Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 17:55, автореферат

Краткое описание

Целями настоящей работы явились разработка теоретических положений о сущности, содержании, видах и пределах процессуальных полномочий начальника подразделения дознания; рекомендаций по применению правовых норм, их определяющих; выработка предложений по совершенствованию правовой регламентации данных полномочий, а также связанных с ними процессуальных полномочий иных должностных лиц, осуществляющих процессуальное руководство деятельностью дознавателя, и самого дознавателя.
Для достижения данных целей были определены и решались следующие основные задачи исследования:
- провести теоретический анализ понятия и признаков начальника подразделения дознания;
- определить и структурировать функции начальника подразделения дознания;
- раскрыть сущность и содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания;
- определить виды процессуальных полномочий начальника подразделения дознания и их соотношение с процессуальными полномочиями начальника органа дознания и прокурора по процессуальному руководству деятельностью дознавателя;
- разработать научно-обоснованные рекомендации по правильному применению правовых норм, регламентирующих процессуальные полномочия начальника подразделения дознания;
- выработать предложения по совершенствованию правовой регламентации процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, прокурора и дознавателя.

Вложенные файлы: 1 файл

avtoref1644.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

В диссертации автором обосновывается также вывод о том, что специализированные подразделения для осуществления дознания необходимо  предусмотреть законом в составе только трех органов дознания: органов внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов федеральной службы судебных приставов. Дознаватели только данных органов компетентны осуществлять дознание по значительному числу составов преступлений. При этом в связи многофункциональностью деятельности органов внутренних дел полномочиями органов дознания в органах внутренних дел предлагается наделить законом только полицию. Все иные органы дознания предлагается включить законом в  перечень органов и должностных лиц, полномочных возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия, производство которых предлагается предусмотреть в законе и по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей.

Автором сформулирован вывод о том, что пределы  процессуальных полномочий начальника подразделения дознания ограничены деятельностью дознавателей возглавляемого им подразделения дознания. Руководство деятельностью дознавателей, уполномоченных на производство дознания начальником органа дознания, а также групп и направлений дознания осуществляет непосредственно начальник органа дознания.

В диссертации обосновывается также необходимость определения в УПК РФ перечня должностных лиц органов дознания, наделенных полномочиями начальника подразделения дознания и начальника органа дознания, по аналогии с правовой регламентацией полномочий руководителя следственного органа.  По мнению автора, это позволит установить и гибко менять в ведомственных нормативных правовых актах перечень конкретных должностных лиц органов дознания, обладающих правом осуществления полномочий начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

Вторая глава «Сущность, содержание и виды процессуальных полномочий начальника подразделения дознания» посвящена раскрытию сущности и содержания процессуальных полномочий начальника подразделения дознания,  а также проблемам их классификации.

В работе автором сформулированы теоретические выводы о том, что процессуальные полномочия начальника подразделения дознания определяются, его назначением и ролью в уголовном судопроизводстве, выполняемыми им функциями. Основной функцией начальника подразделения дознания является процессуальное руководство уголовно-процессуальной деятельностью подчиненных ему дознавателей, прежде всего, осуществляемым ими уголовным преследованием. Непосредственное осуществление дознания является его дополнительной функцией.

Предоставленные начальнику подразделения дознания законом  властные процессуальные полномочия по своей сути и выступают, по мнению автора, в качестве правовых средств руководства уголовно-процессуальной деятельностью  подчиненных ему дознавателей в целях обеспечения законности, обоснованности и своевременности их действий и решений, надлежащего и оптимального применения ими норм материального и процессуального права, всесторонности, полноты и объективности исследования ими обстоятельств  уголовного дела, решения ими всех задач предварительного расследования.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания как правовые средства руководства деятельностью подчиненных дознавателей представляют собой средства активации их деятельности и средства контроля, обеспечивающие систематическое наблюдение за их деятельностью и проверку соответствия их деятельности требованиям закона, а также средства предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности.

Содержание процессуальных полномочий начальника подразделения дознания составляют, по мнению автора, конкретные виды процессуальных действий и решений, которые он вправе и обязан при наличии определенных оснований или условий совершать или принимать в соответствии с уголовно-процессуальным законом.

В целях устранения недостатков и восполнения пробелов в правовом регулировании полномочий начальника подразделения дознания, выявленных при анализе содержания его полномочий, автором в диссертации предлагается внесение в закон ряда изменений и дополнений.

Полномочия начальника подразделения дознания, вытекающие из иных его полномочий или из полномочий дознавателя, а именно: проверять материалы проверки сообщений о преступлении, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении, предлагается прямо предусмотреть в законе.

 

Начальника подразделения дознания предлагается наделить законом дополнительными полномочиями: давать дознавателю письменные указания о средствах проверки сообщения о преступлении и принятии конкретного вида решения, из числа предусмотренных законом;  поручать дознавателю выполнение поручений следователя,  дознавателя о производстве отдельных следственных действий,  утверждать постановление дознавателя о выделении в отдельное производство уголовного дела или материалов уголовного дела; давать дознавателю указания об объеме подозрения; утверждать составленное дознавателем письменное уведомление о подозрении в совершении преступления и постановление дознавателя о привлечении в качестве обвиняемого; давать согласие дознавателю на вынесение постановления о применении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, принять решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя; вносить начальнику органа дознания ходатайство о поручении производства дознания группе дознавателей; вносить начальнику органа дознания ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя и об отстранении дознавателя от дальнейшего производства дознания.

Предлагается также устранить недостатки в правовом регулировании отдельных полномочий дознавателя, связанных с полномочиями начальника подразделения дознания, в частности, закрепить в законе определенную последовательность обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания  - вначале начальнику органа дознания, а при неудовлетворении последним жалобы – прокурору, а также предусмотреть в законе полномочие дознавателя представлять начальнику органа дознания или прокурору в обоснование своей жалобы на указания начальника подразделения дознания не сами материалы уголовного дела, а необходимые их копии, поскольку в противном случае дознаватель лишает  себя возможности исполнять указания начальника подразделения дознания, которые для него обязательны.

 

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания по руководству деятельностью подчиненных дознавателей  автором предлагается делить на четыре группы: 1) полномочия по организации и активации их деятельности; 2) полномочия по контролю за их деятельностью; 3) полномочия по предупреждению нарушений закона в их деятельности; 4) полномочия по устранению нарушений закона в их деятельности.

Третья глава «Соотношение процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, начальника органа дознания и прокурора» посвящена анализу соотношения процессуальных полномочий начальника подразделения дознания, начальника органа дознания и прокурора.

На основе проведенного анализа автором сформулирован вывод о том, что уголовно-процессуальный закон предусматривает иерархическую систему процессуального руководства деятельностью дознавателя. Начальник органа дознания занимает в этой системе более высокую ступень, чем начальник подразделения дознания. Он является старшим процессуальным руководителем дознавателя, а начальник подразделения дознания -  его непосредственным процессуальным руководителем. Поручения и указания начальника органа дознания дознавателю имеют большую юридическую силу, чем аналогичные поручения и указания начальника подразделения дознания.

В работе автором обосновывается необходимость законодательного закрепления положения о том, что начальник подразделения дознания вправе осуществлять все полномочия дознавателя, а начальник органа дознания - все полномочия органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.

Начальника органа дознания по отношению к дознавателю предлагается наделить только такими дополнительными полномочиями, которые обусловлены его правовым статусом должностного лица, представляющего орган дознания в процессуальных отношениях с другими органами и лицами, участвующими в уголовном процессе, либо связаны с непосредственным осуществлением им функции уголовного преследования. К ним следует отнести полномочия: разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований  уголовно-процессуального закона;  давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, а также на обжалование указаний прокурора вышестоящему прокурору; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело дознавателю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Принцип разделения полномочий по осуществлению прокурорского надзора и руководства предварительным расследованием, реализованный в УПК РФ в отношении деятельности органов предварительного следствия,  автором предлагается реализовать и в отношении уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. Для этого необходимо передать начальнику подразделения дознания полномочие прокурора принимать решения о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, а начальнику органа дознания   передать полномочия прокурора продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток; давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела частного и частно - публичного обвинения; принимать решения о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя; разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; рассматривать жалобы на действия и решения дознавателя; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона; давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Предлагается наделить начальника органа дознания по аналогии с правовым регулированием полномочий руководителя следственного органа полномочиями отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу и возвращать уголовное дело дознавателю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.

Процессуальный режим осуществления прокурором своих функций должен быть, по мнению автора, единым в отношении всех форм предварительного расследования. Исходя из этого, полномочия прокурора, являющиеся средствами реализации его функций уголовного  преследования и надзора, которые он вправе осуществлять в соответствии с законом в отношении только дознавателя, а именно полномочия: отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела по подозрению или обвинению в совершении преступления конкретного лица и утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, предлагается предусмотреть в законе и в отношении аналогичных постановлений следователя. Надзорные полномочия прокурора истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение предлагается предусмотреть в законе и в отношении аналогичных решений дознавателя и органа дознания.

В целях усиления гарантий процессуальной самостоятельности дознавателя автор считает необходимым закрепить в законе положения о том, что обжалование дознавателем указаний начальника  подразделения дознания и начальника органа дознания, которые касаются изъятия у него  уголовного дела и передачи его другому дознавателю, квалификации преступления и объема обвинения, направления уголовного дела в суд или его прекращения, избрания меры пресечения и производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, приостанавливает их исполнение, а также, что поручения дознавателю специализированного подразделения дознания даются начальником органа дознания через начальника подразделения дознания.

По результатам исследования предлагается внести изменения и дополнения в 29 статей УПК РФ с формулировкой редакций этих изменений и дополнений, а именно: в статьи 5, 20, 21, 25,28, 28.1, 37, 39, 40, 40.1, 41, 67, 123, 124, 144, 146, 147, 149, 150, 151, 152, 153, 155, 157, 158.1, 165, 211, 220, 223.2  УПК РФ, а также дополнить УПК РФ статьей 40.2, в которой в систематизированном виде и в разработанной автором редакции закрепить процессуальные полномочия начальника органа дознания.

В заключении диссертации сформулированы теоретические выводы, рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства.

Основные научные результаты исследования нашли отражение в следующих научных публикациях автора:

Научные статьи, опубликованные в журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Мусеибов  У.А. Сущность процессуальных полномочий начальника подразделения дознания /У.А. Мусеибов // Актуальные проблемы Российского права. – 2012. – № 1 (22). – С. 262-269 (0,4 п.л.);

2. Мусеибов  У.А. Процессуальные функции начальника подразделения дознания /У.А. Мусеибов // Актуальные проблемы Российского права. – 2012. – № 2 (23). – С. 241-250 (0,6 п.л.);

3. Мусеибов  У.А. Понятие, признаки и система органов дознания /У.А. Мусеибов // Научный портал МВД России.- 2012. - № 2 (18). - С. 17-20 (0,5 п.л.);

4. Мусеибов У.А. Производство дознания следователем: проблемы правового регулирования / У.А. Мусеибов // Российский следователь. – 2013. -  № 9. – С. 12-13 (0,25 п.л.);

5. Мусеибов У.А. Правовое регулирование процессуальных полномочий начальника подразделения дознания: проблемы и пути совершенствования / У.А. Мусеибов // Российский следователь. – 2013. -  № 13. – С. 16-17 (0,25 п.л.).

Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

6. Мусеибов  У.А. Соотношение полномочий начальника подразделения дознания и начальника органа дознания /У.А. Мусеибов // Законность и правопорядок в современном российском обществе в интересах устойчивого развития: материалы межвузовской научно-практической конференции              (20 декабря 2011 г.). -  М.: Академия права и управления, 2011. – С.156-165 (0,6 п.л.);

Информация о работе Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания