Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:12, реферат
Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».
Понятие и признаки судебной власти 3
Суд как орган судебной власти 5
Судебная система 6
Сетевые ресурсы 8
Байкальский государственный университет экономики и права
Реферат на тему: «Судебная власть в Российской Федерации»
Выполнил: студент группы
ПД-12-4 Баймашев Илья
Иркутск, 2012 г
Содержание:
Понятие и признаки судебной власти
Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Идея разделения властей
не нова. Как теория она была сформулирована
еще в XVIII в. французским философом
Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве,
– указывал он, – имеется власть
законодательная, исполнительная и
судебная. Все эти власти должны
быть разделены, так как если судья
станет законодателем, то свобода граждан
окажется во власти произвола. Если судебная
власть будет соединена с
В настоящее время термин
«судебная власть»
Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.
Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.
Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.
Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.
Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.
Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.
Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.
Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).
Судопроизводство –
Шестой признак –
На основании приведенных
признаков сформулируем определение
судебной власти: судебная власть –
это исключительные полномочия, предоставленные
независимым и обособленным государственным
органам – судам – для
Определение судебной власти
как суда или системы судов
также не является ошибкой. Его надо
рассматривать как
Суд как орган судебной власти
Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.
1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
2. Особый порядок формирования
судов. Этот порядок
3. Особый порядок обеспечения
независимости суда. Этот порядок
предусматривает установление
4. Особая процедура реализации
своих полномочий с целью
5. Осуществление полномочий
в пределах компетенции,
6. Осуществление судебной
власти в определенном
Судебная система
Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.
Судебная система
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.
К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.
Военные суды также относятся
к судам общей юрисдикции. Они
создаются по территориальному принципу
по месту дислокации войск и флотов
и осуществляют судебную власть в
войсках, органах и формированиях,
где федеральным законом
Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.
Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.
Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:
Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.
Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.
Военные суды имеют трехзвенную систему: