Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Возбуждение уголовного дела – важнейший этап, без которого не может обойтись ни одно расследование. Возбуждение уголовного дела является основой всего процессуального и уголовного судопроизводства. Важность задач, разрешаемых на данном этапе уголовного процесса, определяет его значение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… стр. 3
1. Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела……… стр. 4
2. Понятие и юридическая сущность поводов и оснований для возбуждения уголовного дела…………………………………………………………… стр. 7
3. Поводы и основания возбуждения уголовного дела……………….. стр. 10
4. Проверка заявлений и сообщений о преступлении в целях обнаружения оснований для возбуждения уголовного дела…………………………. стр. 15
5. Сбор доказательств на стадии возбуждения уголовного дела……... стр. 25
Заключение………………………………………………………………. стр. 29
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

В случаях, не терпящих отлагательства, проводится осмотр места происшествия. После этого, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно.

Органы дознания вправе осуществлять оперативно-розыскные меры, направленные на обнаружение преступлений и совершивших их лиц.

Следует также иметь в виду, что при собирании дополнительных материалов продолжает действовать общее требование закона о сроках решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 144 УПК РФ).

Оперативностью реагирования на информацию о преступлении порой определяется эффективность всего последующего расследования. Поэтому ч.1 ст.144 в императивной форме требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом (иными словами, о каком угодно) совершенном или готовящемся преступлении и лишь потом действовать в пределах своей компетенции.

Компетенция в данном случае определяется кругом полномочий, предоставляемых УПК конкретному субъекту уголовно-процессуальной деятельности по принятию информации, проведению ее проверки, возбуждению уголовного дела и т.д.

Окончательное решение по любому сообщению о преступлении должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. При необходимости возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации. Прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) вправе, но не обязан удовлетворить такое ходатайство. При отказе в продлении срока проверки решение принимается в срок, предусмотренный ч.1 ст.144, то есть не позднее трех суток.

Решение об отказе в продлении срока может быть в установленном порядке обжаловано, но такое обжалование не освобождает от необходимости в принятии одного из предусмотренных ст.145 УПК решений.

Проверка поступивших материалов не имеет цели выяснить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. В частности, нет необходимости связывать решение вопроса о возбуждении уголовного дела с установлением подозреваемого, точных размеров ущерба, отягчающих и смягчающих обстоятельств.

В стадии возбуждения уголовного дела не допускается производство следственных действий, за исключением осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ). Не рекомендуется также получать объяснения на бланках протоколов допроса: необходимо использовать специальные бланки или чистые листы бумаги.

Разумеется, ряд относящихся к допросу тактических рекомендаций применим и при получении объяснений. Однако, предмет последних более узок, нежели предмет допроса; выясняются только данные, удостоверяющие личность, источник осведомленности, и фиксируются сведения о признаках конкретного преступления. Именно на этом этапе стадии возбуждения уголовного дела мы сталкиваемся с так называемой законодательной копировкой процессуальных действий данной стадии уголовного процесса и последующих. Так, например, получение объяснений схоже с последующим допросом, направление образцов для сравнительного исследования сродни направлению на экспертизу.

В этой связи у меня возникает вопрос: может быть необходимо провести законодательную корректировку данной стадии уголовного процесса с упрощением ряда процессуальных действий, благодаря которым в работе правоохранительных органов присутствует некоторая волокита?! Или же следует объединить две первых стадии уголовного процесса, которые отчасти повторяют друг друга.

Это бы значительно облегчило задачи, стоящие перед правоохранительными органами.

В процессе организации проверки в стадии возбуждения уголовного дела следует обратить особое внимание на процессуальное оформление каждого проверочного действия дознавателя или следователя. При этом не следует забывать, что, несмотря на то, что бремя доказывания факта виновности того или иного лица в совершении преступления на стадии возбуждения уголовного дела не лежит на следователе либо дознавателе, именно в этой стадии наиболее важен момент сбора фактических данных, имеющих значение для дела и их закрепление. Важность данного момента определяется еще и тем фактором, что зачастую наличие доказательственной базы ставится в прямую зависимость от следов преступления.

Процедура доказывания начинается с собирания информации о фактах и представляет собой производство субъектами уголовно-процессуального доказывания действий, направленных на обнаружение, рассмотрение и сохранение информации, имеющей значение для правильного разрешения уголовного дела, включая действия подготовительного и обеспечительного характера. Обнаружение информации о фактах предполагает отыскание различного вида доказательств и получение от него этих данных17.

Именно в ходе собирания доказательств следователь, дознаватель, в том числе и на стадии возбуждения дела, получают возможность для непосредственного (например, при проведении осмотра места происшествия) и опосредованного (при допросе свидетелей) познания обстоятельств и фактов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и формирования в сознании лиц, осуществляющих уголовно-процессуальное доказывание образов и представлений о них.

По результатам проверки сообщения о преступлении в соответствии со статьей 145 УПК РФ орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

1) возбудить уголовное дело;

2) отказать в возбуждении уголовного  дела;

3) передать заявление или сообщение  по подследственности или подсудности.

Рассмотрим по подробнее отказ в возбуждении уголовного дела.

В возбуждении уголовного дела может быть отказано на основании ст. 148 УПК.

Основания отказа в возбуждении уголовного дела, а также его прекращения, предусмотрены статьей 24 УПК РФ. К ним относятся:

1)  отсутствие события преступления;

2)  отсутствие в деянии состава преступления (если в деянии отсутствует хоть один из признаков состава преступления, как субъективный так и объективный, мы не можем говорить о том, что деяние является преступным);

3)  истечение сроков давности уголовного преследования;

4)  смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

5)  отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;

6)  отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3,4,5,10 части первой статьи 448 УПК РФ, либо отсутствия согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1,3,4,5 части первой статьи 448 УПК РФ.

Тогда при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод.

Часть 5 ст. 148 УПК предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю.

Таким образом, исходя из указанного постановления, право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела имеет не только заявитель, но и другие заинтересованные в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

В законе не содержится указания, в какой срок может быть обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, который ведется в органах внутренних дел сотрудником по учетно–регистрационной дисциплине. Материалу присваивается очередной номер.

Третьим решением, принимаемым по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, является в соответствии со статьей 145 УПК РФ направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

Подследственность - это принадлежность компетенции по делу о данном преступлении соответствующему органу дознания или следователю, подследственность может быть родовая, территориальная, персональная и подследственность уголовных дел по их связи.

Подсудность - это принадлежность компетенции суду определенного звена судебной системы на разбирательство уголовных дел о данном преступлении, подсудность может быть родовой, персональной и территориальной.

Статья 145 УПК наделяет следователя, органа дознания, дознавателя и прокурора правом, согласно которому они не возбуждая уголовное дело, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности или подсудности.

На практике в правоохранительных органах наиболее часто встречается территориальная подследственность. Так, в процессе проверки сообщения о преступлении, устанавливается, что данное деяние было совершено на территории, которая является объектом обслуживания другого органа внутренних дел, именно в таких случаях материал проверки без возбуждения уголовного дела направляется по территориальности в другой орган внутренних дел, а в Книге учета сообщений о преступлениях делается отметка об этом. Обязательно ставится дата и исходящий номер. Это позволяет контролировать движение материала проверки и проверять законность при принятии решения по нему, а также соблюдены ли сроки при производстве проверки по материалу.

На протяжении всего процесса рассмотрения и проверки сообщения о преступлении начальник органа внутренних дел осуществляет ежедневный контроль за своевременностью и полнотой регистрации и сроками разрешения сообщений о преступлениях, а также правильностью ведения Книги учета сообщений о преступлениях и Журнала учета информации и несет ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и иной информации .20 В случае выявления фактов нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлении и иной информации, начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению в установленном порядке виновных лиц к ответственности.

Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу.

 

5. Сбор доказательств на стадии возбуждения уголовного дела 

 

В процессе организации проверки в стадии возбуждения уголовного дела следует обратить особое внимание на процессуальное оформление каждого проверочного действия дознавателя или следователя. При этом не следует забывать, что, несмотря на то, что бремя доказывания факта виновности того или иного лица в совершении преступления на стадии возбуждения уголовного дела не лежит на следователе либо дознавателе, именно в этой стадии наиболее важен момент сбора фактических данных, имеющих значение для дела и их закрепление. Важность данного момента определяется еще и тем фактором, что зачастую наличие доказательственной базы ставится в прямую зависимость от следов преступления.

Процедура доказывания начинается с собирания информации о фактах и представляет собой производство субъектами уголовно-процессуального доказывания действий, направленных на обнаружение, рассмотрение и сохранение информации, имеющей значение для правильного разрешения уголовного дела, включая действия подготовительного и обеспечительного характера. Обнаружение информации о фактах предполагает отыскание различного вида доказательств и получение от него этих данных. Именно в ходе собирания доказательств следователь, дознаватель, в том числе и на стадии возбуждения дела, получают возможность для непосредственного (например, при проведении осмотра места происшествия) и опосредованного (при допросе свидетелей) познания обстоятельств и фактов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и формирования в сознании лиц, осуществляющих уголовно-процессуальное доказывание образов и представлений о них.

При рассмотрении данной темы вопроса следует уделить особое внимание особенностям получения информации о фактах в такой стадии уголовного процесса, как возбуждение уголовного дела.. Как показывает современная практика выявления преступлений средств, предусмотренных УПК, явно недостаточно для выполнения задач стадии возбуждения уголовного дела.

В связи с принятием ряда законов, в частности, Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» создалась ситуация, когда средства осуществления процессуальной деятельности по проверке сообщений и заявлений о преступлениях и по собиранию доказательств регулируются различными законами. Для выхода из тупика необходима более четко регламентировать в уголовно-процессуальном законе проверочные действия при возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, должен быть расширен перечень средств проверки заявлений и сообщений о преступлениях. например, иными познавательными процессуальными способами.

Информация о работе Поводы и основание для возбуждения уголовного дела