Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:03, реферат
2.Представление прокурора.
3.Постановление прокурора.
4.Предписания прокурора.
5.Официальный протест.
1.Протест.
2.Представление прокурора.
3.Постановление прокурора.
4.Предписания прокурора.
5.Официальный протест.
АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО
2.1. Требования, предъявляемые к
актам прокурорского
Акт прокурорского реагирования можно определить как нормативно закреплённое средство реагирования прокурора на нарушение законов, используемое в предусмотренных законом формах в ходе реализации полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. [9. C.207]
Общих требований, принятых в юридической науке «Прокурорский надзор», существует пять:
1) Они должны быть посвящены
актуальному, значительному
2) Своевременность вынесения
актов прокурорского
3) Выводы и предложения прокурора, содержащиеся в его правовых актах, должны быть аргументированными, основываться на достоверных, проверенных фактах, а не на домыслах, слухах и мнениях. [17. С.58] Прокурору не следует предрешать те меры административного или дисциплинарного воздействия, которые руководитель может применить в отношении лица, допустившего нарушение закона. Руководитель это определит самостоятельно с учетом иных обстоятельств, в том числе и характеристики виновного
4) Важно, в какую форму
облекаются акты прокурорского
надзора. Между содержанием и
формой протеста или
Практикой выработана определенная структура и реквизиты каждого из документов прокурорского реагирования на нарушение закона. [15. С.57]
5) Общее требование, предъявляемое к актам, заключается в том, чтобы эти документы были юридически и стилистически грамотными. [17. С.58] Если протест или представление прокурора отвечают изложенным выше требованиям, они тем самым выполняют свое предназначение. [15. С.58]
2.2. Протест как акт прокурорского реагирования
Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям.
В протесте должны содержаться следующие элементы:
– наименование опротестованного акта или действия;
– кем и когда этот акт издан;
– содержание опротестованного правового акта;
– правовое обоснование незаконного акта;
– указание на норму нарушенного закона;
– предложение прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта;
– требование о привлечении к
ответственности должностных
– предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок и сообщение о результатах рассмотрения;
– должностное положение
– дата принесения протеста.
Протест приносится на противоречащий или несоответствующий закону правовой акт (отличие от представления), изданный органом государственной власти или управления, субъектами хозяйствования, а также на устные распоряжения должностных лиц.
Предметом опротестования может быть не только правовой акт, но и незаконное действие должностного лица.
Протест приносится в орган, издавший
незаконный акт или в вышестоящий
орган. Это определяет прокурор автор
протеста в зависимости от конкретных
обстоятельств. Если, по мнению прокурора
не требуется вмешательства
В протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта или приведение его в соответствие с законом, а также требование о прекращении незаконного действия должностных лиц, а также восстановление нарушенного права. Принесение протеста прокурором автоматически приостанавливает исполнение опротестованного акта. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-тидневный срок после его поступления. В исключительных случаях, там, где необходимо немедленное приостановление правового акта, могущего повлечь тяжкие последствия, прокурор может потребовать приостановление действия этого акта немедленно.
О результатах рассмотрения протеста в обязательном порядке уведомляют прокурора в письменной форме.
В силу распространенности нарушенного закона прокурор вправе поставить вопрос о рассмотрении протеста на коллегии областного звена или министерства. О дне рассмотрения протеста сообщается прокурору, где прокурор вправе участвовать и аргументировать свой протест.
После того, как прокурор получит сообщение об удовлетворении протеста, он не может считать законченной свою миссию. Через определенное время необходимо проверить фактическое исполнение требований, содержащихся в его протесте. [15. С.58,59]
Если по каким-либо причинам рассмотрение протеста задерживается, должностное лицо которому направлен этот протест, обязано сообщить прокурору о причинах такой задержки.
Однако во всех случаях не рассмотрения протеста в установленный срок прокурор должен потребовать объяснения от должностных лиц, в обязанности которых входит рассмотрение протеста и принятие по нему соответствующих мер.
Когда же и это не даёт должного эффекта, прокурор обращается к вышестоящему должностному лицу, чтобы тот принял меры к рассмотрению протеста. Должностное лицо обязано строго взыскать со своего подчинённого за несвоевременность рассмотрения протеста прокурора, ибо это то же нарушение закона. [17. С.60]
2.3. Представление как акт прокурорского реагирования
Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям. Наименование акта "Представление в порядке общего надзора". В нем должны содержаться следующие элементы:
- материалы, послужившие
- наименование нарушенного
- изложение причин и условий,
способствовавших допущенному
- предлагаемые меры по
- указание на конкретных
- предложение прокурора о
- требование о безотлагательном
рассмотрении представления и
принятии не позднее, чем в
месячный срок необходимых мер
по устранению нарушений
- должностное положение и
- дата внесения представления;
- подпись автора представления.
В отличие от протеста, который вносится на противоречащий закону правовой акт,
Представление - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий. Представление приносится в государственный орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона и которые обязаны создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение закона. Представление подлежит рассмотрению в течение 1-го месяца с момента его поступления. [15. С.60,61] В этот же срок должны быть устранены все нарушения закона, которые изложены в представлении. Более того, в представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определённых лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. Представление должно быть направлено в тот орган или должностному лицу, которые правомочны принимать соответствующие решения. [16. С.221]
Целесообразно, чтобы в предоставлении прокурор не только указал на принятые меры, но и на пути устранения нарушения закона. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено либо по нему было принято неправильное решение.
Из рассмотренных выше особенностей протеста и представления можно сделать вывод, что оба документа имеют схожие черты, но все-таки имеются и отличия:
1) по цели примененных
документов - представление направлено
на устранение причин и
2) протест направлен на
единичные нарушения, а
3) по содержанию протест
констатация нарушения, а
4) протест – требование
немедленного восстановления
2.5. Предписание как акт прокурорского реагирования
Следующим видом актов прокурорского реагирования является предписание.
Предписание - форма прокурорского реагирования, которая является наиболее быстрой и императивной в деле устранения нарушенного закона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить вред правам и интересам государств, предприятий, организаций и граждан, если не будет незамедлительно устранено. Предписание выносится в письменной форме и вручается тому должностному лицу, чьих действий или бездействий оно касается. В предписании содержатся указания на норму нарушенного закона, а также предложения о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит неуклонному исполнению, о чем сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в нем, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, решение которого является окончательным.
В предписании должны содержаться:
· фамилия, имя, отчество, должностное положение лица, которому направляется предписание;
· наименование акта - "Предписание об устранении нарушений закона";
· место и дата его вынесения;
· источник информации о нарушенном законе (проверка в порядке общего надзора, жалоба, материала обобщения и т.д.);
· изложение обстоятельств правонарушения, когда и кем они допущены, какие конкретно правовые нормы нарушены;
· указание на возможные последствия, к которым может привести продолжение нарушения закона;
· предложения о совершении конкретных действий, которые необходимо совершить в целях пресечения нарушений закона и недопущения причинения вреда;
· требование о немедленном исполнении предписания и сообщении об этом прокурору;
· должность, классный чин и подпись прокурора;
· разъяснение лицу, которому направлено предписание, о содержании предписания. Его праве на обжалование вышестоящему прокурору;
· должность, фамилия, инициалы лица, получившего предписания, дата и время получения.
Вынесению предписаний должны предшествовать глубокие проверки сигналов о допущенных нарушениях закона. В необходимых случаях к таким проверкам прокуроры привлекают специалистов из различных областей. Когда требуется определить ответственность или причастность должностного лица к установленному нарушению закона, прокурор получает от него объяснение.
Вынесение прокурором предписаний об устранении нарушений закона не освобождает лиц, виновных в противоправных действиях или бездействиях, от уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а также от обязанности возместить материальный ущерб, причиненный противоправным действием.
О вынесенном предписании прокурор в необходимых случаях может довести до сведения вышестоящих органов, трудовых коллективных или общественных организаций. В этих случаях направляются копии предписаний или соответствующие письма. При этом прокуроры используют и средства массовой информации.
Как было сказано выше, должностные лица вправе обжаловать предписание вышестоящему прокурору. При поступлении жалобы должностного лица все материалы, касающиеся предписания, немедленно направляются в вышестоящую прокуратуру. Решение по жалобе принимается в установленный законом 10-дневный срок. Решение полномочен принять прокурор вышестоящей прокуратуры или один из его заместителей. По поступлении жалобы от должностного лица, в отношении действий которого вынесено предписание, вышестоящий прокурор вправе приостановить исполнение предписания до принятия окончательного решения. Он обязан в 10-дневный срок либо подтвердить законность и обоснованность предписания, либо отозвать его, сообщив об этом соответствующему органу или должностному лицу.