Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:55, автореферат
Целями настоящей работы явились разработка теоретических положений о сущности, содержании, видах и пределах процессуальных полномочий начальника подразделения дознания; рекомендаций по применению правовых норм, их определяющих; выработка предложений по совершенствованию правовой регламентации данных полномочий, а также связанных с ними процессуальных полномочий иных должностных лиц, осуществляющих процессуальное руководство деятельностью дознавателя, и самого дознавателя.
Для достижения данных целей были определены и решались следующие основные задачи исследования:
- провести теоретический анализ понятия и признаков начальника подразделения дознания;
- определить и структурировать функции начальника подразделения дознания;
- раскрыть сущность и содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
- определить виды процессуальных полномочий начальника подразделения дознания и их соотношение с процессуальными полномочиями начальника органа дознания и прокурора по процессуальному руководству деятельностью дознавателя;
- разработать научно-обоснованные рекомендации по правильному применению правовых норм, регламентирующих процессуальные полномочия начальника подразделения дознания;
- выработать предложения по совершенствованию правовой регламентации процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, прокурора и дознавателя.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения 292 расследованных в форме дознания уголовных дел из архивов судов г. Москвы, Воронежской и Орловской областей за 2009-2011 г.г., данные анкетного опроса 65 начальников подразделений дознания и 80 дознавателей органов внутренних дел тех же регионов, опубликованные материалы практики производства дознания и судебной практики, а также статистические данные о деятельности органов дознания.
Научная новизна результатов исследования определяется тем, что в работе впервые в рамках монографического исследования проведен комплексный анализ проблем процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, разработаны теоретические положения, рекомендации и предложения по их разрешению.
Результаты исследования, отражающие их новизну, представлены в диссертации:
- теоретическими положениями, раскрывающими понятие, сущность, содержание, виды и пределы процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, определяющими критерии для оптимального распределения в законе полномочий по руководству деятельностью дознавателя между начальником подразделения дознания, начальником органа дознания и прокурором;
- комплексом рекомендаций по
правильному применению
- совокупностью предложений по совершенствованию правовой регламентации процессуальных полномочий начальника подразделения дознания и взаимосвязанных с ними полномочий начальника органа дознания, прокурора и дознавателя с авторскими формулировками редакций соответствующих правовых норм.
На защиту выносятся следующие основные положения, являющиеся новыми или обладающие элементами новизны:
1. Процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания в настоящее время обладают только должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов федеральной службы судебных приставов, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, возглавляющие подразделения в форме отделов и отделений, созданные в структуре данных органов для реализации их уголовно-процессуальных полномочий, а также их заместители.
Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания вправе осуществлять также должностные лица, возглавляющие указанные органы, их территориальные, в том числе линейные, подразделения и их заместители, наделенные законом полномочиями начальника органа дознания.
Перечень должностных лиц органов дознания, обладающих полномочиями начальника подразделения дознания и начальника органа дознания, необходимо определить в УПК РФ по аналогии с правовой регламентацией перечня должностных лиц, наделенных полномочиями руководителя следственного органа.
2. Начальник подразделения дознания не вправе осуществлять свои процессуальные полномочия в отношении дознавателей, уполномоченных на производство дознания начальником органа дознания, а также групп и направлений дознания. Полномочия начальника подразделения дознания в отношении них реализует непосредственно начальник органа дознания.
3. Подразделения дознания необходимо предусмотреть законом в составе только трех органов дознания: органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов федеральной службы судебных приставов. При этом в органах внутренних дел подразделения дознания необходимо предусмотреть в составе только полиции. Для реализации данного положения диссертант вносит законодательные предложения по уточнению понятия, системы и компетенции органов дознания, а также понятия неотложных следственных действий, которые сформулированы в диссертации.
4. Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания являются по своей сущности правовыми средствами процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей, включающими в себя средства: активации деятельности дознавателей; контроля, обеспечивающего систематическое наблюдение за их деятельностью и проверку соответствия их деятельности требованиям закона; предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности. При этом некоторые полномочия могут быть реализованы начальником подразделения дознания в качестве разных средств руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей.
Содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания составляют конкретные виды процессуальных действий и решений, которые он вправе и обязан при наличии определенных оснований или условий совершать или принимать в соответствии с уголовно-процессуальным законом.
5. В УПК РФ необходимо закрепить процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, вытекающие из иных его полномочий, а также из полномочий дознавателя, которые он вправе осуществлять, а именно: проверять материалы проверки сообщений о преступлении, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении.
6. Начальника подразделения дознания необходимо наделить дополнительными полномочиями: давать дознавателю письменные указания о средствах проверки сообщения о преступлении и о принятии конкретного вида решения; поручать дознавателю выполнение поручений следователя, дознавателя о производстве отдельных следственных действий, утверждать постановление дознавателя о выделении в отдельное производство уголовного дела или материалов уголовного дела; давать дознавателю указания об объеме подозрения; утверждать составленное дознавателем письменное уведомление о подозрении в совершении преступления и постановление о привлечении в качестве обвиняемого; давать согласие дознавателю на вынесение постановления о применении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, принимать решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя; вносить начальнику органа дознания ходатайство о поручении производства дознания группе дознавателей; вносить начальнику органа дознания ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя и об отстранении дознавателя от дальнейшего производства дознания.
7. Полномочиями по процессуальному руководству деятельностью дознавателя, связанными с непосредственным осуществлением уголовного преследования и возникновением отношений с другими органами и лицами, участвующими в уголовном процессе, необходимо дополнительно наделить только начальника органа дознания. К ним следует отнести полномочия: разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, а также на обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
8. В целях разграничения функций процессуального руководства деятельностью дознавателя и прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания необходимо передать начальнику подразделения дознания полномочие прокурора принимать решения о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Полномочия прокурора продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток; давать согласие на возбуждение уголовного дела частного и частно - публичного обвинения; разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; рассматривать жалобы на действия и решения дознавателя; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, необходимо передать в тех же целях начальнику органа дознания.
9. В УПК РФ необходимо предусмотреть определенную последовательность обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания, а также наделить дознавателя полномочием представлять начальнику органа дознания или прокурору в обоснование своей жалобы на указания начальника подразделения дознания не сами материалы уголовного дела, а необходимые их копии, поскольку в противном случае дознаватель лишает себя возможности исполнять указания начальника подразделения дознания, которые для него обязательны. Необходимо также закрепить в УПК РФ положение о том, что обжалование дознавателем указаний начальника подразделения дознания и начальника органа дознания, которые касаются изъятия у него уголовного дела и передачи его другому дознавателю, квалификации преступления и объема обвинения, направления уголовного дела в суд или его прекращения, избрания меры пресечения и производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, приостанавливает их исполнение.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены комплексным применением научных методов исследования правовых явлений, репрезентативным эмпирическим материалом, обширной теоретической и нормативной базой исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации, восполняют пробелы в теории уголовного процесса о сущности, содержании и пределах процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, конкретизируют и дополняют систему научных знаний о функциональной и содержательной характеристике полномочий должностных лиц органа дознания и прокурора, критериях оптимального распределения между ними уголовно-процессуальных полномочий и, тем самым, вносят определенный вклад в развитие науки уголовного процесса, а также определяют ориентиры для дальнейших исследований проблем правового статуса должностных лиц государства в уголовном судопроизводстве.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации рекомендации по применению процессуальных норм, определяющих полномочия начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, дознавателя и прокурора, и предложения по совершенствованию законодательства направлены на оптимизацию и повышение эффективности предварительного расследования в форме дознания.
Сформулированные в диссертации выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы в правоприменительной деятельности органов предварительного расследования, в законотворческой деятельности, в ходе дальнейших научных исследований по проблемам процессуальных полномочий должностных лиц - участников уголовного судопроизводства, в учебном процессе при преподавании дисциплины «Уголовный процесс» и спецкурсов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования нашли свое отражение в опубликованных автором 7 научных статьях, из которых 5 опубликованы в рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
Выводы и предложения, сформулированные в ходе исследования, и основные положения диссертации докладывались автором на межвузовских научно-практических конференциях, проводившихся в НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права»: «Актуальные проблемы юридической теории и практики, совершенствования государственного управления в Российской Федерации (24 ноября 2009 г. - Москва), «Законность и правопорядок в современном российском обществе в интересах устойчивого развития» (20 декабря 2011 г. – Москва), а также на проводившемся на базе ФГКОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России» межвузовском «круглом столе» «Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью» (30 марта 2012 г. – г. Орел).
Результаты исследования используются в учебном процессе при преподавании дисциплины «Уголовный процесс» в НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет».
На основе результатов исследования автором подготовлены Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Пояснительная записка к проекту данного федерального закона, приложенные к диссертации.
Структура диссертации определена в соответствии с предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, характеризуются методологическая, нормативная, теоретическая и эмпирическая основы работы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.
Первая глава «Понятие и признаки начальника подразделения дознания» посвящена раскрытию содержания понятия и правовых признаков начальника подразделения дознания, определению на этой основе пределов его процессуальных полномочий и круга должностных лиц органов дознания, наделенных правом осуществлять его процессуальные полномочия.
На основе анализа понятия и признаков начальника подразделения дознания в диссертации автором сформулирован вывод о том, что процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания в настоящее время обладают только должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов федеральной службы судебных приставов, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, возглавляющие подразделения в форме отделов и отделений, созданные в структуре данных органов для реализации их уголовно-процессуальных полномочий, а также их заместители.
Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания вправе осуществлять также должностные лица, возглавляющие указанные органы, их территориальные, в том числе линейные, подразделения и их заместители, наделенные полномочиями начальника органа дознания.
Информация о работе Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания