательной колони они проживают в общежитиях. Также они могут тратить на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах воспитательной колонии средства, имеющиеся на их лицевых счетах, без ограничения. Без ограничения они могут иметь краткосрочные свидания. Также им предоставляется шесть длительных свиданий в течение года с возможностью проживания за пределами воспитательной колонии.
Законом предусмотрена возможность проживания осужденных, переведенных в льготные условия, в общежитиях за пределами воспитательной колонии. Они могут носить гражданскую одежду и иметь при себе деньги. Законом не уточнено, проживают ли осужденные, содержащиеся в льготных условиях, в общежитиях совместно с другими осужденными либо отдельно от них. Как правило, такие осужденные проживают совместно с другими осужденными.
Осужденные, которые отбывают наказание в строгих условиях, более других осужденных ограничены в свободе передвижения, а также возможности приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, свиданий с родственниками, то есть в наиболее значимых для них ценностях. Несовершеннолетние в отличие от осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях в исправительных колониях, содержатся в изолированных жилых помещениях, запираемых только в свободное от учебы и работы время. Изолированные помещения оборудованы полным комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от несовершеннолетних, отбывающих наказание в других условиях.
Приобретение осужденными продуктов питания, а также предметов первой необходимости осуществляется по предварительным заказам из имеющегося в магазине ассортимента товаров. Пользование библиотекой должно происходить в условиях изоляции от других осужденных.
Содержание осужденных в изолированных помещениях осуществляется в строгом соответствии со специальным распорядком дня, который утверждается приказом начальника воспитательной колонии.
Лица, которые отбывают наказание в строгих условиях в изолированном помещении, из состава отрядов и отделений не исключаются. Начальники отрядов, воспитатели, классные руководители, мастера и оперативно-режимные сотрудники воспитательной колонии проводят с ними воспитательную работу по установленному распорядку дня.
Лица, обучающиеся в общеобразовательной школе воспитательной колонии или профессиональном училище, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания выводятся на занятия в соответствующий класс либо группу профессиональной подготовки в сопровождении младшего инспектора. Трудовая же занятость этих осужденных организуется в рабочих кабинетах, оборудованных в изолированном помещении. Медицинский осмотр, санитарная обработка и амбулаторное лечение осужденных организуются отдельно от других осужденных. Культурно-массовые мероприятия с осужденными проводятся в помещения, в котором они проживают.
3.2 Перспективы развития законодательства о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Нормы международного права в той или иной области являются одним из важнейших факторов, влияющих на развитие национального законодательства.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации нормы международного права и международные договоры РФ, а также общепризнанные принципы являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, норма Основного Закона накладывает на нашу страну серьезные обязательства в части добросовестного выполнения международно-правовых норм, особенно тех, которые ратифицированы Россией, а также в части обеспечения их реализации в национальном законодательстве и правоприменительной деятельности.
Глава 50УПК РФ, которая посвящена особенностям производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, вовсе не означает, что Кодекс создал особую модель российского ювенального уголовного процесса, поскольку далеко не все основные идеи ювенальной юстиции нашли свое отражение и развитие в действующем УПК. Таким образом, это означает, что реформирование судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних должно продолжаться.
В связи с этим законодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты.
Как известно, расследование и рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних – это важный и самый сложный из всех участков следственно-судебной деятельности. Многое зависит от того, каким образом будет построена, а также на каких принципах будет основана работа с подростком, нарушившим уголовный закон. Поэтому особое значение в производстве по делам несовершеннолетних приобретают личностные качества лиц, отправляющих правосудие, в частности хорошее знание ими законодательства о несовершеннолетних, умение придать процессу педагогическую направленность, осведомленность в области психологии и педагогики.
Верховный Суд РФ считает, что дела о преступлениях несовершеннолетних должны рассматриваться под председательством одних и тех же судей. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации по вопросам не только права, но и социологии, психологии, педагогики.
Однако на практике дела о преступлениях несовершеннолетних в районных судах рассматривают все судьи, в связи с тем, что специализация в силу малого числа судей затруднительна, а из-за огромного количества дел они просто не могут уделять должного внимания тем делам, по которым в качестве обвиняемых проходят лица, не достигшие 18 лет.
Необходимо согласиться с Е.В. Горбачевой, которая отмечает, что специализация расследования и рассмотрения уголовных дел несовершеннолетних обеспечивается только инициативой отдельных начальников следственных отделов и председателей судов.
Таким образом, законодателю более целесообразно на нормативном уровне закрепить специализацию как необходимое условие производства по указанной категории лиц, а также определить перечень мероприятий, направленных на ее повсеместное обеспечение в правоприменительной деятельности.
Отдельные регионы РФ уже несколько лет обеспечивают специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, а некоторые пошли по пути создания специализированных (ювенальных) судов.
В то же время в юридической науке назревает необходимость еще больше детализировать предмет доказывания по делам рассматриваемой категории лиц в целях тщательного познания на практике индивидуальных особенностей личности подростка. Например, А.П. Гуськова предлагает дополнить УПК статьей «Установление данных о личности несовершеннолетнего», в соответствии с которой должны будут выясняться обстоятельства, уточняющие социально обусловленные и психологические свойства личности (мировоззрение, нравственные убеждения, интересы, мотивы, чувства симпатии и антипатии, особенности характера, темперамента, потребности, стиль поведения и т.д.). Эта позиция имеет достаточную рациональную основу, если учесть, что условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, его психологические особенности, как показывает обобщение следственно-судебной практики, часто исследуются ненадлежащим образом. По общему правилу дознаватели и следователи ограничиваются поверхностным выяснением указанных обстоятельств на допросах законных представителей и самих несовершеннолетних; педагоги, занимающиеся обучением подростка, допрашиваются крайне редко; характеристики с места учебы (работы) и жительства носят характер «отписок», изобилующих абстрактными фразами.
Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних