Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Конституция РФ и Закон «О прокуратуре РФ» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государства, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Цель моей работы – изучение вопросов, касающихся одной из основных отраслей прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение.
1. Понятие и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...3
2. Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...7
3. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………..11
Задача.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по прокурорскому надзору.docx

— 46.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

     БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

    ИНСТИТУТ ПРАВА

 

  Кафедра уголовного права и процесса

 

 

 

 

  Контрольная работа

 

  по дисциплине «Прокурорский надзор».

         Вариант 1.

Тема: «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина».

 

 

 

 

 

                                                                 

        Выполнила:  студентка 6 курса

      4 группы заочного отделения

                          Аверьянова А. Л.

                  Проверил:

 

                               

 

       

       

 

Уфа – 2013

Содержание:

 

Введение.

1.   Понятие и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...3

2.  Полномочия  прокурора по выявлению нарушений  прав и свобод человека и  гражданина……………………………………………………………………………...7

3.   Средства  реагирования прокурора на выявленные  нарушения прав и свобод человека  и гражданина………………………………………………………………..11

Задача.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение.

 

Деятельность  органов прокуратуры главным  образом заключается в надзоре  за точным и единообразным исполнением  законов в Российской Федерации  и рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной  деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что данная деятельность рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Конституция РФ и Закон  «О прокуратуре РФ» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государства, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Цель моей работы – изучение вопросов, касающихся одной из основных отраслей прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной цели необходимо определить сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, его задачи, объект и предмет; рассмотреть полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

1.   Понятие  и предмет надзора за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина.

 

Конституцией  РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод. Большую роль в реализации этих правовых предписаний выполняют органы прокуратуры РФ.

Выделение прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли  надзора носит отчасти искусственный  характер, поскольку надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина должен также осуществляться и при  «общем» надзоре, надзоре за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзоре за исполнением законов  судебными приставами, а также  надзоре за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Вероятно, законодатель этим шагом (то есть выделением прокурорского надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельной отрасли  надзора) хотел показать, что соблюдение прав и свобод человека играет основополагающую роль в обеспечении правовой защищенности личности.

В приказе  Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об  организации прокурорского надзора  за исполнением законов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина»  указывается на обязанность органов  прокуратуры «…конкретными и  систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина...».

По сути, прокурорский надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина служит дополнительной гарантией справедливого  распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека1.

Предметом надзора, согласно ст. 26 Закона о прокуратуре, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом речь идет не только о правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, но и правах и свободах, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

В теории различаются три группы прав и  свобод человека и гражданина:

- личные права и свободы;

- политические права и свободы;

- социально-экономические права и свободы.

К личным правам и свободам относятся: право  на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу  передвижения и др.

В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права и др.

В совокупность социально-экономических прав и  свобод входят: право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право  на жилище; право частной собственности  и др.

Кроме собственных  граждан на территории Российской Федерации  проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Законодательство содержит нормы, определяющие их правовые возможности в Российской Федерации.

Так, согласно ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским  законодательством, применяются к  отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства, иностранных  юридических лиц. Эти субъекты предпринимательства  – непременные участники хозяйственного оборота; они имеют равные с российскими  предприятиями права и обязанности. Исходной служит ст. 62 Конституции, согласно которой иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

В то же время, как и по законодательству других стран, в Российской Федерации  иностранные граждане не пользуются некоторыми конкретными правами, аналогичными правам и обязанностям граждан России, такими, как избирательные права; на них не распространяется воинская обязанность; иностранные граждане не могут служить в государственном  аппарате и т.д.

Принципиально важным для определения предмета надзора за соблюдением прав и  свобод человека и гражданина является ч. 3 ст. 55 Конституции, устанавливающая, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства».

Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного  реагирования со стороны прокурора.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной  деятельности, служит принцип формального  юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и  судом.

Равенство прав и обязанностей в юридическом  смысле не совпадает с фактическим  положением индивида в обществе. Но только названный подход и гарантирует  прокурора от надзорной ошибки, ибо  право надо рассматривать как  «равный масштаб поведения для  неравных людей».

Ущемление прав одних и противоправное расширение возможностей других граждан – типичная в надзорной деятельности ситуация.

Хорошо  налаженный, действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека может обеспечить эффективное решение  задач обеспечения законности применительно  ко всей содержащейся в законах системе  правовых предписаний на всех уровнях  их применения.

Законодательство  возлагает контроль за законностью на различные органы власти и управления. Прокуратура должна постоянно видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Она не должна подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция2.

Закон о  прокуратуре указывает на недопустимость вмешательства органов прокуратуры  в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В сфере надзора  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина граница, отделяющая правовые ситуации от оперативно-хозяйственной  деятельности, далеко не всегда бывает очевидной. Поэтому здесь особенно важна точность правового анализа имеющихся в распоряжении прокурора фактических данных.

 

2.  Полномочия  прокурора по выявлению нарушений  прав и свобод человека и  гражданина.

 

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре, при осуществлении возложенных  на него функций прокурор:

1) рассматривает  и проверяет заявления, жалобы  и иные сообщения о нарушении  прав и свобод человека и  гражданина;

  1. разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
  2. принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
  3. использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Закона о прокуратуре:

а) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения  органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, иметь доступ к их документам и материалам, проверять  исполнение законов в связи с  поступившей в органы прокуратуры  информацией о фактах нарушения  закона;

б) требовать  от руководителей и других должностных  лиц указанных органов представления  необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения  специалистов для выяснения возникших  вопросов; проведения проверок по поступившим  в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

в) вызывать должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений  законов.

Закон представляет прокурору при надзоре полномочия по разъяснению пострадавшим порядка  защиты их прав и свобод. Обусловлено  это тем, что помимо порядка судебной защиты прав и свобод, установленного Конституцией РФ (ст. 46) возможен и альтернативные способы защиты нарушенных прав. Такая  информация сообщается пострадавшему, при следующих ситуациях: при  его личном обращении за защитой  своих прав в компетентный орган  прокуратуры; когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к  более длительным срокам принятия решения  по данному вопросу. В ходе разъяснения  прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который  может обратиться пострадавший, и  форму обращения в данный орган. Кроме того, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться  спор о восстановлении нарушенного  права. При этом прокурор не составляет от имени лица жалобы в различные  инстанции, исковые заявления, иные документы. Он не подменяет органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению, а лишь разъясняет порядок защиты прав и свобод пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и свобод3.

Закон обязывает  прокурора не только рассматривать  и проводить проверку жалобы, заявления  и иных сообщений о нарушении  прав и свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина