Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить какие меры принимаются правоохранительными органами для борьбы с данным негативным явлением, в чем заключаются сложности выявления и расследования контрабанды, какие меры необходимо предпринимать для успешного расследования дел о контрабанде а так же какие меры необходимы для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.
Введение 1
1. Криминалистическая характеристика контрабанды 2
2. Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде 4
2.1 Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства,
подлежащие установлению 4
2.2 Следственные версии и планирование расследования 5
3. Особенности тактики первоначальных следственных действий 9
3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных до-
кументов 9
3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетель-
ствование 10
3.3 Допросы свидетелей 11
4. Тактика расследования на последующих этапах 11
4.1 Обыск по месту жительства и работы 11
4.2 Назначение экспертиз 12
4.3 Следственный эксперимент 12
5. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды 13
5.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,
отравляющих и ядовитых веществ 13
5.2 Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
заводского изготовления 15
5.3 Контрабанда культурных ценностей 17
5.4 Контрабанда автомашин 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
4.
Необоснованное применение
По сути это тот же способ, что и вышеуказанный, однако без внесения в документы ложных сведений. Таким образом, оба экземпляра, декларации содержат отметку о льготном таможенном оформлении, однако преференция применена незаконно, например в связи с необходимым ходатайством физического или юридического лица, либо в отношении автомашин, которые вообще не подлежат оформлению в льготном порядке, либо в отношении лица, которому не могла быть предоставлена преференция, например это лицо уже ввозило в течение года автомашины беспошлинно, и т.п.
5. Применение преференции на основании фальшивых документов.
Все документы, представленные для оформления автомашины, могут быть подделаны, и одна из функций должностного лица — выявление и пресечение таких подделок. Так могут подделываться документы, свидетельствующие о покупке автомашины (контракты, купчие, счета-справки и т. п.), документы о пересечении автомашиной таможенной границы РФ или соответствующие отметки. Такой способ наиболее распространен в сфере легализации похищенных автомашин, поскольку в некоторых регионах органы ГИБДД предъявляют более строгие требования к документам регистрации, чем таможенные органы, чьи интересы, в основном, направлены на взимание таможенных платежей. Зная об этом, преступные группировки, промышляющие хищением автомашин, часто оформляют их в таможне, иногда даже те автомашины, которые вообще не пересекали таможенную границу (угнаны в России), зная о том, что на основании подлинных таможенных удостоверений органы ГИБДД регистрируют автомашины с меньшими «придирками», поскольку ответственность за достоверность документов на приобретение автомашины как бы лежит в данном случае на таможенном органе.
С целью применения льготы совершаются подделки отметок в заграничном паспорте владельца автомашины о пересечении границы в соответствующий период времени в обоих направлениях. Если преступники претендуют на применение льготы, установленной для лиц, непрерывное пребывание которых за границей превысило 6 месяцев, могут быть подделаны отметки о выезде и въезде с промежутком более 6 месяцев, представлены фиктивные справки организаций о командировках за границу на соответствующий срок и т. п. Таможенник, при надлежащем опыте и квалификации, часто без труда может выявить подделку или подлог в таких документах и, в случае сговора с заинтересованными лицами, принимает к оформлению эти документы, а иногда сам советует соучастникам наиболее безопасный способ подделки.
6. Занижение таможенной стоимости.
Способы занижения таможенной стоимости автомашины весьма многообразны. Это может быть просто явно заниженная стоимость, в обоснование которой таможенник не требует соответствующих документов. Возможно занижение таможенной стоимости путем составления подложного контракта, купчей. Стоимость занижается под предлогом того, что была куплена автомашина, якобы находившаяся в поврежденном состоянии, требующая ремонта. Заниженная стоимость может быть оправдана и фиктивными актами оценки автотехнического бюро и других экспертных учреждений. Таможенник обязан принять меры для определения достоверной таможенной стоимости, однако, при сговоре с заинтересованными лицами, может «согласиться» на заниженную стоимость. В таком случае общая сумма таможенных платежей, рассчитанных на основе заниженной таможенной стоимости, будет намного меньше той, которую лицо, перемещающее машину, должно было закупить.
7. Занижение данных об объеме двигателя как разновидность предыдущего способа часто применяется при начислении таможенных платежей на основе единой ставки: определенное количество экю за один кубический сантиметр объема двигателя автомашины. Поскольку наиболее дорогие, престижные автомашины имеют двигатели большого объема, заинтересованные лица декларируют меньший объем двигателя, что легко может быть выявлено таможенником в результате осмотра автомашины и сверки данных о двигателе, ее марки по имеющимся в таможенном органе автомобильным каталогам (иной ценовой информации).
8. Заявление ложных сведений о товаре.
Широко распространены случаи, когда по сговору с таможенником декларант заявляет в качестве предмета перемещения вместо автомашины — запчасти от автомашины и другие товары, не облагаемые высокими ставками таможенных платежей, вместо легковой автомашины — грузовую и т. п.
9. Заявление ложных сведений о таможенном режиме.
Например, вместо выпуска в свободное обращение указывается режим временного ввоза с обязательством вывоза в определенный срок, режим транзита через таможенную территорию РФ и т. п.
10. Незаконный выпуск автомашины со склада временного хранения имеет место в случаях, когда в результате выявления и задержания неоформленных или незаконно оформленных автомашин последние помещаются на склад временного хранения. Заинтересованное лицо, не желающее уплачивать таможенные платежи, заявляет ходатайство о выпуске автомашины со склада под предлогом, например доставления ее в другой регион для таможенного оформления. С этой целью таможеннику, вступившему с преступником в сговор, может быть представлен паспорт с поддельным штампом о прописке, поддельные документы контроля доставки, внутреннего таможенного транзита (ДКД ВТТ) и т. п. В ходе расследования дел о подобных преступлениях было отмечено, что в отдельных таможенных органах существует незаконная практика, когда решение о выпуске автомашин принимается не руководством, а другими должностными лицами таможенного органа, например, инспектором, производящим таможенное оформление автомашин, дознавателем, инспектором, участвовавшим в задержании автомашины, иногда просто влиятельными работниками таможенного органа. В случаях сговора с заинтересованными лицами таможенник не применяет необходимых мер таможенного контроля. Автомашина «исчезает» без таможенного оформления.
11.
Непринятие мер к владельцам
автомашин при выявлении
В целях выявления названных нарушений организуются совместные рейды ГИБДД и таможенных органов, специальные операции этих органов, дежурства на постах ГИБДД и т.п. В ходе этих мероприятий выявляются факты подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации; неправомерного отчуждения автомашины ее владельцем вопреки ограничениям, предусмотренным преференцией, и т. п. Вместе с тем работники органов внутренних дел, таможенники, вступая в сговор с заинтересованными лицами, не принимают мер к привлечению виновных к ответственности.
12.
Выдача фиктивного
На
основании действующих
Общие признаки этих преступлений можно разбить на три группы по источнику их получения, а именно признаки, полученные на основе анализа:
а) обстановки в сфере внешнеэкономической деятельности в регионе;
б) данных оперативно-розыскного характера;
в) регистрационных и иных документов на автомашины.
К первой
группе относятся следующие
— значительно более низкие рыночные цены на автомашины иностранного происхождения и отечественные, ввезенные в порядке реимпорта, по сравнению с ценами в других регионах России, у официальных дилеров по продаже автомашин, в специальных каталогах;
— наличие на рынке особой категории автомашин — не прошедших таможенное оформление. При этом продавцы порой вообще не скрывают данного факта, и автомашины продаются дешевле тех автомашин, которые прошли таможенное оформление («выплаченных»), однако эта разница, в целом, явно меньше, чем таможенные платежи, которые подлежали бы начислению при надлежащем оформлении автомашин;
— скупка на рынках именно не прошедших таможенного оформления автомашин, в особенности лицами из криминальных группировок либо, напротив, из влиятельных кругов, органов власти и управления, правоохранительных органов;
— таможенное оформление автомашин крупными партиями одной или несколькими фирмами, в особенности если оформляются автомашины дорогих, престижных марок, новые автомашины. Данный признак обусловлен тем, что на сегодняшний день фирме, занимающейся торговлей ввезенными автомашинами, весьма сложно, а иногда и практически невозможно получить прибыль, не применяя перечисленных способов уклонения от уплаты таможенных платежей;
— наличие в регионе большого количества дорогих, престижных марок автомашин, с большим объемом двигателя, в совокупности с другими признаками может указывать на распространенность незаконных методов таможенного оформления или уклонение от таможенного оформления автомашин;
— наличие в регионе большого количества ввезенных автомашин с госномерами других регионов или с иностранными госномерами либо вообще без таковых, что также свидетельствует о распространенности указанных нарушений.
Ко второй группе можно отнести:
— данные о наличии на «черном рынке» поддельных документов: таможенных деклараций, документов внутреннего таможенного транзита, временных деклараций, подтверждений, уведомлений, а также чистых бланков этих документов с реквизитами таможенного органа;
— сведения о том, что владельцы автомашин дают взятки таможенникам за непроведение досмотра автомашин, незаконное таможенное оформление, о расценках на фиктивные документы, бланки, на «услуги» со стороны должностных лиц таможенного органа либо на услуги «посредников» в таможенном оформлении, в постановке на учет в ГИБДД.
— данные, свидетельствующие о «притоке» в регион автомашин из других регионов для таможенного оформления, постановки и снятия с учета с последующим возвращением обратно. Заинтересованные лица в таком случае бывают убеждены, что по тем или иным причинам «растамаживать» автомашины в таком регионе дешевле и выгоднее, чем в «родном». При этом в регион сами автомашины не поступают, а привозятся, оформляются в таможенном органе, а затем регистрируются в ГИБДД только документы на эти автомашины. Таким способом нередко «отмываются» похищенные автомашины;
—данные
о поступлении в местные
— данные о резком повышении материального благосостояния должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление автотранспорта либо оформление конкретной внешнеэкономической сделки по ввозу автомашин.
К третьей группе относятся следующие признаки:
—
наличие в регистрационных
—
наличие в ГИБДД
— подчистки, подтирки в таможенных декларациях, отсутствие некоторых реквизитов (ЛНП, гербовой печати, номерных агрегатов, номера удостоверения), нестандартные бланки, дефекты бланков и т. п.;
—
наличие в регистрационных
— наличие в таможенном органе документов на приобретение автомашин (контрактов, купчих, счетов-справок и т.п.) с признаками подделки, подлога, например фиктивных бартерных контрактов, договоров консигнации;
— наличие на таможенных документах признаков подделки отметок о пересечении таможенной границы РФ, фамилии лица, перемещающего автомашину, дате пересечения, номере документа и т. п.;
—
наличие в регистрационных
— отсутствие в таможенном органе документов, дающих основание для применения преференций (отсутствие данных о выезде за границу на срок свыше 6 месяцев, о наличии паспорта моряка и т. п.), либо признаки подделки этих документов;