Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:55, курсовая работа
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе России, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.
1.3. Предмет доказывания по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Статья 421 УПК РФ дополняет общий предмет доказывания необходимостью установления и ряда других обстоятельств. Среди обстоятельств, подлежащих установлению, выделяются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности несовершеннолетнего; влияние на него старших по возрасту лиц. Особое значение для несовершеннолетних нередко имеет мнение лиц из ближайшего окружения, что влечет подражание, следование нормам поведения, принятым в группе, с которой подросток связан совместным времяпрепровождением. На поведение подростка решающее влияние может оказать ложное понимание отдельных нравственных ценностей: дружбы, чести, достоинства, смелости и т.д. Для выяснения этих обстоятельств необходимо допросить родителей и воспитателей несовершеннолетних; приобщить к материалам уголовного дела характеристики с места учебы и работы, с места жительства; допросить соседей по месту жительства несовершеннолетнего с целью выяснения обстоятельств, характеризующих подростка.
Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы для установления мотивов преступления, обстоятельств, связанных с отношением к содеянному, для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений и об ответственности родителей или воспитателей.
Исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Имеют существенное значение следующие обстоятельства: совершал ли он ранее преступления, когда и какие; за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден, где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; не предоставлялась ли ему отсрочка исполнения приговора и т. д.; находился ли в специальных воспитательных учреждениях; состоит ли на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних и т.д.
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:
- источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей и т.д.);
- обстоятельств, которые
привели к формированию
- обстоятельств, создавших
благоприятную обстановку для
подготовки и совершения
- устанавливаются источники
приобретения спиртных
- источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;
- выясняются мотивы
Данные о влиянии на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч.
1.4. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних).
Предварительное расследование
в форме дознания производится
в порядке, установленном гл. 21,
22, 24 – 29 УПК для предварительного
следствия, с изъятиями,
В соответствии со ст.126 все дела несовершеннолетних подследственны следователям органов внутренних дел. Это правило действует и в тех случаях, когда часть обвиняемых по делу - взрослые (если дело о несовершеннолетних не выделено - ст.396) или когда дело о преступлении несовершеннолетнего возбуждено после достижения обвиняемым 18 лет. Следователям органов внутренних дел подследственны и дела о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность.
Органы дознания вправе возбуждать дела несовершеннолетних и производить по ним неотложные следственные действия. Однако их правомочия ограничены ст.ст.118, 119 и ч.1 ст.124. Органы дознания не вправе прекратить дело несовершеннолетнего, а обязаны передать для разрешения этого вопроса дело следователю.
Процессуальные действия органов дознания по делам несовершеннолетних, не предусмотренные ст.ст.119, 124 (например, допрос в качестве обвиняемого), не заменяют соответствующие действия следователя. Следует считать нарушением закона случаи, когда орган дознания расследует дело несовершеннолетнего в полном объеме, оставляя следователю только выполнение требований ст.ст.143-150, 201.
1.5. Особенности взаимодействия следователя с инспектором уголовного розыска и комиссией по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений несовершеннолетних.
Прежде чем начать говорить о способах взаимодействия и важности такого взаимодействия, следует уточнить, что это не законодательно установленная обязанность следователя. Причины необходимости такого взаимодействия кроются скорее в особенностях психологии несовершеннолетнего. И обеспечение этого взаимодействия способствует скорее искренности подозреваемого и обвиняемого и их некой внутренней уверенности, что он находится под защитой даже находясь под следствием.
Взаимодействие при
расследовании преступлений
В дальнейшем такой следователь должен привлечь к расследованию преступления инспекцию по делам несовершеннолетних. Очень часто несовершеннолетние преступники еще до совершения первого преступления хорошо известны таким комиссиям, поскольку ранее совершали административные проступки либо как-то иначе нарушали общественный порядок.
Перед самими инспекциями стоят следующие задачи:
1. предупреждение безнадзорности
и правонарушений среди
2. Оказание на них необходимого воспитательного воздействия
3. Обеспечение надлежащих условий для их обучения
Исходя из этих общих
задач, можно выделить
1. Глубоко вскрывать причины каждого преступления, выяснять конкретные причины и условия, способствующие его совершению, разрабатывать и осуществлять меры по их устранению
2. Выявлять несовершеннолетних,
совершивших правонарушения, а также
подростков, ведущих антиобщественный
образ жизни, оказывать на них
воспитательное воздействие, а
также принимать
3. Решать вопрос об
ответственности родителей и
лиц, их заменяющих, которые злостно
не выполняют обязанности по
воспитанию детей и своим
4. Выявлять факты вовлечения
несовершеннолетних в
При установлении в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного следствия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости постановки несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого на учет и своевременного принятия к ним воспитательных мер, следователь должен сообщить о них в инспекцию по делам несовершеннолетних. Направляется также информация о родителях и лицах, их заменяющих, которые не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению подростками преступлений.
Деятельность ИДН и следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, носит характер взаимозависимости и взаимообусловленности: действия одного субъекта порождают действия другого.
Взаимодействие следователя с должностными лицами инспекций по делам несовершеннолетних начинается с первоначального этапа расследования. Следователь обязан сделать запрос в ИДН по месту жительства подростка о наличии на него каких-либо материалов. Если несовершеннолетний состоит на учете, то должностные лица ИДН на запрос следователя должны дать ответ в срок не более 10 суток. Составляется подробная справка, в которой должны отражаться следующие сведения:
1. данные о личности
несовершеннолетнего, в том
2. мотивированные выводы
о возможности исправления и
перевоспитания подростка; о
Взаимодействие следователя с должностными лицами ИДН продолжается в течение всего расследования уголовного дела. Помимо обмена информацией о личности правонарушителя перед обоими субъектами взаимодействия стоит важная задача - не допустить совершение подростком нового преступления.
Важное значение имеет организация четкого взаимодействия между следователями и инспекторами уголовного розыска. Взаимодействие следователей с инспекторами уголовного розыска, специализирующимися на работе по делам несовершеннолетних, как правило, начинается после установления причастности подростка к совершению преступления и должно продолжаться до окончания предварительного следствия.
Среди форм взаимодействия можно выделить несколько наиболее важных:
1. Составление единого
согласованного плана, который
включает: розыскные и следственные
версии; данные, подлежащие установлению
оперативным путем, сроки и
исполнителей по каждому
2. Обмен информацией
3. Производство следственных
и розыскных действий по
4. Совместное обсуждение
результатов следственных и
5. Совместное обсуждение профилактических мер.
2. Правовые основы и формы взаимодействия следователя и органа дознания в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.
Законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.
Процессуальными формами являются:
– поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий;
– содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий;
– уведомление следователя
о результатах оперативно-
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений.7 Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит, прежде всего, сама идея взаимодействия. В практической деятельности следователи часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий. Взаимодействие следователя и оперативного работника так же может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. Другим по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление. С учетом этого в деятельности оперативных подразделений разведывательно-поискового сопровождения требуют дела:8