Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:28, контрольная работа

Краткое описание

Конституция РФ и Закон «О прокуратуре РФ» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона. Органы прокуратуры занимают особое место в механизме государства, важнейшей функцией которых является надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Цель моей работы – изучение вопросов, касающихся одной из основных отраслей прокурорского надзора – надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение.
1. Понятие и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...3
2. Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина……………………………………………………………………………...7
3. Средства реагирования прокурора на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………..11
Задача.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по прокурорскому надзору.docx

— 46.22 Кб (Скачать файл)

 При  проведении надзорных мероприятий особое внимание обращать на исполнение должностными лицами требований законов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина. На основе систематического анализа состояния защиты прав в поднадзорных органах выделять наиболее неблагополучные, планировать и проводить работу по профилактике и предупреждению нарушений прав и свобод. Расширять и углублять деловые контакты со средствами массовой информации, представителями общественности. С их помощью активнее освещать работу органов прокуратуры в деле, защиты прав и законных интересов граждан. При этом обеспечивать достоверность и юридическую точность материалов, подлежащих опубликованию.

Согласно  п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре, при  наличии оснований полагать, что  нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию  в соответствии с законом. Это  положение конкретизировано в п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, согласно которому в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и  разрешении сообщений о преступлениях; выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

Участие и реагирование прокурора на нарушение  прав и свобод человека и гражданина, имеющее характер административного  правонарушения, связано с его  полномочиями возбуждать такие дела, согласно ст. 25.11 КоАП РФ. Кроме того, прокурор вправе передать сообщение о факте правонарушения и материалы проверки в орган, правомочный рассматривать дело, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Постановление прокурора (аналогично протоколу об административном правонарушении) направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию  здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно  ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов  граждан, неопределенного круга  лиц (например, значительное число граждан-вкладчиков, беженцев и др.) или интересов  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию  здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд4.

Как закреплено в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

1) с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

3) с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

 

 

3.   Средства реагирования прокурора  на выявленные нарушения прав  и свобод человека и гражданина.

 

В соответствии со ст. 28 Закона о прокуратуре, актами прокурорского реагирования при  осуществлении надзора за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина являются протест и представление  прокурора. Также прокурор может  обратиться в суд в порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Протест приносится на правовой акт, нарушающий права человека и гражданина. Правом принесения протеста на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель  прокурора. В нем заключается  требование об устранении имеющихся  в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или  его отмене.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в  который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его  положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о  его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест с указанием должности и классного чина5.

Законом установлен предельный десятидневный  с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий  повседневный режим работы. Время  рассмотрения протеста представительными (законодательными) органами субъектов  Российской Федерации или органа местного самоуправления, исходя из особенностей организации их деятельности, приурочивается к ближайшему заседанию коллегиального органа.

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки по нарушениям прав человека и гражданина и вносится прокурором или его заместителем. Основанием для его внесения служат установленные  факты нарушений. В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений, закон говорит о том, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

 

4. Задача.

 

В ходе проверки соблюдения трудового  законодательства на одном из предприятий  прокурор установил, что заработная плата рабочим регулярно начисляется, но не выплачивается более шести  месяцев ввиду отсутствия средств  на соответствующем счете.

Каким образом прокурор может отреагировать  на выявленный факт?

Подготовьте проект акта прокурорского  реагирования.

 

Решение.

 

Прокурор  должен провести проверку по факту  невыплаты заработной платы. По результатам проверки организации прокуратура выявит факты задержки выплаты зарплаты, прокурор вносит представление работодателю об устранении нарушений закона. В течение месяца в организации должны предпринять меры по устранению нарушений и сообщить об этом прокурору в письменной форме (ч. 1 ст. 24 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 23.07.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.10.2013)). Внося представление, прокурор предлагает тем самым работодателю в добровольном порядке погасить задолженность по невыплаченной в срок заработной плате, а также уплатить проценты (денежную компенсацию) на сумму задолженности в соответствии с трудовым законодательством либо привлечь отдельных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Внесение представления не исключает для организации или ее руководителя последующее привлечение к административной или уголовной ответственности, но невыполнение содержащихся в нем требований прокурора практически гарантирует наступление этой ответственности. Прокурор имеет право возбудить дело об административном правонарушении по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ либо инициировать возбуждение уголовного дела по ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» УК РФ, если задолженность по зарплате составляет более 2 месяцев и есть основания для привлечения руководства организации к уголовной ответственности.                                  

Госинспекторы по труду или прокурор могут возбудить  административное производство и в  отсутствие жалоб работников, если у них есть достаточные основания  полагать, что организацией или конкретным должностным лицом нарушены требования трудового законодательства, или, например, если организация не удовлетворила  требования, изложенные в представлении  прокурора.

Административная  ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ возможна как для организации, так и для конкретных должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства. Они могут быть возбуждены прокурором либо инспекцией по труду, но рассматриваются по общему правилу инспекциями в течение 15 дней (этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц). По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В качестве наказания применяются штрафы.

Должностное лицо организации (как правило, руководитель или бухгалтер), допустившее задержку выплаты заработной платы, по требованию прокурора или госинспектора  труда может быть привлечено к  дисциплинарной ответственности.

В то же время следует подчеркнуть, что  удовлетворение требований прокурора  о наложении дисциплинарного  взыскания не исключает наступления  других видов ответственности, например наложения административного штрафа на компанию или виновное должностное  лицо.

Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает более жесткую меру административной ответственности для должностных лиц, повторно совершивших правонарушение, за которое уже были наказаны в административном порядке, – дисквалификацию. Эта мера заключается в лишении физического лица на определенный срок права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление им. Дела об административных правонарушениях, возбужденные по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривают только суды. При принятии решения о применении в отношении руководителя или иного должностного лица организации дисквалификации суд направляет исполнительный лист в службу судебных приставов, которая обеспечивает его исполнение.

 

        Проект.

        ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

о возбуждении производства об административном правонарушении

 

г. Уфа 02.10.2013

 

Прокурор  Калининского района г.Уфы, старший советник юстиции

В.В. Михайленко, рассмотрев материалы проверки по факту невыплаты заработной платы ОАО «Восток»

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ходе проверки установлено, что задолженность  по выплате заработной платы перед работниками ОАО «Восток» на 18.09.2013 составила 1 200 000 рублей; из них за март месяц 2013 года – 200 000 руб., за апрель месяц 2013 года – 200 000 рублей, за май месяц 2013 года – 200 000 рублей, за июнь месяц 2013 года 200 000 рублей, за июль месяц 2013 года – 200 000 руб, за август месяц 2013 года – 200 000 руб,

Согласно  п.6 ст. 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем  каждые полмесяца в день, установленный  правилами внутреннего трудового  распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствие со ст. 4 ТК РФ нарушение  сроков выплаты заработной платы  или оплаты ее не в полном размере  относится к принудительному  труду.

Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченное им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты заработной платы работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно  ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем  установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с  уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой  действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации от невыплаченных  в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Несоблюдение  указанных статей Трудового Кодекса  РФ нарушает гарантированные ст. 37 Конституции  РФ право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, а также права работников на своевременную  и в полном объеме выплату заработной платы в соответствие со своей  квалификацией, сложностью труда, количеством  и качеством выполнения работы, закрепленного  ст. 21 ТК РФ.

Таким образом, в действиях ОАО «Восток» усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Учитывая  изложенное, руководствуясь ст.28,4 КоАП РФ, ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Возбудить   производство   об   административном   правонарушении, предусмотренное ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда   в отношении   ОАО «Восток».

Информация о работе Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина