Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:51, реферат
Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………......………………………………………………3
Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности…………………………4
Классификация принципов оперативно-розыскной деятельности...................……..5
Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности..................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………………...16
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ…………………………......………………
Понятие принципов оперативно-
Классификация принципов
оперативно-розыскной
Содержание принципов
оперативно-розыскной деятельности..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В статье 1 Федерального закона
“Об оперативно-розыскной
Безусловно, что основным
здесь является то, что оперативно-розыскная
деятельность - это разновидность
деятельности государства. Только Российская
Федерация в лице высших органов
законодательной, исполнительной и
судебной власти (в пределах их компетенции)
может наделять правом осуществлять
оперативно-розыскную
Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию. Система принципов ОРД. Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия. Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в Федеральном законе об ОРД на те или иные принципы ОРД. В-третьих, содержание и характер принципов.
По степени конкретизации
различают принципы ОРД: выработанные
оперативно-розыскной
Отметим и то, что в ст. 3 Федерального закона об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст Федерального закона об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм Федерального закона об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.
Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:
1) непосредственно перечисленные в ст. 3 Федерального закона об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
2) наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в Федеральном законе об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).
Подчеркнем, что все принципы
ОРД самостоятельны, причем среди
них нет главных и
Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального закона об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что: эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то Федеральным законом; никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе ОРО и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в Федеральном законе об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условий нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др.
Законность в ОРД
Принцип гуманизма.
Проблема гуманизма (т.е. совокупности взглядов, признающих высокое общественное призвание человека; забота о благе человека, уважение к его достоинству) применительно к действию отраслевых законов имеет различные аспекты. В ОРД принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области ОРД. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона об ОРД), предупредительный характер ОРД (ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и 4 ст. 8 Федерального закона об ОРД).
Гуманизм в ОРД проявляется в приоритетности мер, которые принимают ОРО, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять ОРМ или выносить решения, унижающие достоинство лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания.
Принцип гуманизма органически присущ ОРД. Его конкретизация во многих статьях Федерального закона об ОРД свидетельствует о том, что он отражает сущность ОРД.
Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД закреплен в Федеральном законе об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (ч. 1 ст. 8 Федерального закона об ОРД).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 Федерального закона об ОРД он конкретизирован в предписаниях ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В частности, Федеральный закон об ОРД гарантируется следующее:
лицо, полагающее, что действия оперативно-розыскного органа (далее – ОРО) привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий ОРО, прокурору или в суд;
лицо, виновность которого в
совершении преступления не доказана
в установленном законом
ОРО обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведений о лицах, внедренных в ОПФ, ШНС и конфидентах).
Принцип оперативности (поступательности)
выработан оперативно-
Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дело оперативного учета; предпринимать все предусмотренные оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.
Этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение:
умышленного совершения лицами
общественно опасных
В принципе оперативности отражена защитная функция ОРД, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.
Принцип всесторонности, полноты и объективности производства дела (дело оперативного учета или розыскного) в ОРД проявляется многоаспектно:
всесторонность подразумевает выдвижение всех возможных оперативных версий по делу и их равноценную проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых оперативных версий на иных участников ОРД;
полнота означает такую степень
глубины исследования (отработки) оперативных
версий, которая позволяет однозначно
принять соответствующее
под объективностью подразумевается непредвзятый подход к толкованию исследуемых обстоятельств сыскного дела, недопущение однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и разработки. Кроме того, оперативник обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно опасного деяния (если таковое будет установлено).
Принцип осуществления юридической деятельности (включая оперативно-розыскную) только уполномоченными на то Федеральным законом субъектами вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других статей Федерального закона об ОРД, а также иных законодательных актов и характеризует ОРД, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами, которым полномочия на это предоставил российский законодатель. Принцип сочетания гласных и конспиративных методов и средств является характерной и одновременно отличительной чертой ОРД в сравнении с другими видами юридической деятельности антикриминальной направленности (например, уголовным судопроизводством).
Информация о работе Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности