Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.1

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Понятие и значение прокурорского надзора …………....…5
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры............................................................................................8
2.1 Принципы единства и централизма прокуратуры…………….10
2.2 Принцип независимости…………………………………...…....12
2.3 Принцип гласности………………………………………..….…17
2.4 Принцип законности…………………. ……………………..….19
2.5 Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры……………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………..…25
Список используемой литературы …………

Вложенные файлы: 1 файл

Принципы организации и деятельности прокурауры.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Понятие и значение прокурорского надзора …………....…5
  2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры............................................................................................8

2.1 Принципы единства и централизма прокуратуры…………….10

  2.2 Принцип независимости…………………………………...…....12

  2.3 Принцип гласности………………………………………..….…17

  2.4 Принцип законности…………………. ……………………..….19

               2.5 Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры……………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………..…25

Список используемой литературы ………………………………...……26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «прокуратура»  происходит от латинского «procuro» - заботиться, вести дела, предусматривать.

Главная задача прокуратуры – осуществление  от имени Российской Федерации надзора  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.1

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры  закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре  РФ, это: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.

Знание и соблюдение этих принципов имеет большое  значение для обеспечения эффективности  функционирования прокуратуры в  системе государственных органов. Целью представленной работы и является рассмотрение основных принципов организации и деятельности прокуратуры.

Следует отметить, что  принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.

Рассматриваемы нами принципы, реализуются в процессе организации и осуществления  главной функции прокуратуры  — прокурорского надзора.

Организация и осуществление  прокурорского надзора органически  взаимосвязаны и практически  неразделимы. Вот почему нельзя отделить принципы осуществления прокурорского надзора от принципов организации этой деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  значение прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных  федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид  государственной деятельности. Эту  деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского  надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского  надзора как вида государственной  деятельности состоит в том, что  он не относится к деятельности одной  ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной  и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения курса настоящего учебника является освоение терминологии прокурорского надзора, необходимое для изучения всего последующего материала.

Прокурорский надзор - понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.

Предмет прокурорского  надзора. Из рассмотренного выше понятия  прокурорского надзора как вида государственной деятельности, отрасли  юридической науки и учебной  дисциплины вытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые  в теории нередко путают. В соответствии с задачами настоящего издания будет рассмотрен лишь предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности. В этом смысле под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Перечень этих лиц  определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что  в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.

Правовые средства прокурорского  надзора. Это понятие тесно связано  с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие). К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.

Методика прокурорского  надзора. Прокурорский надзор, как отмечалось выше, состоит в применении предусмотренных  Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может  дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

Тактика прокурорского  надзора. Стоящие перед прокуратурой задачи, в том числе по выявлению и устранению нарушений законов, прокурор решает, прибегая к различным методам и используя различные приемы применения предоставленных ему правовых средств.

 

2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

 

Принципы прокурорского надзора – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Приведенное определение  принципов прокурорского надзора  одновременно характеризует два  аспекта. С одной стороны, организационное  построение прокуратуры и ее системное  отношение к иным органам государственной  власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных в Конституции и иных федеральных законах.

Отдельно взятый принцип  не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию и деятельность органов прокуратуры. О влиянии принципов на построение технологии прокурорского надзора можно говорить только в том случае, если рассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающими началами в рамках системы.

Принципами организации  и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации  органов прокуратуры означает, что  эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.

Принцип независимости  в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в  организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и 'органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Принципы единства и централизма прокуратуры

 

Централизация системы органов прокуратуры  проявляется в том, что нижестоящие  прокуроры подчиняются вышестоящим  прокурорам и Генеральному прокурору  РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.2

Важность такого подхода обусловлена тем, что  обеспечение единой законности на всей территории страны возможно при условии  проведения единой иллинии практической деятельности всех органов прокуратуры, едином руководстве Генеральным прокурором со строгим подчинением ему всех нижестоящих прокуроров.3

Информация о работе Прокурорский надзор