Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………......………………………………………………3
Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности…………………………4
Классификация принципов оперативно-розыскной деятельности...................……..5
Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности..................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

орд.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………......………………………………………………3

Понятие принципов оперативно-розыскной  деятельности…………………………4

Классификация принципов  оперативно-розыскной деятельности...................……..5

Содержание принципов  оперативно-розыскной деятельности..................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15

Список использованных источников………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”  определено, что оперативно-розыскная  деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об  оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством  проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная  деятельность - это разновидность  социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть  опосредованной правом государственной  властной деятельности компетентных государственных  органов, нацеленной на выполнение социально  полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная  деятельность - это разновидность  деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и  осуществлять контроль за реализацией  норм Федерального Закона об ОРД в  оперативно-розыскной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности

 

Принцип — это основа, начало общественного явления, в  частности отрасли права или  вида деятельности. Принципы ОРД —  это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию. Система принципов ОРД. Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия. Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в Федеральном законе об ОРД на те или иные принципы ОРД. В-третьих, содержание и характер принципов.

 

  1. Классификация принципов оперативно-розыскной деятельности

 

По степени конкретизации  различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой  и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 Федерального закона об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования).

Отметим и то, что в  ст. 3 Федерального закона об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст Федерального закона об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм Федерального закона об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.

Таким образом, систему принципов  ОРД в зависимости от второго  критерия образуют следующие принципы:

1) непосредственно перечисленные  в ст. 3 Федерального закона об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);

2) наличие которых в  ОРД вытекает из содержания  правовых норм, частично изложенных в Федеральном законе об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).

Подчеркнем, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди  них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может  и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

 

Конституционный принцип  законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального закона об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что: эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то Федеральным законом; никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе ОРО и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в Федеральном законе об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условий нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др.

Законность в ОРД гарантируется  проведением вневедомственного  контроля, включая судебный, а также  осуществлением прокурорского надзора.

Принцип гуманизма.

Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое  общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение к его  достоинству) применительно к действию отраслевых законов имеет различные  аспекты. В ОРД принцип гуманизма  — один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и  содержания норм законодательства в  области ОРД. Он отражает всего несколько  сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона об ОРД), предупредительный характер ОРД (ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД).

Гуманизм в ОРД проявляется  в приоритетности мер, которые принимают  ОРО, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания.

Принцип гуманизма органически  присущ ОРД. Его конкретизация во многих статьях Федерального закона об ОРД свидетельствует о том, что он отражает сущность ОРД.

Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в  ОРД закреплен в Федеральном законе об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (ч. 1 ст. 8 Федерального закона об ОРД).

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 Федерального закона об ОРД он конкретизирован в предписаниях ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В частности, Федеральный закон об ОРД гарантируется следующее:

лицо, полагающее, что действия оперативно-розыскного органа (далее – ОРО) привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий ОРО, прокурору или в суд;

лицо, виновность которого в  совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т е. в отношении которого в  возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в  связи с отсутствием события  преступления, или в связи с  отсутствием в деянии состава  преступления, и которое располагает  фактами проведения в отношении  него ОРМ и полагает, что при  этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего  ОРД, сведения о полученной о нем  информации (в пределах, допускаемых  требованиями конспирации и исключающих  возможность разглашения государственной  тайны);

ОРО обязан предоставить судье  по его требованию оперативно-служебные  документы, содержащие информацию о  сведениях, в предоставлении которых  было отказано заявителю (за исключением  сведений о лицах, внедренных в ОПФ, ШНС и конфидентах).

Принцип оперативности (поступательности) выработан оперативно-розыскной  практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области  ОРД (например, ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 Федерального закона об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих ОРД качеств, в которую входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в  том, что оперативники и иные должностные  лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную  работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и  обоснованно заводить дело оперативного учета; предпринимать все предусмотренные оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.

Этот принцип проявляется  в направленности ОРД на опережение:

умышленного совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории уголовного права  «голым умыслом»); умышленных действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на пресечение преступлений на стадиях  приготовления и покушения); действий лиц, совершающих длящиеся преступления (т.е. на недопущение дальнейшего  развития протекающей преступной деятельности).

В принципе оперативности  отражена защитная функция ОРД, раскрывается поисковый,  предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.

Принцип всесторонности, полноты  и объективности производства дела (дело оперативного учета или розыскного) в ОРД проявляется многоаспектно:

всесторонность подразумевает  выдвижение всех возможных оперативных  версий по делу и их равноценную  проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки  выдвинутых оперативных версий на иных участников ОРД;

полнота означает такую степень  глубины исследования (отработки) оперативных  версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение;

под объективностью подразумевается  непредвзятый подход к толкованию исследуемых  обстоятельств сыскного дела, недопущение  однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено).

Принцип осуществления юридической  деятельности (включая оперативно-розыскную) только уполномоченными на то Федеральным законом субъектами вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других статей Федерального закона об ОРД, а также иных законодательных актов и характеризует ОРД, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами, которым полномочия на это предоставил российский законодатель. Принцип сочетания гласных и конспиративных методов и средств является характерной и одновременно отличительной чертой ОРД в сравнении с другими видами юридической деятельности антикриминальной направленности (например, уголовным судопроизводством).

Информация о работе Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности