Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 06:08, курсовая работа
Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. Темпы прироста потребителей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее – наркотики) ежегодно растут. Если в 1990 г. они составили 10%, то в 1996 г. достигли 60%. Эта тенденция сохранится по существующим прогнозам вплоть до 2010 г.1
УК РФ внес существенные изменения в нормы, устанавливающие ответственность за деяния с наркотиками. При этом была выдержана основная концепция борьбы с наркоманией: ужесточение наказания за наиболее опасные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и смягчение ответственности за менее серьезные преступления. Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков содержалась в 6 статьях УК РФ. В ч. 2 ст. 188 УК РФ наркотические средства, психотропные вещества предусмотрены в качестве предмета, образующего при прочих необходимых признаках состав контрабанды, независимо от размера перемещения указанных веществ через таможенную границу РФ. В ст. 23 УК РФ оговорено, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, в том числе и вызванного употреблением наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
Однако существенного сдерживания развивающегося роста наркопреступности в РФ нормативные акты последних лет не привнесли. Поэтому вышел в свет ФЗ от 08.12.03 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, который из ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.) выделил незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта, а также незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.10 В ч. 2 ст. 5 закона установлено, что данные нормы вступают в силу через пять месяцев со дня его официального опубликования. Дата официального опубликования закона– 16 декабря 2003 г.
С 1997 г. правительство РФ взяло курс на “либерализацию уголовной системы”, и размеры доз наркотиков решено было пересмотреть. После нескольких лет обсуждения было издано постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. “Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей Уголовного кодекса Российской Федерации” № 231, которое ввело количественное значение средней разовой дозы для определения крупного и особо крупного размера данных средств (веществ).11
Новые нормы не коснутся сбытчиков наркотиков, которых ждет уголовная ответственность вне зависимости от количества нарковещества.
В результате принятия данного постановления часть преступлений, за которые осужденные уже отбывают наказание, в настоящее время декриминализированы, поскольку уголовно-наказуемая доза наркотика увеличена.
К. осужден приговором Королёвского районного суда Московской области по ч. 1 и 4 ст. 228 УК РФ (в ред. 13.06.96 г.).
К. обратился в суд с ходатайством о пересмотре приговора вследствие издания нового уголовного закона. Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.04 г. средняя разовая доза героина составляет 0,1 г.
Советский районный суд РМЭ приговор изменил: исключил осуждение К. по ч. 1 ст. 228 УК РФ по эпизоду по факту незаконного приобретения, хранения без цели сбыта героина массой 0,0028 г. Действия К. переквалифицированы с ч. 4 ст. 228 УК РФ на ч. 1 ст. 2281 УК РФ (в ред. 08.12.03 г.).12
По другому уголовному делу органом предварительного расследования Ф. обвинялся по п. 1 ст. 2281 УК РФ (в ред. 08.12.03 г.) в незаконном сбыте наркотических средств 8 и 16 июня 2004 г. Он в неустановленное время, в неустановленном месте, неустановленным путем с целью сбыта незаконно приобрел наркотическое средство – смесь массой 0,2329 г., с абсолютным содержанием героина – 0,0145 г., 6-моноацетилморфина – 0,0015 г., ацетилкодена – 0,0008 г., которое хранил при себе с той же целью до 08.06.04 г., когда он незаконно сбыл путём продажи указанное наркотическое средство г-ну Ц. В судебном заседании государственный обвинитель отказался от обвинения по факту сбыта 08.06.04 г., просил уголовное преследование в этой части прекратить ввиду недостижения указанных размеров наркотического средства средней разовой дозы. Суд удовлетворил ходатайство.13
Вызывает сомнение правомерность позиции прокурора, поскольку по смыслу ч.1 ст. 2281 УК РФ в объективную сторону преступления входит незаконный сбыт наркотиков без указания на количественный размер, т.е. не зависимо от размера.
По другому эпизоду
от 16.06.04 г. Ф. при таких же обстоятельствах
с целью сбыта незаконно
До введения в действие
данного постановления
Первая международная конвенция о наркотиках была принята в Гааге в 1912 г., в которой участвовала Россия. Конвенцией был провозглашен ряд принципов, нашедших дальнейшее развитие в международных соглашениях (использование наркотиков только “в медицинских и других разумных целях”, правовое регулирование производства и торговли и т. д.).
После I мировой войны злоупотребление наркотическими средствами повсеместно усилилось, возросли масштабы их контрабанды, и идея недопустимости противоправного распространения наркотиков стала общепризнанной. В связи с этим на созданную международную организацию – Лигу Наций был возложен общий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими веществами. За 20 лет существования Лиги Наций было принято несколько международно-правовых актов по борьбе с наркоманией и контроля над распространением наркотиков (Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г.), закрепивших принципы Гаагской конвенции 1912 г. и установивших, что наркотики могут производиться только для законных потребностей, а также расширивших список наркотиков.
Существенную новизну в международно-правовую практику внесла Женевская конвенция 1936 г.: было установлено международное уголовное преследование за преступления, связанные с незаконным распространением наркотических веществ. Нарушение законов о наркотиках влекло за собой при определенных условиях выдачу преступника иностранному государству. Это было вызвано, в частности, тем, что наркодельцы объединялись в межгосударственные преступные сообщества и в опасный для себя момент укрывались на территориях различных государств. Была предпринята попытка обязать договаривающиеся стороны установить в своем законодательстве уголовную ответственность в отношении лиц, занимающихся незаконным распространением наркотиков. Но конвенция имела недостаток: под контроль ставились лишь готовые наркотики, а вещества – сырьё для их производства, оставались за пределами такого контроля.16
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН создал Комиссию по наркотическим средствам – основную организацию, осуществляющую координацию международной деятельности в рассматриваемой сфере. После многолетней работы Комиссии по наркотическим средствам в Нью-Йорке в 1961 г. была принята действующая и поныне Единая конвенция о наркотических средствах, которая заменила международные документы, принятые ранее на протяжении полувека (кроме Женевской конвенции 1936 г.). Основные положения Конвенция с поправками, внесенными Протоколом 1972 г.: предусматривается классификация наркотиков по 4 спискам-перечням наркотических веществ или препаратов, причем отнесение к тому или иному списку обуславливается различием мер контроля, применяемых к тем или иным наркотическим средствам; государства – участники конвенции взяли на себя обязательство объявить наказуемыми правонарушениями культивирование и производство, изготовление, предложение, распределение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств. Приведенный перечень не является исчерпывающим, и государства могут объявлять преступными и иные действия; объявлено желательным, чтобы перечисленные в конвенции преступления были включены в число преступлений, за которые виновные подлежат выдаче. Приговоры иностранных судов за такие преступления должны учитываться для целей установления рецидива.17
Система международного контроля над психотропными веществами предусмотрена Венской конвенцией о психотропных веществах 1971 г. В соответствии с видами контроля, основанных на неодинаковой степени опасности психотропных веществ и разнице в их фармакологическом действии и терапевтической полезности, утверждены 4 списка режима контроля. Конвенция установила эффективную систему регистрации психотропных веществ; регулирование проводимых проверок хранения этих веществ, регистраций и деятельности лабораторий; запрет публичной рекламы; строгую систему инспектирования производителей, экспортеров, оптовых и розничных распространителей психотропных веществ, а также медицинских и научных учреждений, применяющих эти препараты.
Конвенция ООН 1988 г. о
борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и
В данный момент РФ подписала и ратифицировала все три вышеперечисленные конвенции.
Положения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. включены в нормы уголовного законодательства РФ: ст. 228 УК РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотиков, а ст. 2281 УК РФ – производство, сбыт, пересылку наркотиков независимо от целей деяния. Понятия “изготовления” и “переработки”, предусмотренные в УК РФ включают в себя понятия “производство”, “извлечение” и “приготовление”, даваемые в Конвенции 1961 г. “Распределение”, “продажа”, “доставка” на каких бы то ни было условиях охватываются понятием “сбыт”, предусмотренный ст. 2281 УК РФ. “Предложение с коммерческими целями” Конвенции 1961 г., может быть квалифицировано как покушение на сбыт. Содержащиеся в Конвенции ООН 1988 г. понятия “производство”, “экстрагирование”, “приготовление” охватываются признаками “изготовление” и “переработка” (предусмотрены в ст. 228, 2281 УК РФ).19
Со вступлением в силу ФЗ от 08.12.03 г. “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации” у правоприменителей возникают вопросы о применении новых уголовно-правовых норм.
Реализация принципа законности требует, прежде всего, максимально четкого описания непосредственно в законе объективных и субъективных криминообразующих признаков соответствующих деяний, признаваемых преступлениями. В ст. 2281 УК РФ уголовная ответственность установлена только за производство, сбыт и пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Такие деяния, предшествующие непосредственно сбыту, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, направленные на сбыт наркотиков, самостоятельными преступными деяниями не признаются. Если лицо приобрело партию наркотиков и хранит их в складе для сбыта, то такие деяния можно рассматривать лишь как неоконченное преступление, приготовление к сбыту наркотиков. Можно констатировать, что такие же действия, совершенные без цели сбыта, влекут более строгую ответственность как оконченное деяние (ст. 228 УК РФ), что противоречит принципу справедливости.20
За хранение наркотиков без цели сбыта в крупном и особо крупном размере санкцией ст. 228 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком 3 и 10 лет соответственно, незаконное хранение без цели сбыта в небольшом размере декриминализировано. Согласно ч.2 ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление. Следовательно, за хранение наркотиков в целях сбыта, т.е. приготовление к сбыту в небольшом, крупном и особо крупном размере санкцией ст. 2281 УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы сроком 4, 6 и 10 лет соответственно. Таким образом, санкции за данные деяния равны в отношении наркотиков в особо крупном размере. Необходимо принять во внимание, что санкция в 10 лет лишения свободы в такой длительный срок предусмотрена не за оконченный сбыт, не за покушение на сбыт, а только за приготовление к совершению преступления. Это с учетом повышенной общественной опасности совершенного преступления. Рассматривая незаконное хранение наркотиков без цели сбыта в особо крупном размере, то можно с большой долей уверенности предположить, что большинство наркоманов не имеют возможности хранить такие размеры наркотиков для личного потребления, если же они хранят их в таких размерах, то наиболее вероятно лицо совершит сбыт хоть части наркотиков возмездно или безвозмездно другим лицам. Если лицо не хранит наркотики для личного потребления, то однозначно присутствует намерение на их сбыт. Если органам следствия не удалось доказать этого намерения, то максимальная санкция в 10 лет выглядит вполне оправдано. Что же касается небольших и крупных размеров наркотиков, то санкции за эти виды преступлений также не противоречат принципу справедливости. Тем более, что за сбыт в этих размерах она выше, чем за деяния совершенные без цели сбыта.
Информация о работе Уголовная ответственность за незаконных оборот наркотиков