Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:07, курсовая работа
Банкротство - цивилизованная форма поражения в конкурентной борьбе, способ оздоровления экономики путем исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота с учетом интересов не только кредиторов, но и должника, исключая при этом криминальные способы получения долга.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.
Виды банкротства…………………………………………………………5
Глава 2.
2. ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО.
2.1. Понятие преднамеренного банкротства……………………… 8
2.2. Ответственность за преднамеренное банкротство …..……… 11
2.3. Имущественная (субсидиарная) ответственность.……..……13
Глава 3.
3. ФИКТИВНОЕ БАНКРОТСТВО
3.1.Понятие фиктивного банкротства…………..……….…………15
3.2. Административная ответственность за фиктивное
банкротство ………………..……………………………….………...17 3.3. Уголовная ответственность за фиктивное банкротство………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….18
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………..………20
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….22
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………….………………
21. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 29.10 п.2.
В уголовном законодательстве фиктивное банкротство понимается как заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.
Уголовная ответственность за фиктивное банкротство содержится в ст. 197 УК РФ и предполагает:
штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
либо
лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Процедура привлечения к уголовной ответственности за фиктивное банкротство следующие:
1. Для привлечения к уголовной ответственности за фиктивное банкротство необходимо, чтобы преступление нанесло «крупный ущерб» либо имело «иные тяжкие последствия». Какие именно, закон не указывает. Но, как свидетельствует практика, такие положения при большом желании следователи и суд могут трактовать очень широко.
2. Заявление о возбуждении уголовного дела подается арбитражным управляющим. Он вправе подать заявление на любой стадии дела о банкротстве должника.
3. Для определения размера ущерба и определения момента возникновения или увеличения неплатежеспособности может быть назначена экспертиза.
4. Размер ущерба, причиненного кредиторам, будет установлен после закрытия реестра требований кредиторов и окончания расчетов с кредиторами, когда требования кредиторов, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, будут считаться погашенными.
5. В целях возмещения ущерба, причиненного кредиторам, подается гражданский иск в уголовном деле.
6. Суд рассматривает дело об и выносит постановление о прекращении производства по делу либо о назначении уголовного наказания. С аналогичным же результатом завершается гражданский иск.
Уголовный кодекс различает фиктивного банкротство от преднамеренного банкротства. Главным отличием фиктивного банкротства от преднамеренного является то, что при фиктивном банкротстве должник, реально имеет возможность удовлетворить требования кредиторов, однако, он заведомо ложно объявляет о своей несостоятельности. В данном случае обязательным признаком преступления является причинение крупного ущерба кредиторам либо третьим лицам. Основной целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов с целью получения отсрочки или рассрочки платежей, которые причитаются кредиторам либо скидки с долгов, либо для неуплаты долгов.
Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного банкротства заключается в том, что по ст. 197 УК РФ к ответственности привлекают в том случае, когда материальных признаков несостоятельности нет. О таких признаках ложно заявляется.
Таким образом, что преступление в данном случае будет состоять в причинении ущерба кредиторам, которых ввели в заблуждение руководители организации-должника или индивидуальные предприниматели. Но с условием, что ущерб должен быть причинен в результате выражения кредиторами согласия на рассрочку платежей при мировом соглашении.
Окончательным результатом признания или объявления банкротом является справедливое, то есть соразмерное удовлетворение требований кредиторов, бюджета, государственных внебюджетных фондов, исполненное в определенной законом очередности. Поэтому, крупный ущерб, причиняемый в результате неуплаты долгов при фиктивном банкротстве заключается в не поступлении указанным субъектам того, что им причитается по закону.
Некоторые специалисты полагают, что ст. 197 УК РФ охватывает только такие незаконные действия, которые совершаются с целью обмануть кредиторов. Но заявление о фиктивном банкротстве может быть сделано и с таким расчетом, чтобы не выплачивать задолженности перед бюджетом, то есть долги в допустимо широком смысле, и даже по согласованию с кредиторами либо в отсутствие кредиторов как таковых. В последнем случае цели обмана кредиторов нет. И причинение крупного ущерба следует расценить как преступное фиктивное банкротство в том случае, если ему предшествовало заведомо ложное объявление о несостоятельности, которое сделано или для введения в заблуждение кредиторов, от которых требуется совершить определенные юридически значимые действия, например дать согласие на объявление организации банкротом, отсрочить платежи, или для признания лица банкротом. Для ложного объявления о несостоятельности обязательной целью является получение отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а также неуплата долгов.
Объективную сторону преднамеренного банкротства образует создание или увеличение неплатежеспособности, причинившее крупный ущерб или иные тяжкие последствия.
Объективная сторона фиктивного банкротства состоит в заведомо ложном объявлении руководителем или собственником коммерческой организации, а также индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.
Из выше изложенного можно сделать вывод:
В судебно-следственной практике достаточно часто возникают проблемы, связанные с разграничением фиктивного и преднамеренного банкротства. Данные преступления следует разграничивать по признакам объективной стороны. При фиктивном банкротстве коммерческая организация имеет возможность рассчитаться с кредиторами. Вопрос о несостоятельности связан с искажением информации о платежеспособности. При преднамеренном банкротстве организация в действительности не в состоянии рассчитаться с кредиторами, в связи с чем несостоятельность носит не фиктивный, а фактический характер.
В условиях развития современной экономики, предприятия получили право самостоятельно управлять своим хозяйством, распоряжаться ресурсами, результатами труда , и несут полную ответственность за свои решения и действия. Характеристикой деятельности каждого предприятия является его финансовое состояние. Оно определяет потенциал в деловом сотрудничестве и конкурентоспособность предприятия, является основным гарантом для успешной реализации экономических интересов участников финансовых отношений - как самого предприятия, так и его партнеров.
Таким образом, при современных рыночных отношениях явление банкротства предприятий — неизбежный спутник, контролирующий состояние предприятия и обеспечивающий дальнейшее ее развития.
При рассмотрении банкротства необходимо выделить следующие основные группы проблем, препятствующих эффективной организации противодействия схемам фиктивных и преднамеренных банкротств:
Противоречия в действующих правовых актах. Для каждого вида ответственности (административной, уголовной и гражданской) требуются свои доказательства и свои условия.
Трудности с информацией. Часто при подготовке банкротства информация либо намеренно искажается, либо вообще уничтожается.
Неудовлетворительная методическая база.
Низкая эффективность межведомственного взаимодействия.
Отсутствие надлежащих стимулов для арбитражных управляющих.
"Мягкое" наказание. Часто наказание виновных ограничивается лишь условными сроками.
Преднамеренное и фиктивное банкротства определены законом, но в настоящее время являются фактически неприменяемыми, так как не имеют реального механизма выявления.
В связи с этим законодательство предусматривает целый комплекс норм, направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.
На пути к достижению этих главных целей современное законодательство, используя в разных странах различные юридико-технические приемы, решает ряд практически важных вопросов:
охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника
охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов
охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов
Необходимо отметить, что новый закон обеспечивает не только цивилизованную ликвидацию неплатежеспособных должников, но предоставляет возможность сохранить жизнеспособность хозяйствующих субъектов. Что, в конечном счете, должно благоприятно отразится на состоянии российской экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банкротство – стало фактом в России. С одной стороны банкротство – крах, гибель предприятия. Но с другой стороны – это толчок к изменению в лучшую сторону, возможность возрождения с учетом прошлых ошибок. Процедуры, используемые в качестве необходимых для вывода предприятия из кризисного состояния устанавливаются законодательно.
В зависимости от особенностей функционирования предприятий, их места в сложившейся системе хозяйственных связей, роли, которую они играют в региональном хозяйственном комплексе и в соответствующей отрасли, могут быть предложены различные процедуры: продажа предприятия целиком; преобразование его в акционерное общество и продажа контрольного пакета на инвестиционных торгах, коммерческом аукционе или конкурсе; применение процедур внешнего управления; продажа на инвестиционных торгах с одновременной реструктуризацией капитала; диверсификация производств; ликвидация предприятия как юридического лица возможным сохранением имеющих самостоятельное значение активов предприятия путем продажи их единым имущественным лотом в процессе конкурсного производства; реструктуризация в рамках санации на основе негосударственных средств.
Опыт работы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) показывает, что в случае своевременного и грамотного применения процедур банкротства в отношении предприятий-должников удается достичь снижения кредиторской задолженности, в том числе и по задолженности предприятия своим работникам по заработной плате.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 |
правоприменитель |
в данном случае судебная инстанция государства |
2 | банкротство | принятие ряда новых законов, |
4 | незыблемость | устойчивость, непоколебимость. |
5 | нормативность, | обязательность для исполнения |
| Организация Объединенных Наций | Организация Объединённых Наций международная организация, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами |
6 | законоустановление | перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. |
7 | аффект | сильное душевное волнение |
8 | правопослушный | когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями |
9 | иерархия | расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему |
10 | постпреступное поведение | положительное поведение виновного |
11 | предпреступное поведение | поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения ( эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д. ) |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антикризисное управление предприятиями и банками: Учебное пособие / Подготовлено Г.К. Талем и Г.Б. Юном - М.: Дело, 2001.
2. Телюкина М. Основы конкурсного права. – М.: Волтерс Клюверс, 2004.
3. Уголовный кодекс РФ.
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях ст. 14.12;
5. Уголовный кодекс РФ ст. 196, 197.
6. Антикризисное управление: Учеб. для вузов /Гос. ун-т упр.; Под ред. Э.М. Короткова. – М.:ИНФРА-М, 2002.
7. Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации. - М.: ЮНИТИ 2004.
8. Афонькин В.Н., Сабинина Е.А. Законодательство о банкротстве: теоретические и практические аспекты. - М.: Современная экономика и право, 2000.
9. Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.
10. Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М., 2001. С. 2.
11. Бокарева. Л. Об эффективности банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства. // Общество и экономика. – 2006. – N6.
12. Гаврилова В.Е. Банкротство в России: Вопросы истории, теории и практики: Учеб. пособие. – М.: ТЕИС, 2003.
13. Гришаев С.П., Аленичева Т.Д. Банкротство. Законодательство и практика применения в России и за рубежом. – М., 1993.
14. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. - М.: ОМЕГА-Л, 2005.
15. Концепция реформирования предприятия // Вопр. экономики. – 1997. – №9. – С. 36.
16. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001
17. Российское законодательство X - XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1984. С. 68.
18. Семеусов В.А., Пахаруков А.А. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в российском праве. Учеб. пособие. Иркутск, 2000. С. 28.
19. Тихонов А. "Известия" № 196 (26753) от 21.10 2004
20. Торкановский Е. Антикризисное управление // Хозяйство и право. – 2002. – №1. –С.499.
21. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.
1. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ.
2. Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ.
3. Трофимов К.Т. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". - М.: КОНТАКТ; ИНФРА-М, 2000.
4. Телюкина М. Основы конкурсного права. – М.: Волтерс Клюверс, 2004.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ