Смертная казнь как мера наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время ведется весьма интересная дискуссия вокруг проблемы смертной казни. Является ли она фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли ее в современный период развития или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной карательной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели, граждане. Но на все эти поставленные и многие другие вопросы можно ответить в том случае, если дать надлежащие объяснения по следующей теме: в чем заключаются задачи и цели смертной казни как вида наказания? Именно в этом вопросе кроется целесообразность или нецелесообразность подобного наказания, а ответ на этот вопрос определит общественное мнение по отношению к смертной казни.

Содержание

Введение 3
1. Развитие российского уголовного законодательства о смертной казни: теория, практика, мнения. 6
2. Известные методы смертной казни 20
3. Казнить нельзя помиловать", или где же все-таки поставить запятую? 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Смертная казнь как мера наказания.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Очередная попытка отмены смертной казни была произведена 19 июня 1906 года на заседании первой Государственной Думы при обсуждении проекта закона об отмене смертной казни. Однако после принятия этого закона в Государственной Думе он не был утвержден Государственным Советом.

После февральской революции 1917 года Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд прогрессивных демократических актов. 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя, т.е. за ряд государственных и воинских преступлений в военное время.  

Неоднозначным был подход советской власти к исследуемой мере наказания. 26 октября 1917 г. II Съезд Советов отменил смертную казнь. Но с началом гражданской войны она была восстановлена — первый смертный приговор вынесен 21 июня 1918 г. революционным трибуналом ВЦИК бывшему начальнику морских сил Балтийского флота контр-адмиралу А. М. Щастному. Законодательно смертная казнь в виде расстрела была закреплена в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. и считалась временной, исключительной и чрезвычайной мерой.  17 января 1920 г. ее вновь (на очень непродолжительный период) исключают5.

Затем смертная казнь с учётом военной обстановки или под флагом усиления борьбы с «врагами народа» вновь восстановилась.

После окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947г. «Об отмене смертной казни» это наказание было отменено в мирное время, а преступления, за которые предусматривалась высшая мера, наказывались лишением свободы сроком на 25 лет.

Затем вскоре смертная казнь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г. «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам» допускалась в изъятие из предыдущего Указа. В последующем (в 1954г.) смертная казнь допускалась в отношении осуждённых за убийство при отягчающих обстоятельствах.

Основы уголовного законодательства 1958г., признавая смертную казнь исключительной мерой наказания, допускали применение её вплоть до полной отмены за государственные преступления (при наличии её в санкции соответствующей статьи, за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и, в специально предусмотренных случаях, за некоторые другие особо тяжкие преступления).

УК РСФСР 1960 г. в ст.23 в редакции Закона РФ от 24.04.1993 устанавливал возможность применения смертной казни путём расстрела за особо тяжкие преступления, если это предусмотрено в конкретных статьях УК.

В УК 1960 г. смертная казнь предусматривалась за совершение довольно значительного числа преступлений (за 17 преступных деяний в мирное время и 16 – в военное время и в боевой обстановке).  Однако это не означало ее фактического широкого применения.  Как правило, к тому же в единичных случаях высшая мера назначалась лицам, совершившим убийства с особой жестокостью, нескольких лиц, малолетних детей, извращенным способом и т.д.

По данным статистики за 1987 год, 96% приговоров к смертной казни были вынесены судами в связи с осуждением именно за эти преступления.

В общей структуре наказаний, назначенных в течение пяти лет (1985-1989 гг.), объем смертной казни составил менее 0,05 процента6.

Решительный шаг в направлении сокращения смертной казни сделала новая Конституция РФ.  В соответствии с ч. 2 т. 20 «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

В соответствии со ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.  В Особенной части УК РФ смертная казнь в качестве меры наказания предусмотрена п. 2 ст. 105, устанавливающей ответственность за убийство с отягчающими признаками, ст. 277 — за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 295 — за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, ст. 317 — за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ст. 357 — за геноцид7.

Ни за какие другие преступления, даже столь тяжкие, как государственная измена или шпионаж, смертная казнь не назначается. Однако следует согласиться с мнением В.П. Кашепова о том, что лицо, виновное в терроризме, захвате заложников, бандитизме или другом особо тяжком преступлении, может быть приговорено к смертной казни, если его действия сопровождались умышленным убийством пострадавших. В данном случае имеет место так называемая идеальная совокупность, при которой наказание назначается отдельно за каждое деяние, квалифицируемое самостоятельной статьей.

Кроме того, санкции всех статей Особенной части УК, предусматривающих возможность вынесения смертного приговора, допускают альтернативный выбор судом наказания в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы на срок от 8 или 12 до 20 лет. Причём поставлена она не на первое, а на второе место.

Допустимость применения смертной казни за особо тяжкие посягательства на жизнь продиктована не соображениями возмездия, тем более она не может иметь своей целью исправления виновного, а, прежде всего выполнением задачи восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений как самими осуждёнными, так и другими лицами.  

Сохраняя временную, исключительную меру наказания, законодатель предусматривает ряд существенных ограничений, как материального, так и процессуального характера на пути возможности вынесения смертного приговора.

Даже при совершении преступления, за которое предусмотрено назначение смертной казни, она все же не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора (а не к моменту совершения преступления).  Таким образом, ограничение сферы применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания кругом особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, дополняется критериями пола и возраста8. Следует обратить внимание на такой нюанс законодательной формулировки: применительно к несовершеннолетним закон говорит о не достижении ими 18 лет на момент совершения преступления, применительно к мужчинам – возраст указан на момент вынесения приговора.

Среди процессуальных ограничительных мер следует указать на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ обвиняемому, которому грозит смертная казнь, должно быть предоставлено право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей или коллегий в составе трёх профессиональных судей. Более подробно процессуальные требования, выполнение которых должно гарантировать права подсудимого, если ему грозит смертный приговор, изложены в УПК. В данном случае такого рода гарантии приобретают особое значение, поскольку при вынесении смертного приговора должна быть исключена опасность судебной ошибки. К сожалению, горечь непоправимых ошибок знала судебная практика прошлых лет. Многим памятен процесс по обвинению насильника и убийцы Чикатило. Его настигла справедливая кара. Но не все знают, что за злодеяния, совершенные этим преступником, до него были казнены два человека. Произошла судебная ошибка. Не первая и, к сожалению, не последняя. В условиях обвальной криминализации нашего общества лавина оперативных «ориентировок», рассылаемых спецслужбами, повышает вероятность оказаться лицом подозреваемым и для законопослушного гражданина.

Смертный приговор может быть приведён в исполнение только после вынесения окончательного приговора компетентным судом (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах). Это значит, что жалоба осуждённого к смертной казни должна пройти все судебные инстанции, прежде чем приговор будет исполнен. Согласно сложившейся практике уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осуждённого. Лицо, имеющее право принести протест в порядке надзора, может приостановить исполнение приговора.

После отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осуждённый к смертной казни может быть помилован Президентом РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.  Это же право суда предусмотрено ст. 57 УК РФ «Пожизненное лишение свободы».

Уголовно-исполнительное законодательство регламентирует порядок и условия исполнения смертной казни.  Основанием для ее исполнения являются вступивший в законную силу приговор суда и уведомление об отклонении жалоб осужденного (при их наличии) в порядке надзора и ходатайства о помиловании.

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела.  Исполнение смертной казни в отношении нескольких лиц производится отдельно в отношении каждого в отсутствии остальных.  При исполнении смертной казни присутствует прокурор, начальник учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.  Об исполнении приговора составляется протокол, который подписывается указанными лицами.  

В перспективе смертная казнь в России будет отменена.  Об этом говорится в ст. 20 (ч. 2) Конституции РФ.  В связи со вступлением России в Совет Европы был издан Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» от 16 мая 1996 г., в котором намечен ряд мер организационного характера, направленных на присоединение России к протоколу №6 от 22 ноября 1984 г., к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г9.

Решение законодателя о возможности назначения смертной казни в качестве меры наказания и сфере ее применения, строго говоря, не может основываться на чисто юридических аргументах. В основе лежат более глубокие соображения, возможно, коренящиеся прежде всего в сфере общественного сознания. Международная практика показывает, что было бы принципиально неверно подходить к отмене смертной казни как показателю демократизма и гуманизма. Решение об отмене смертной казни можно считать желательным, по оно должно быть рациональный и компенсироваться назначением иных, более эффективных и более щадящих мер.

В 1998 г. российским парламентом была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также десять из одиннадцати (действовавших на тот момент) Протоколов к ней10. Не прошел процедуры ратификации лишь Протокол N 6 к указанной Конвенции, подписанный от имени Российской Федерации Министерством иностранных дел России 16 апреля 1997 г., который предусматривает обязательную отмену смертной казни в мирное время (далее - Протокол N 6). До сегодняшнего дня названный Протокол так и не ратифицирован. Это обстоятельство порождает многочисленные споры относительно будущего смертной казни как уголовного наказания в нашей стране.

В Российской Федерации как суверенном государстве никакие международные договоры, в том числе и прошедшие процедуру ратификации, не могут иметь приоритета перед нормами самой Конституции. Иная позиция означала бы попрание идеи государственного суверенитета современной России.

Представляется, что все разговоры о недопустимости применения смертной казни в нашей стране, участники которых позволяют себе игнорировать положения ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации, лишь размывают конституционные основы правопорядка. Есть только один законный способ запретить смертную казнь - внести в установленном порядке необходимые изменения в текст самой Конституции и законодательство страны. Другой вопрос: сложились ли сегодня в обновленной России все необходимые предпосылки для того, чтобы институт высшей меры наказания навсегда остался в прошлом? Но это уже иной, вероятно, куда более сложный аспект проблемы сохранения или отмены смертной казни.

Конституционный Суд России 19 ноября 2009 г. постановил, что смертная казнь в РФ не может применяться после 1 января 2010 г. Правда, парламент России до сих пор, под различными предлогами, явно уклоняется от ратификации Протокола к Европейской конвенции по правам человека, отменяющего смертную казнь. Но пресс-служба Конституционного Суда уже заявила, что смертная казнь в России отменена навсегда.

Если мы посмотрим на историю развития такого феномена российской действительности, как смертная казнь, то увидим, что сама повседневность способствовала появлению и развитию данного института. В обществе всегда присутствовало весьма неоднозначное отношение к смертной казни. Россия никогда не была страной демократической и, возможно, еще долго не сможет стать правовым государством. Психология десятков поколений людей, проживавших в нашей стране, отмечена жестокостью и насилием. Все события прошедших веков, а особенно века двадцатого, заложили генетический страх перед различными нововведениями: «Главное - чтобы не было хуже, чем было!»

Сегодня мы живем в тяжелом обществе и с точки зрения материальной обеспеченности, и с точки зрения минимизации национальных культурных черт, таких, как сострадание, сочувствие, сопереживании. Культура, как известно, определяет менталитет людей. Наряду с массой положительных качеств, к сожалению, мы имеем и нежелание брать на себя ответственность, и наплевательское отношение к закону, и воровство.

На сегодняшний день в российских тюрьмах пожизненное наказание отбывают около 1,7 тыс. человек. Многие из них живы до сих пор только благодаря мораторию на смертную казнь, который с введением в Чечне суда присяжных с января 2010 г. может быть отменен. Родственники тысяч жертв согласны с тем, что убийц нужно убивать. С другой стороны, в стране, где «закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло», смертный приговор может стать инструментом расправы.

Информация о работе Смертная казнь как мера наказания