Взаимодействие военной прокуратуры с другими государственными ведомствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя, прежде всего, знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социаль-ной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Организация и принципы работы органов
военной прокуратуры ………………………………………………..........4
2. Задачи военной прокуратуры и основные
направления ее деятельности ……………………………………………...7
3. Прокурорский надзор за исполнением законов ……………………...10
4. Взаимодействие военной прокуратуры с другими
государственными ведомствами …………………………………………..16
Заключение ………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)

Важное место в деятельности военной прокуратуры занимают вопросы охраны прав и законных интересов военнослужащих и их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил, других граждан. Военные прокуроры принимают и рассматривают заявления и жалобы на нарушение закона органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими, проверяют эти заявления и жалобы, принимает меры к восстановлению нарушенных прав и к защите законных интересов военнослужащих и других граждан.

Военные прокуроры всех степеней обеспечивают постоянный надзор за точным исполнением законов органами военного управления в центре и на местах, за соответствием приказов, инструкций, положений, наставлений и других правовых актов, издаваемых органами военного управления, Конституции и законом РФ, постановлениям Совета Министров РФ.

На военных прокуроров возложен надзор за неукоснительным исполнением законов всеми военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ при выполнении ими обязанностей по службе.

Исходя из задач, решаемых Вооруженными Силами, военные прокуроры уделяют большое внимание надзору за исполнением законов о всеобщей воинской обязанности, законов об укреплении воинской дисциплины, об охране собственности, об ответственности за выпуск и поставки в войска недоброкачественной и некомплектной продукции, положения о материальной ответственности военнослужащих и других актов.

Особое место в работе военных прокуроров занимает надзор за исполнения воинских уставов. Военные прокуроры призваны всемерно помогать командирам в предотвращении, выявлении и устранении нарушений уставных требований.

В порядке осуществления надзора за исполнением законов военным прокурорам дано право истребовать приказы, инструкции и другие акты, издаваемые органами военного управления и должностными лицами, для проверки соответствия этих актов закону. Они могут производить на месте проверку исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведе-ниями о нарушении закона, требовать от должностных лиц представления необходимых документов и сведений. Получив данные о нарушении закона, они вправе ставить вопрос перед соответствующими командирами и начальниками о производстве проверок и ревизий деятельности, подчиненных им воинских частей и учреждений, требовать от должностных лиц, военнослужащих и других граждан личных объяснений по поводу тех или иных нарушений закона.

Прокурор не имеет административной власти и не должен вмешиваться в административную деятельность командования. Он не производит обследований и проверок тех или иных отраслей боевой подготовки или административно-хозяйственной деятельности, не отменяет, не изменяет и не приостанавливает акты органов военного управления, т.е. ни в коем случае и ни при каких условиях не подменяет командования. Установив, что приказ или иной правовой акт военного управления противоречит закону, военный прокурор обязан опротестовать его, ставя вопрос об отмене или изменении этого акта, об устранении допущенного нарушения. Протест вносится командиру (начальнику), издавшему такой акт, или вышестоящему командиру и подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок.

Другой правовой формой прокурорского реагирования на нарушение закона является представление, вносимое военными прокурорами командирам (начальникам). Основное назначение этого документа заключается в постановке вопроса об устранении нарушений закона, причина и условий, способствующих преступлениям и иным правонарушениям. В представлениях военные прокуроры могут вносить предложения о принятии мер, необходимых, по их мнению, для укрепления законности, для усиления борьбы с преступностью. Представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, имеет право вносить и военные следователи.

Командиры (начальники) обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление военного прокурора или следователя, принять необходимые меры по устранению нарушений закона и их причин. Форма реагирования со стороны командиров на представления может быть различной. В одних случаях издаются приказы и распоряжения об устранении нарушений закона, о ликвидации недостатков в организации службы, в воспитательной и предупредительной работе; в других случаях проводятся совещания по правовым вопросам, занятия с теми или иными категориями военнослужащих и т.д.

Военные прокуроры осуществляют также постоянный надзор за соблюдением законности при содержании арестованных на гауптвахтах и осужденных, отбывающих наказание в дисциплинарных батальонах.

Важной областью работы военных прокуроров является постоянное осуществление надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания Вооруженных Сил РФ, военных следователей, а также следователей органов государственной безопасности при расследовании ими дел, подсудных военным трибуналам, в частности дел о шпионаже.

К подследственности военных следователей отнесены следующие   уголовные дела:

- о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского, сержантского и рядового состава органов государственной безопасности;

- о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, в военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации.

Законом определено, что если при расследовании дела по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений дело хотя бы об одном из этих лиц или об одном из преступлений подследственною военному следователю, а о других - следователю территориальной прокуратуры или органов внутренних дел, то все это

дело расследуется военным следователем.

Осуществляется надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, военные прокуроры обязаны:

- привлекать к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;

- принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление в Вооруженных Силах не осталось не раскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности;

- строго следить за тем, чтобы ни один военнослужащий, рабочий или служащий Вооруженных Сил не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;

- следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного порядка расследования преступлений.

При этом военные прокуроры вправе давать органам дознания и подчиненным прокурорам и следователям указания о расследовании преступлений и розыске скрывшихся преступников, требовать для проверки уголовные дела, документы и материалы о совершенных преступлениях, участвовать в производстве следствия и дознания и в необходимых случаях лично производить расследования по делу, отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания, а также подчиненных прокуроров и следователей, прекращать уголовные дела по основаниям, указанным в законе и т.п.

И, наконец, одно из важных обязанностей военных прокуроров является обеспечение надзора за соблюдением законности при рассмотрении военными трибуналами уголовных и гражданских дел, отнесенных законом к их ведению.

Эту задачу военные прокуроры осуществляют путем участия в распорядительных заседаниях суда и в рассмотрении уголовных и гражданских дел в судебных заседаниях, путем поддержания государственного обвинения, а также путем внесения в установленном законом порядке протеста на незаконные и необоснованные приговоры, решения, определения и постановления военных трибуналов, путем надзора за исполнением приговоров и т.п.

Военная прокуратура ведет учет всех преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов. Поэтому о каждом преступлении, а также о происшествии, повлекшим гибель людей и другие тяжкие последствия, командиры (начальники) обязаны немедленно уведомлять соответствующего военного прокурора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Взаимодействие военной прокуратуры с другими

государственными ведомствами

Укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ высока деятельность органов военной прокуратуры.

В современных условиях, с возрастанием роли законности, как фактора, оказывающего влияние на состояние боеготовности

боеготовности войск, возрастает и значение военной прокуратуры, призванной обеспечить законность в Вооруженных Силах РФ. И чем активнее и наступательней осуществляют свою деятельность военные прокуроры, тем выше эффективность их деятельности, тем более, положительное влияние она оказывает на законность, и, следовательно, на боеготовность частей и соединений.

Однако до сих пор нет единства мнений по ряду важных теоретических и практических вопросов взаимодействия, не изжиты полностью оттенки ве-домственных различий в понимании задач, прав и обязанностей взаимодействующих субъектов. Вместе с тем, прокурорские и следственные работники военной прокуратуры активно взаимодействуют с командованием, военными судами и различными территориальными правоохранительными органами, особенно с милицией, которая в нашем государстве является основным органом дознания общей компетенции.

Изучение практики расследования преступлений в войсках показывает, что, если организация взаимодействия с военными органами дознания не вызывает у прокурорско-следственного состава военной прокуратуры серьезных затруднений, то при осуществлении совместной правоохранительной деятельности с милицией и иными территориальными правоохранительными органами имеется еще немало негативных моментов. Например, если в орган внутренних дел на осмотр места происшествия выезжает, помимо следователя, еще и оперативная группа, то в военной прокуратуре всю техническую работу по осмотру места происшествия делает сам следователь. Потеря «мозгового центра» в лице следователя тормозит начальный этап расследования. Особенно ярко все это выражается в осмотрах места происшествия по делам о дорожнотранспортных происшествиях, когда присутствие сотрудника ГАИ (ГИБДД), порой, просто необходимо. То же самое можно сказать и о получе-нии оперативной информации работниками военной прокуратуры.

В известной мере эти моменты объясняются тем, что законодательство

отношения взаимодействия указанных субъектов регулирует в общем виде, что не может не отразиться на практической стороне этих отношений. Возлагая на прокуратуру обязанность осуществления координации деятельности правоохранительных органов, вышеуказанный закон установил, что она должна осуществляться федерального закона, то есть, его самого, и утверждаемого Президентом РФ Положения о координации деятельности по борьбе с преступностью. Однако, увы, данное Положение находится лишь на бумаге, тогда как необходимость законодательного регулирования данного процесса просто необходима, ибо ст. 4 Положения о военной прокуратуре за-крепляет взаимодействие с вышеуказанными органами в качестве принципа организации деятельности военной прокуратуры. На деле же данный прин-цип остается лишь декларированным утверждением и ни подкреплен, ни га-рантирован законодателем.

С другой стороны, подобная ситуация объясняется недостатками в спе-циальной подготовке военных юристов, незнанием структуры, правовых ос-нов, форм и особенностей взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Военная прокуратура призвана решительно пресекать и раскрывать пре-ступления, совершаемые в Вооруженных Силах, своевременно разоблачать виновных и привлекать их к ответственности. Поэтому основное внимание военные прокуратуры сосредоточивает на обеспечении самой решительной и эффективной борьбы с правонарушителями в войсках. Вместе с тем органы военной прокуратуры учитывают, что главным и решающим методом укреп-ления законности и воинской дисциплины является убеждение, воспитание военнослужащих.

Объединение усилий военной прокуратуры и других органов позволяет

избежать параллелизма в их деятельности по укреплению законности, создать единый фронт борьбы с нарушениями законов, добиваться в этом деле луч-ших результатов, обеспечить комплексный подход к проблеме укрепления законности.

Совершенствование взаимодействия военного прокурора с командовани-ем и правоохранительными органами является одной из предпосылок повы-шения эффективности работы военной прокуратуры. Совершенствование взаимодействия военной прокуратуры с названными органами при осуществ-лении ею своей деятельности в Вооруженных Силах РФ в первую очередь должно идти по следующим направлениям:

- более тесного согласования действий (мероприятий), направленных

на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, в особенности в войсковых частях, неблагополучных по состоянию воинской дисциплины и законности;

- улучшения личных контактов военных прокуроров с вышеуказанными органами;

- совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях

и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области;

- более частого проведения совместных проверок исполнения законов,

других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д.);

- более активного применения предоставленного военным прокурорам

права требовать проведения проверок, а также ревизий от ОВУ (органы воен-ного управления) в подчиненных им воинских частях, организациях, учреж-дениях;

- участия военных прокуроров в координационных совещаниях,

проводимых территориальными прокурорами;

Информация о работе Взаимодействие военной прокуратуры с другими государственными ведомствами