Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:53, доклад
Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Рынок коррупционных услуг [править]
Наиболее распространена децентрализованная
(внешняя) коррупция, когда
сделки заключаются индивидуально между
должностным лицом и частным лицом. Однако
добавлениевнутренней коррупции
Согласно учению бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает
правила поведения, которые в этом коллективе
приняты. Поэтому, если внутриведомственная культурата
Однако другие исследователи считают , что у человека всегда остаётся принципиальная возможность выхода из такой среды; а также борьбы и придания огласке, либо игнорирование нарушений со стороны микрообщества, но при этом несовершение нарушений самим человеком.
Распространение коррупции среди
чиновников приводит к тому, что
в ней оказываются
Начальник |
Подчинённый | ||
плюсы |
минусы |
плюсы |
минусы |
|
|
|
|
Данная система достаточно усто
На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков[12].
Заинтересованность частного лица [править]
Вымогательство («
Столкнувшись с
Сговор возникает при тех
же условиях, что и вымогательство, однако
отличается тем, что выгоден обеим сторонам
и состоит в совершении сделки, наносящей
ущерб государству. Например, в обмен на
взятку, таможенный инспектор может занизить сумму импорта и тем самым уменьшить сумму, которую
фирма-импортёр должна уплатить на пошлины.
В сделку также могут быть вовлечены структуры,
ответственные за надзор над чиновником.
Области обогащения [править]
См. также Коррупция в России
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы[17].
Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые
высшие чиновники принимают по своему
усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных
корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит
чиновникам особенно большие взятки. Некоторые
проекты создаются специально для того,
чтобы определённые группы получали ренту («государственн
Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакциии величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников[17].
Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:
Коррупция в судебной системе [править]
Приведённые ниже формы коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела (органам внутренних дел, органам пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)
«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.
Альтернативное
Переквалификация состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного в административное или гражданское) либо наоборот, в более тяжёлую категорию. Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.
Неденежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступление номинально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается неденежными затратами времени на совершение платежа в банкеи предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права неденежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде.
Вред от коррупции [править]
Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:
В высоко коррумпированных бюрократических
аппаратах большинство
Существует также точка зрения,
что к коррупции допустимо
терпимое отношение. Согласно одному аргументу,
в истории развития многих стран
(Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды,
когда экономика и коррупция
росли одновременно. Согласно другому
аргументу, взяточничество есть лишь реализация
рыночных принципов в деятельности
государственных и
Оптимальный уровень коррупции [править]
|
По мере того, как государство
искореняет коррупцию, затраты на борьбу
с коррупцией возрастают так, что
для полной ликвидации коррупции
придётся затратить бесконечные усилия[
Кроме того, чрезмерное увлечение
борьбой с коррупцией в ущерб
устранению её причин способно лишить
административную систему гибкости,
а население гражданских
свобод. Правящая группа может использовать карательноезаконо
Международная торговля [править]