Подследственность уголовных дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. ст. 31 - 32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Содержание

1. Подследственность уголовных дел 3
2. Задача 1
3. Задача 2 10
14
Список используемой литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Подследственность  уголовных дел

3

2. Задача 1

3. Задача 2                                                                                                                                                                             

10

14

Список используемой литературы                                                 

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подследственность уголовных дел

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать. К органам расследования УПК относит следователя и дознавателя (п. п. 7, 41 ст. 5, ст. ст. 38, 411). Однако правом проводить расследование наделены также руководитель следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39) и начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1). Кроме того, органы дознания уполномочены осуществлять начальный этап расследования - неотложные следственные действия (п. 2 ч. 2 ст. 40, ст. 157).

Понятие подследственности  связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящегося к признакам соответствующего органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК применительно к суду и к государству. Виды признаков подследственности сходны с видами подсудности (ст. ст. 31 - 32) и теоретически могут быть объединены под общим понятием подведомственности.

Правила подследственности  непосредственно устанавливают  надлежащие форму расследования и его субъекта, однако опосредованно это же должно обеспечивать быстроту и качество подготовки дела к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так как они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (лат. - специально для данного случая), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 и территориальную (местную) - ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная, или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции того или иного органа уголовного преследования (универсальная подследственность).

Предметная (родовая) подследственность  определяется категорией (родом, видом) преступления и разграничивает компетенцию органов расследования различных ведомств или их уровней в пределах одного и того же ведомства. Она зависит от степени и характера общественной опасности преступления, а также от особенностей его объекта (сферы общественных отношений, нарушаемых преступлением данного вида). Предметный признак подследственности выражается в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. По тяжким и особо тяжким преступлениям производится предварительное следствие, а по преступлениям небольшой или средней тяжести может быть проведено дознание (ч. ч. 2, 3 ст. 150 УПК).

Большинство преступлений расследуется следователями и дознавателями органов внутренних дел (см. п. 3 ч. 2 ст. 151). К предметной подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, как правило, относятся уголовные дела о преступлениях с особенно высокой степенью общественной опасности (убийство, похищение человека, изнасилование, терроризм и др. - см. подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи федеральной службы безопасности производят предварительное следствие по большинству преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и по некоторым другим преступлениям (см. п. 2 ч. 2 ст. 151). С учетом соответствующей сферы деятельности определяется предметная подследственность и следователей (дознавателей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, дознавателей органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 151)2.

Территориальная (местная) подследственность  призвана разграничить компетенцию  органов расследования одного уровня и ведомства в зависимости  от места совершения предполагаемого преступления (ст. 152). Это место определяется территорией, на которой совершено последнее деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, вне зависимости от места наступления преступных последствий. Например, преступник в границах участка «А», расположенного на территории, закрепленной за одним органом расследования, произвел выстрел в пострадавшего, который находился на участке «Б», включаемом в территорию другого такого же органа. Несмотря на место нахождения трупа пострадавшего на участке «Б», предварительное следствие должно производиться органом расследования, на территории которого находится участок «А». Распределение территории между одноименными органами расследования устанавливается ведомственными нормативными актами с учетом административно-территориального деления. В то же время в начале расследования территориальная подследственность устанавливается вероятно, приблизительно. Оно начинается в том районе, в котором возбуждено уголовное дело (или в который дело направлено прокурором). Если в дальнейшем будет установлено иное место окончания деяния, то дело может быть передано по подследственности.

Однако далеко не во всех случаях следы преступления, свидетели  и сам обвиняемый находятся в  том районе, где совершено преступление. Поэтому в целях обеспечения  полноты, объективности и быстроты расследования предусмотрены исключения из общего правила территориальной подследственности. Для этого руководитель следственного органа или прокурор вправе передать дело в другой территориальный орган расследования по месту совершения наиболее тяжкого из преступлений, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. ч. 3, 4 ст. 152)3.

Персональная (личная) подследственность  уголовного дела устанавливает изъятия  из правил предметной подследственности  в зависимости от признаков обвиняемого  или потерпевшего. Установлены два  таких изъятия.

1. Из предметной подследственности дознания в пользу другой формы расследования - предварительного следствия. Так, например, по делам невменяемых или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, вне зависимости от квалификации деяния обязательно производство предварительного следствия, даже если по предметному признаку по делу должно было бы производиться дознание (ч. 1 ст. 434).

2. Из предметной  подследственности любых других  органов расследования в пользу  следователей Следственного комитета  при прокуратуре по делам о  преступлениях, совершенных лицами, обладающими служебным иммунитетом (ст. 447), должностными лицами правоохранительных органов, военнослужащими, а также лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью (подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151). Следователи Следственного комитета при прокуратуре (военной) проводят дознание вместо командиров воинских частей соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов. Последние как орган дознания указаны в законе (п. 3 ч. 1 ст. 40), однако наделены правом производства только неотложных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 157). Персональная подследственность Следственного комитета при прокуратуре как исключение из подследственности предметной не применяется лишь по четырем составам преступлений: государственная измена (ст. 275 УК4), шпионаж (ст. 276 УК), разглашение государственной тайны (ст. 283 УК), утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Предварительное следствие по данным преступлениям проводят (по предметному признаку) следователи ФСБ, даже если обвиняемый является должностным лицом правоохранительного органа, военнослужащим и т.д. (ч. 4 ст. 151).

Альтернативная  подследственность, или подследственность  по связи дел допускает изъятия  из предметной подследственности дела в пользу того органа предварительного следствия, который выявил соответствующее  преступление и возбудил уголовное  дело (ч. ч. 5, 6 ст. 151). Это относится, например, к таким преступлениям, как квалифицированное мошенничество (ч. ч. 2, 3 ст. 159 УК), незаконное ношение оружия (ч. ч. 2, 3 ст. 222 УК), отказ от дачи показаний (ст. 308 УК), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК), злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и др.

При конкуренции различных  признаков подследственности решение  о ее выборе принимает прокурор (ч. 8 ст. 151 УПК). При этом он руководствуется следующими общими правилами:

- при соединении различных  дел приоритет имеет тот орган,  к чьей предметной подследственности относится более тяжкое преступление;

- поэтому орган предварительного  следствия, как правило, имеет  преимущество перед дознавателем;

- при конкуренции предметной  и персональной подследственности  приоритетом пользуется персональная, кроме случаев, прямо предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК;

- при конкуренции признаков  альтернативной подследственности  и персональной последняя имеет большую силу.

Передача уголовного дела по подследственности регулируется ч. 3 ст. 146, п. 3 ст. 149, ч. 5 ст. 152, ст. 155. Уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя следственного органа (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания - через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151). Орган расследования, установив, что уголовное дело ему неподследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело руководителю следственного органа или прокурору для определения подследственности, о чем выносится мотивированное постановление (приложение 17 к ст. 476 УПК). Прокурор вправе передать любое уголовное дело от органа дознания органу следствия (без соблюдения дознавательской подследственности); он также может передать дело от любого органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета при прокуратуре (п. 12 ч. 2 ст. 37). При этом распределение дел между следователями относится к исключительной компетенции руководителя соответствующего следственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 39). Передавая дело от одного органа расследования другому, прокурор и руководитель следственного органа обязаны соблюдать правила предметной и персональной подследственности, кроме случаев передачи дела следователю прокуратуры (универсальная подследственность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задача1

Оцените законность действий следователя.

Действия следователя незаконны.

Согласно  ч. 1 ст. 100 УПК РФ в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

В данном случае Рабкин находился в следственном изоляторе 15 суток. Обвинение ему было предъявлено на 15 сутки, что противоречит нормам ст. 100 УПК РФ.

В течение какого времени лицо может находиться в положении подозреваемого по действующему уголовно-процессуальному законодательству?

Учитывая, что подозреваемый как участник уголовного судопроизводства существует ограниченное время, наряду с моментом приобретения им своего процессуального  статуса и возникновением у него процессуальной правоспособности, весьма важным представляется уточнение тех обстоятельств, при которых лицо прекращает быть таковым.

Во-первых, лицо перестает считаться подозреваемым  автоматически при прекращении  применения к нему задержания, если по истечении его срока не была избрана мера пресечения до предъявления обвинения.

Задержание  подозреваемого в порядке ст. 91, 92 УПК РФ до решения суда не может  продолжаться более 48 часов с момента  фактического задержания, т.е. лишения  лица свободы передвижения. При этом суд вправе продлить срок задержания еще на срок не более 72 часов с момента вынесения судом судебного решения. Такое продление допускается по ходатайству одной из сторон, если задержание признано законным и обоснованным, для предоставления стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ). Таким образом, максимальный срок задержания может составлять 120 часов.

Следовательно, если мера пресечения не была избрана  в отношении подозреваемого в  течение срока задержания (в то^числе  с учетом его продления судом), он подлежит освобождению и после этого не может считаться подозреваемым, ибо более не задерживается и не подвергается применению меры пресечения. Исключение составляют лишь случаи, когда в постановлении о возбуждении уголовного дела обоснованно будут указаны данные об этом лице.

Информация о работе Подследственность уголовных дел