Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………......………………………………………………3
Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности…………………………4
Классификация принципов оперативно-розыскной деятельности...................……..5
Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности..................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

орд.docx

— 30.90 Кб (Скачать файл)

Как определенное сочетание  форм и элементов содержания ОРД  он проявляется двояко. Во-первых, информация о цели, задачах и принципах  этой деятельности, основаниях и условиях для совершения конкретных ОРМ, для  заведения и прекращения ДОУ  на граждан России, о субъектах  осуществления ОРД, их обязанностях и правах, а также о видах  и способах контроля за данной деятельностью (и некоторые другие данные) в  соответствии с нормами Федерального закона об ОРД открыта для каждого. Во-вторых, не подлежит разглашению информация, в соответствии с действующим законодательством составляющая государственную или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ОРД, кроме как в случаях и в порядке, установленных законодательством в области ОРД. В частности, гласные начала ОРД проявляются в таких конкретных ситуациях, как изучение оперативниками (судьями, прокурорами и др.) писем, жалоб и заявлений граждан; исследование различных открытых источников информации (средств массовой информации, материалов судебных заседаний и различных комиссий по борьбе с преступностью, документы государственных органов и учреждений и т.д.); непосредственное получение информации в процессе личного сыска и др. Негласные же начала ОРД проявляются прежде всего в процессе конфиденциального сотрудничества с гражданами при осуществлении негласных ОРМ (например, контроля почтовых отправлений) и др. Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17 и 18 Федерального закона об ОРД).

Конфидент — обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных  законодательством в области  ОРД, в отношения тайного сотрудничества с ОРО в лице его представителя -оперативника, выступающего от имени  и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД. Слово «конфидент»  пришло в русский язык в начале XVIII в. от французского «соппёепг» в  значении «доверенное лицо, человек, которому доверяют всякие секреты, тайны». И уже тогда это слово использовалось в официальных документах органов  разведки. Без использования в  ОРД конфидентов она как таковая  перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего  в уголовное судопроизводство). ОРО  и оперативники в достижении целей  ОРД опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (ст. 17 Федерального закона об ОРД). Важнейшим профессиональным принципом ОРД, отражающим ее предупредительно-поисковую направленность и особенности ее осуществления при решении задач защиты от преступных посягательств, является принцип конспирации.

Объективная необходимость  соблюдения конспирации в ОРД  обусловлена тайным, замаскированным  способом подготовки, совершения и  сокрытия ряда умышленных преступлений, криминальным противодействием ОПФ  правоохранительным мерам государства  и необходимостью в связи с  этим надежного обеспечения безопасности субъектов ОРД, потребностью неразглашения  поступивших в ходе осуществления  ОРМ сведений, затрагивающих честь, достоинство и репутацию граждан. Надлежащая конспирация в ОРД обеспечивается: нормативным регулированием правил конспирации, обеспечивающих оптимальные условия осуществления ОРМ, четко контролируемую процедуру получения первичной негласной информации, ее хранения, анализа и практического использования, допуска сотрудников к участию в ОРД или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;

оптимизацией организационно-структурного и функционального построения ОРО, создающих благоприятные условия  для формирования и использования  конфидентов на всех этапах ОРД при  условии максимального сокращения звеньев приема-передачи оперативной  информации и круга лиц, имеющих  к ней доступ;

разработкой правил информационного  взаимодействия отраслевых ОРО с  оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями внутри субъектов  ОРД и между ОРО, обеспечивающими  конспиративность негласных источников информации и скрытость осуществления  совместных либо согласованных ОРМ;

установлением и поддержанием должного режима функционирования оперативно-розыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и иных подразделений, работающих с  закрытой информацией, имеющего целью  создание условий, исключающих криминальное проникновение к АБД или утечку информации;

научно-методической разработкой  вопросов организации и тактики  проведения ОРМ, требующих обеспечения  их конспирации в соответствии с  оперативно-розыскным законодательством;

профессиональным обучением  и воспитанием кадров руководящего и оперативного состава ОРО правилам и тактическим приемам конспирации, выявления и локализации проводимых преступниками контрразведывательных  и иных мер криминального противодействия.

Принцип вневедомственного (внешнего) контроля реализуется прежде всего в предписаниях ст. 20 и 21 Федерального закона об ОРД. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества, вне контроля всех ветвей власти. Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что: а) ОРД - вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств. Поэтому ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов; б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа некоторые ОРМ допустимо проводить для обнаружения не всех преступлений, а исключительно тяжких - оперативный эксперимент, другие - не ограничивая конституционные права граждан, и т.п.

Этот принцип ОРД следует  из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55 Конституции).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики ее средств и  методов добывания информации, преимущественно  негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий  с ограничениями конституционных  прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и  пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых  граждан. Это объясняется тем, что  все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с  тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным  и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной  деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе  и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный  закон «Об оперативно-розыскной  деятельности» и другие законодательные  акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений  должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД  во взаимосвязи с положениями  Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской  Федерации принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г. // Поисково-правовая система "Консультант Плюс"

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об  оперативно- розыскной деятельности»  // Поисково-правовая система "Консультант Плюс"

3. Комментарий к Федеральному  закону от 12 августа 1995 г. №  144-ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности".

4. Комментарий к Федеральному  закону "Об оперативно-розыскной  деятельности" постатейный Вагин  О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. "Деловой  двор", 2009 с.84-93

5. Е.С. Дубоносов «Основы оперативно-розыскной деятельности» - Учебное пособие /под ред. Проф. Г.К. Синилова: - М. 2010

6. «Основы оперативно-розыскной деятельности ОВД» - Учебник/ под ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши: - М. 2009

7. «Оперативно-розыскная деятельность» - Учебное пособие в схемах и определениях / под ред. Проф. Е.С. Дубоносова: - М. 2009

8. «Оперативно-розыскная деятельность» 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004.

 


Информация о работе Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности