Прокуратура Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на её территории.

Содержание

Введение
1. Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ
2. Основные полномочия прокуратуры РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Прокуратура.docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

По  дисциплине «Правоохранительные органы»

Прокуратура Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Конституционно-правовой статус  прокуратуры РФ

2. Основные полномочия прокуратуры  РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Конституция Российской Федерации  провозгласила, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации  занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре  Российской Федерации» от 17 января 1992 г. прокуратура Российской Федерации  представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего  надзор за соблюдением Конституции  РФ, и законов, действующих на её территории.

1. Конституционно-правовой  статус прокуратуры РФ

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный  Закон «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов  прокуратуры, принципы их организации  и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях  прокуратуры, работы с кадрами и  другие вопросы.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства  прокуратура Российской Федерации  осуществляет:

надзор за исполнением законов  федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными  и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам  издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными  и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и  руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

надзор за исполнением законов  судебными приставами;

надзор за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В целом же основной функцией прокуратуры  можно назвать охрану основ государственного строя и целостности Российской федерации, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических  лиц. Распространенной является фраза, характеризующая функции прокуратуры - «надзор за точным и единообразным  исполнением законов».

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  участвуют в рассмотрении дел  судами, арбитражными судами, опротестовывают  противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления  судов. Прокуратура Российской Федерации  принимает участие в правотворческой  деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции  осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных  договоров Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации  и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру  Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных  федеральными законами.

Главная задача прокуратуры - осуществление  от имени Российской Федерации надзора  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное  назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов  надзора за исполнением закона, и  указывается на ее место в системе  публично-правовых структур государства. Основные принципы организации и  деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона «о прокуратуре» РФ, это:

принцип единства прокурорской системы;

принцип централизации;

принцип независимости;

принцип законности;

принцип гласности.

Знание и соблюдение этих принципов  имеет большое значение для обеспечения  эффективности функционирования прокуратуры  в системе государственных органов.

Принцип единства прокурорской системы  выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей  и общих задач осуществления  надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого  для всех звеньев прокуратуры  законодательства.

Принцип централизации прокуратуры  означает, что нижестоящие прокуроры  подчиняются нижестоящим, а все  прокуроры - Генеральному прокурору  РФ, который возглавляет всю систему  органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратуры на местах назначаются  Генеральным прокурором РФ. Централизация  органов прокуратуры вызвана  необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что  невозможно осуществить без руководства  прокурорами из единого центра. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура - это единая федеральная система  территориальных специализированных (военные, транспортные, природоохранные  и др.) прокуратуры, которые подчиняются  единому центру - Генеральной прокуратуре  РФ.

Принцип независимости. Согласно ст. 4 Закона «о прокуратуре» органы прокуратуры  осуществляют надзор за исполнением  законов независимо от федеральных  органов, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений. Принцип независимости  организации и осуществления  надзора имеет важнейшее государственное  и политическое значение, так как  только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может  достичь поставленные перед ней  государством цели и задачи.

Среди всех принципов организации  и осуществления надзора важнейшее  значение имеет принцип законности. Этот принцип - необходимое условие  реализации всех остальных принципов  деятельности прокуратуры. Принцип  законности имеет особое значение для  прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона «о прокуратуре», других законодательных актов РФ.

Принцип гласности закреплен в  ст. 4 Закона «о прокуратуре». В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Одна из форм реализации названного принципа прокурорского надзора закреплена в п.6 ст.12 Закона «о прокуратуре». Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

2. Основные полномочия  прокуратуры РФ

Систему органов прокуратуры согласно ст.11 Закона о прокуратуре составляют Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним  военные и другие специализированные прокуратуры (прокуратуры военных  округов, родов войск, флотов, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на режимных объектах и  территориях); научные и образовательные  учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений  и в строгом соответствии с  действующими на территории РФ законами;

действуют гласно в той мере, в  какой это не противоречит требованиям  законодательства РФ об охране прав и  свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

Системность органов прокуратуры  проявляется в их тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. Результаты деятельности нижестоящих прокуратур во многом зависят  от деятельности вышестоящих прокуратур (постановка конкретных задач, контроль исполнения, обеспечение кадрами  и другое), а результаты работы вышестоящих  прокуратур прямо определяются результатами деятельности нижестоящих. Генеральный  прокурор представляет отчет в Федеральное  Собрание РФ и Президенту РФ не только о работе Генеральной прокуратуры  РФ, а о работе всех прокуратур РФ.

Генеральная прокуратура РФ является высшим звеном в системе органов  прокуратуры. Структуру генеральной  прокуратуры составляют главные  управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В законе не приводится исчерпывающий  перечень структурных подразделений  Генеральной прокуратуры РФ. Он устанавливается  приказами Генерального прокурора, который вправе изменять перечень в  зависимости от потребностей общественных отношений. Тем не менее, во всяком перечне  должны обязательно присутствовать отдельные структурные подразделений (в частности, Главная военная  прокуратура) - об этом непосредственно  сказано в законе.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет  Генеральный прокурор РФ. Порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности урегулированы в ч.2 ст.129 Конституции, ст.12 ФЗ «О прокуратуре», а также в ст.ст.179-188 (гл.25 «Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации») Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Срок полномочий Генерального прокурора 5 лет. Генеральный прокурор РФ имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям.

Нижеследующим звеном после Генеральной  прокуратуры следуют прокуратуры  субъектов РФ. Их состав и полномочия определены ст.ст.13, 15, 17 Закона. Прокуратуры  субъектов федерации возглавляют  соответствующие прокуроры, имеющие  первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Здесь образуются коллегии в  составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых  на должность прокурором субъекта.

Прокуроры субъектов РФ руководят  деятельностью прокуратур городов  и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут  вносить изменения в штатные  расписания своих аппаратов и  подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Наконец, низовым звеном системы  органов прокуратуры являются прокуратуры  городов и районов. Их состав и  полномочия определяются ст.ст. 16 и 19 Закона. Указанные прокуратуры возглавляются  прокурором, в них устанавливаются  должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ.

Кроме указанных звеньев системы  прокуратуры РФ, важно принимать  во внимание прокуратуры федеральных  округов. В соответствие с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», территория России была подразделена на семь федеральных округов. В федеральных округах учреждены прокуратуры в полном соответствие с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2000 г. N 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах». По объему полномочий прокуратура федерального округа приравнивается к прокуратуре субъекта РФ. При этом они имеет дополнительные административные полномочия по отношению к прокуратуре субъекта РФ и возглавляется одним из заместителей Генерального Прокурора РФ.

Пункт 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре» гласит, что в системы прокуратуры  входят «военные и другие специализированные прокуратуры», приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов  РФ. Исходя из этого можно утверждать, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур. Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации