Развитие и особенности правового регулирования института наказания в российском уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что, наказание как мера государственного принуждения была, есть и будет мощным, а нередко и действенным средством решительного воздействия на преступность в соответствии с его целями; один из важных государственных рычагов локализации и нейтрализации преступности в стране, снижения ее уровня. Отсюда - исключительная актуальность злободневных проблем учения о наказании. По сравнению с учением о преступлении, проблемы наказания значительно реже подвергались глубокому исследованию в доктрине российского уголовного права. Указанные обстоятельства, вместе взятые, еще более актуализируют избранную тему курсовой работы. На современном этапе развития российского общества пересматривается отношение к уголовному наказанию. Государство, с одной стороны, не может обеспечить применение системы наказаний, предусмотренных УК РФ, с другой стороны, признает опасным массовое осуждение лиц, совершивших преступления, к реальному лишению свободы. Эта опасность объясняется не только взаимозависимостью числа лиц, осужденных к лишению свободы, и рецидива преступлений, но и затратностью содержания преступников в местах лишения свободы.

Вложенные файлы: 1 файл

УГОЛ ПРАВО.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

С позиции данной точки зрения, наказанному от имени государства выражается осуждение, и он подвергается предусмотренным законом определенным правоограничениям. В качестве варианта предлагалось сохранить термин “кара”: Наказание, являясь карой за совершение преступления, есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Авторы различных вариантов проекта УК РФ 1996 г., разработанных Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе и Комитетом по безопасности, однозначно рассматривали уголовное наказание как меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда и выражающуюся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уголовный кодекс РФ закрепил на уровне закона "принцип законности", где определено, “преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом”. 3

Это положение проекта УК РФ явилось прообразом понятия уголовного наказания, закрепленного в новом УК РФ, в соответствии со ст.43 которого “наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.

 

1.2. Особенности правового регулирования  наказания в российском уголовном  праве

Начиная с момента зарождения уголовно-правовой науки, одной из ее первостепенных задач является снижение уровня преступности в обществе. Этот критерий в настоящее время является одним из основных для оценки деятельности государства в сфере обеспечения правопорядка в обществе в целом и защиты своих граждан от преступных посягательств в частности, выработке системы наиболее эффективных мер, оказывающих такое воздействие на уровень преступности.

В различные исторические эпохи данная проблема решалась по-разному, но общим во всех методах и способах борьбы с преступлениями было наличие уголовного наказания как одного из основных факторов борьбы с преступностью. Посредством этого института уголовного права реализуется государственная правовая политика в области борьбы с преступностью и в настоящее время.

Мы, несомненно, признаем необходимость существования института уголовного наказания и его положительную роль в борьбе с преступностью. Здесь затрагивается сама суть проблемы: наказание необходимо, если речь идет о выборе между двумя крайностями - все или ничего. Тем не менее попытка доказать, что степень суровости уголовного наказания способна оказывать влияние на уровень преступности несостоятельна, так как статистика ясно показывает отсутствие какой бы то ни было связи между тяжестью и количеством преступлений, с одной стороны, и суровостью наказаний - с другой. Уровень преступности и тяжесть наказания находятся друг с другом в сложных отношениях. Нет достаточных данных для утверждения, что коэффициент преступности в той или иной стране определяет суровость наказания. Вместе с тем отсутствуют также данные, необходимые для утверждения того, что тяжесть наказания, количество лиц, находящихся в местах лишения свободы, или профессионализм правоохранительных органов определяют уровень преступности. Бесспорно, они влияют друг на друга, но жесткой связи между ними нет. По этой и по другим причинам было бы сильным упрощением рассматривать наказание как основное средство борьбы с криминальным поведением. Уголовное наказание, сможет оказывать какое-либо определяющее влияние на уровень преступности в стране только в том случае, когда она приобретет массовый характер (далекий от моральных норм) и "бросает", таким образом, вызов самой сущности правового демократического общества. Превращая наказание в неизбежное последствие преступления, государство сосредоточивает внимание не на социальной структуре общества, а на самом индивиде и тем самым закрывает "дорогу" для поиска иных, альтернативных, более гуманных форм реагирования на преступления.4

Российская система исполнения наказаний, к сожалению, "работает" таким образом, что сколько-нибудь эффективные меры экономического и социального характера предпринимаются весьма редко. Преступники, находившиеся за чертой бедности до исполнения наказания, не становятся богатыми; рабочие не получают новую работу при существующем уровне и темпах безработицы в России; молодежь не всегда находит поддержку в осуществлении своих заветных желаний; одинокие люди не обретают новые устойчивые социальные связи. Решение этих и многих других проблем требует социальных преобразований, выходящих за рамки возможностей, которыми располагает судебная система и система исполнения наказаний.

Таким образом, не существует кардинальной взаимозависимости между уровнем преступности и уголовным наказанием. Наказание оказывает только общее сдерживающее влияние на преступность. Вместе с тем явно недостаточно лишь продекларировать общественную опасность как признак общей законодательной дефиниции понятия преступления. Надо последовательно учитывать характер и степень общественной опасности при построении всех без исключения уголовно-правовых норм, составляющих основу при категоризации и классификации преступлений. Именно с учетом этих и других определенных требований складывается информационная база статистических сведений, характеризующих общий уровень преступности в стране.

Пока наказание остается одним из важнейших средств в борьбе с преступностью, оно должно применяться разумно и в тех пределах, в которых это необходимо для выполнения его целей и задач. Только обоснованное решение суда в части вида и размера наказания может способствовать укреплению законности, поднятию авторитета судебных органов и обеспечению охраны интересов граждан, общества и государства.

На состояние преступности, ее уровень, структуру, динамику, эффективность уголовного наказания заметное влияние оказывают множество различных по своей природе факторов. Это означает, что единственно правильной магистральной линией противодействия преступности является реализация последовательного комплексного подхода, предполагающего согласованное, подчиненное единой цели применение не только правовых, но и экономических, политических, культурно-воспитательных и других обще-социальных мер. Основные из них: 1) социально-политические: уровень развития демократии, зашиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей, структуру и динамику современной преступности; 2) экономические: изменения в структуре экономики (переход к цивилизованному рынку), ликвидация социалистической экономики, появление официальной безработицы, нелегальных оборотов оружия, наркотиков; 3) организационно-правовые и профилактические: развитие с учетом времени уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, практики их применения в соответствие с требованиями международных стандартов по обращению с осужденными, деформирование системы профилактики; 4) идеологические и нравственно-психологические: культура, правосознание и нравственные идеалы граждан, изменения в системе ценностных ориентации, формирование общественного мнения об эффективности применения и совершенствования уголовного наказания; 5) факторы, связанные с правоприменением: деятельность правоохранительных органов, судов и других структур правосудия, их нормативную базу, кадровые установки, базу подготовки.5

Данная система факторов в своей совокупности и обусловливает формирование уголовной политики России в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний, их эффективность в перевоспитании осужденных. Подтверждается истина, что сильнодействующие криминогенные факторы, определяющие сложившуюся криминальную ситуацию, оказывающие непосредственное влияние на состояние преступности и эффективность уголовного наказания, коренятся как в исторических условиях развития страны, так и в явлениях и процессах, связанных со спецификой переходного периода.

В результате произошедших в стране негативных явлений в сфере социально-политических и экономических отношений возникла реальная угроза утраты государством действенного контроля за криминальной ситуацией в стране. Функции органов государственного управления оказались в ряде случаев смешаны с функциями коммерческих организаций, в том числе и на высоком уровне. Такое положение нетерпимо и подлежит изменению, оно противоречит и здравому смыслу, и действующему законодательству. В современных условиях роль государства особенно проявляется в следующих направлениях, затрагивающих непосредственным образом и проблемы уголовной политики.

Первое направление - реалистичная социальная политика всеобщего государственного патернализма - сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких. Социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, профессиональное, культурное, личностное развитие. Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатное образование и здравоохранение фактически платны, порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу.

Второе направление - обеспечение защиты прав собственности, независимо от ее форм, когда государство гарантирует доступ акционеров и любых других лиц к информации о деятельности предприятий, ограничивает возможности "размывания" их капитала, увода активов. Должны быть защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Важно установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены, прежде всего на землю, на недвижимость.

Третье направление - обеспечение равенства условий конкуренции, подхода при распределении государственных средств, лицензий, квот, установления избирательного применения процедуры банкротства, отмены всех необоснованных льгот, прямых и косвенных субсидий предприятиям. В некоторых регионах эта "болезнь" превратилась в сведение счетов с политическими и экономическими конкурентами, физическому их устранению.

Четвертое направление - освобождение предпринимателей от административного гнета со стороны государства, избыточного вмешательства в бизнес. Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства, как в центре, так и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и т.д.

Пятое направление - снижение налогового бремени, способствующее массовому уклонению от них, уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности, а в конечном счете - падению конкурентной способности российского бизнеса. При нынешнем уровне таможенного администрирования такая система нередко защищает и поощряет коррупцию.

Шестое направление - развитие финансовой инфраструктуры. Банковская система также должна быть расчищена от нежизнеспособных организаций. Следует обеспечить прозрачность банковской деятельности; финансовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные секторы экономики.6

В настоящее время все более очевидной становится тенденция укрепления роли наказания как главного средства принудительного государственного воздействия на лиц, совершивших преступления. В подавляющем большинстве стран, воспринявших и законодательно воплотивших в конце ХIХ - начале ХХ в. идею не карательного воздействия на преступника, наблюдается возрастающий интерес к принципам неоклассической школы. Система принудительных мер, не имеющих статуса наказания, отмирает главным образом потому, что глобальный правовой эксперимент, длившийся почти 100 лет, показал ущербность избранной уголовно-правовой доктрины, обернувшейся гораздо большей репрессивностью государственного принуждения и попытками отрицания таких основополагающих идей уголовного права, как виновность, законность и справедливость. Не случайно вскоре после Октябрьской революции 1917 г. в России были введены в законодательство и меры социальной защиты, и условное осуждение, отвергаемые в дореволюционной России как новации, гибельные для системы уголовной юстиции.

Все неблагоприятные правовые и иные последствия возникновения и существования феномена «неопределенности уголовно-правового принуждения» еще предстоит осмыслить не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако для дальнейшего развития уголовного законодательства необходимо понимание, какой курс уголовно-правовой политики намерено проводить государство в обозримом будущем. Без выработки стратегии в области борьбы с преступностью невозможно свернуть с пути заимствования и копирования современного зарубежного опыта, который по многим позициям сам далек от совершенства.

Кардинальная и последовательная уголовно-правовая реформа не может проводиться без формирования четкой позиции законодателя по отношению к принципу неотвратимости наказания.

Альтернативой построения уголовного законодательства по принципу неотвратимости уголовной ответственности, по нашему мнению, могло бы быть исключение из закона освобождение от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а в остальном можно следовать привычной уже логике законотворчества: вводить различные формы освобождения от уголовного наказания, предусматривать возможность условного назначения все большего количества видов наказаний, устанавливать более льготный порядок условно-досрочного освобождения, включать в систему наказаний меры, не представленные ни в одной из санкций Особенной части и уже поэтому наказаниями не являющиеся, законодательно закреплять условную амнистию и помилование. Однако в таком случае не следует рассчитывать на большую солидарность населения с подобной псевдогуманной уголовно-правовой политикой, на повышение результативности в работе правоохранительных органов, а также на снижение общих затрат на борьбу с преступностью.

В случае же ориентации на возврат к принципу неотвратимости наказания, на наш взгляд, прежде всего следует усовершенствовать систему наказаний и санкций за отдельные преступления, свести возможность судебного усмотрения к минимуму, определить удельный вес каждого из смягчающих и отягчающих обстоятельств для назначения наказания, унифицировать условное осуждение и применять его лишь к лицам, совершившим впервые нетяжкие преступления, с перспективой полной ликвидации института условного наказания.

Поэтапное восстановление тесной связи между преступлением и наказанием не может привести к ужесточению уголовно-правовой политики.

Напротив, в условиях неопределенности уголовно-правового воздействия человек, виновный в совершении преступления, в гораздо меньшей степени защищен от административного произвола, сводящего на нет конституционный принцип равенства граждан перед законом. Наказание присутствует в обществе на всем протяжении истории его развития. На различных этапах развития общества наказание выступало явлением, обеспечивающим определенные интересы общества.

Информация о работе Развитие и особенности правового регулирования института наказания в российском уголовном праве