Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:55, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить какие меры принимаются правоохранительными органами для борьбы с данным негативным явлением, в чем заключаются сложности выявления и расследования контрабанды, какие меры необходимо предпринимать для успешного расследования дел о контрабанде а так же какие меры необходимы для предотвращения и устранения тех негативных последствий, которые наносит контрабанда экономической безопасности Российской Федерации.
Введение 1
1. Криминалистическая характеристика контрабанды 2
2. Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде 4
2.1 Типичные ситуации начального этапа расследования, обстоятельства,
подлежащие установлению 4
2.2 Следственные версии и планирование расследования 5
3. Особенности тактики первоначальных следственных действий 9
3.1 Осмотр места происшествия, предметов контрабанды и таможенных до-
кументов 9
3.2 Задержание и личный обыск подозреваемого, его допрос и освидетель-
ствование 10
3.3 Допросы свидетелей 11
4. Тактика расследования на последующих этапах 11
4.1 Обыск по месту жительства и работы 11
4.2 Назначение экспертиз 12
4.3 Следственный эксперимент 12
5. Особенности расследования дел об отдельных видах контрабанды 13
5.1 Контрабанда наркотических средств, психотропных, сильнодействующих,
отравляющих и ядовитых веществ 13
5.2 Контрабанда огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ
заводского изготовления 15
5.3 Контрабанда культурных ценностей 17
5.4 Контрабанда автомашин 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26
— отсутствие акта досмотра автомашины в таможенном органе (акта ГИБДД об осмотре) либо признаки подделки этих документов, несоответствие данных о номерных агрегатах в этих документах данным в других документах на автомашину, реальным номерным агрегатам автомашины, а также иные данные, свидетельствующие о том, что досмотр (осмотр) автомашины не производился либо производился ненадлежащим образом (не сверялись номерные агрегаты и т. п.);
— ложные данные в документах на автомашину, влияющие на определение суммы таможенных платежей. Например, в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости указан один год выпуска автомашины, а в регистрационных документах (паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации) — другой, аналогично — в отношении сведений об объеме двигателя, марке мотора и т. п.;
— необъективные данные оценки стоимости автомашины экспертным учреждением. Например, в акте оценки могут быть указаны ложные данные об аварийном состоянии автомашины, о том, что она разобрана, не укомплектована и т. п., что не соответствует действительности;
— несоответствие данных об автомашине в таможенном органе, где производится оформление, и в пограничном таможенном органе, например, данных о владельце, лице, перемещающем автомашину, номере счета-справки и т.п.;
— несоответствие данных в документах на автомашину в таможенном органе и документах, имеющихся в организации, учреждении, предприятии, у физического лица, которое ее приобрело. Например, в фирме может храниться подлинный контракт на закупку автомашин по одной стоимости, а в таможенный орган представлен другой контракт с заниженной таможенной стоимостью.
На основе этих сведений может быть разработана широкомасштабная тактическая операция, основанная на сверке документов таможенного оформления в ГИБДД и в таможенном органе. В зависимости от конкретной следственной ситуации такую операцию можно спланировать в нескольких направлениях и в несколько этапов:
—проверить наличие документов таможенного оформления ввезенных автомашин в местном регистрационном подразделении ГИБДД. Выявление незаконно выданных документов таможенного оформления можно проводить по некоторым из вышеуказанных признаков, но наиболее целесообразно — сразу по всем признакам. Так, первоначально можно обратить внимание на автомашины оформленные местным таможенным органом, особенно на автомашины дорогих, престижных марок, с большим объемом двигателя, выявлять таможенные декларации без регистрационных номеров, с исправлениями в них, в номерных агрегатах автомашин, в отметках о праве на отчуждение, а также декларации, в которых при одинаковой ЛНП стоят разные подписи должностных лиц. Все отобранные таможенные декларации либо вообще все документы таможенного оформления за определенный период следует сверить с документами оформления в таможенном органе. Такая встречная проверка может выявить «нестыковку» документов.
Например, в случае выявления таможенных деклараций, вообще не оформлявшихся в таможенном органе, возможно построение следующих версий: 1) таможенная декларация полностью подделана заинтересованным лицом, либо владельцем автомашины, либо продавцом автомашины; 2) заинтересованным лицом использован чистый бланк документа с действительными реквизитами таможенного органа. Здесь необходимо выявить канал получения таких чистых бланков. Как правило, их изготовляют (похищают) работники таможни; 3) документ выписан и выдан лично работником таможни с заверением собственной ЛНП, либо ЛНП другого таможенника, либо ЛНП, вышедшей из употребления, либо подделанной. Во всех трех вариантах заинтересованным лицом может быть получено и фиктивное подтверждение о таможенном оформлении.
В случае наличия копий таможенной декларации в таможенном органе необходимо проверить идентичность всех реквизитов копий. Особое внимание следует обратить на законность применения преференций.
Если установлена идентичность копий таможенной декларации, необходимо проверить подлинность документов, представленных для оформления, обоснованность применения преференции, применения кода ТН ВЭД заявленной таможенной стоимости, таможенного режима, начисления и взимания таможенных платежей, поступления их на депозит таможенного органа.
По документам таможенного оформления, выданным таможенными органами других регионов, как правило, пограничными, могут быть направлены запросы о подтвреждении такого оформления. При этом следует учесть, что на такие запросы преступниками может быть организовано и направление ложных ответов, например о том, что автомашины, якобы, оформлялись в таможенном органе.
Одновременно со сверкой документов необходимо организовать поиск и задержание автомашин, зарегистрированных по поддельным, подложным таможенным декларациям, допрос их владельцев, выявление посредников, должностных лиц, выдававших (заверявших) декларации либо консультировавших по вопросам незаконного оформления.
Следователь
должен одновременно вести работу в трех
основных направлениях: 1) в органах ГИБДД
по выявлению и сверке документов, 2) в
таможенном органе по сверке документов
и проверке обоснованности оформления
автомашин, 3) по поиску, осмотру и задержанию
незаконно оформленных автомашин. При
необходимости — направить группу следователей
и оперативных работников в пограничный
таможенный орган для сверки документов
о пересечении автомашинами таможенной
границы РФ.
Во
многих случаях не удается доказать
умысел в действиях должностных лиц
таможенных органов в совершении преступления,
и они привлекаются к ответственности
за халатность. Наиболее распространенными
проявлениями халатности являются действия
(бездействие) по осуществлению таможенного
оформления и таможенного контроля, повлекшие
существенное нарушение прав участников
ВЭД. К примеру скоропортящийся груз своевременно
не выдается владельцу по вине работников
таможни: они не регистрируют прибытие
товара и т. д., в результате товар утрачивается,
возникают дополнительные расходы в связи
с простоем транспортных средств и т. п.
Тем самым причиняются значительные убытки
владельцу товара. Нередко такого рода
волокита является признаком вымогательства
взяток со стороны таможенников.
Заключение
Контрабанда наносит непоправимый вред экономике страны , она неразрывно связана с коррупцией в органах власти, управления, в правоохранительных органах, банковских структурах, что затрудняет успешную борьбу с этим негативным явлением.
Успех
расследования дел о
Подавляющее большинство дел о контрабанде прекращается или приостанавливается, причиной чего являются недостатки расследования, особенно на первоначальном этапе при производстве неотложных следственных действий. Особенно следует отметить отрицательные последствия непринятия мер к задержанию контрабандистов. По существу эта мера процессуального принуждения в настоящее время используется крайне редко, а ведь после опроса лица, совершившие контрабанду, немедленно покидают пределы России, и было бы странно ожидать от них другого поведения. Затем начинается то, что с полным основанием можно назвать видимостью борьбы с контрабандой. Объявляется розыск, начинается переписка – поручения, с одной стороны, отрицательные ответы на них – с другой, в итоге уголовное дело прекращается в связи с тем, что лицо перестало быть общественно опасным, т.к. выехало за пределы России. Таким образом не выполняется ни одна из задач уголовного судопроизводства, что стимулирует контрабандистов к совершению преступлений.
Мало внимания на местах уделяется координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с контрабандой, именно с координации деятельности правоохранительных, контролирующих органов начинается принятие мер, направленных на предупреждение контрабанды. Так же требуется взаимодействие таможенных и налоговых органов
Борьба с контрабандой зависит и от взаимодействия всех подразделений внутри таможенной системы: подразделений дознания, служб собственной безопасности, таможенной инспекции, таможенной охраны, отделов контроля доставки товаров и т.д.
Совершенно
очевидно, что от уровня борьбы с
контрабандой в значительной степени
зависит будущее страны. В связи с этим
важное значение имеет обеспечение высокого
уровня расследования по делам о контрабанде
и реализация тем самым принципа неотвратимости
наказания за содеянное.
Список использованной литературы
Список использованных нормативных актов
« Гарант»