Понятие уголовно - исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:26, контрольная работа

Краткое описание

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей. Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Содержание

1.Введение
2. Понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы и источники уголовно-исполнительного права
3.заключение
4.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 3.docx

— 25.36 Кб (Скачать файл)

Тема: Понятие уголовно –  исполнительного права

1.Введение

2. Понятие, предмет, метод,  цели, задачи, принципы и источники  уголовно-исполнительного права

3.заключение

4.Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

В основе формирования и  развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления  и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма  их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний  и применения к осужденным мер  исправительного воздействия.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных  наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной  уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

определение целей, принципов  и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового  воздействия и применения мер  исправительного воздействия;

установление системы  законодательных и иных нормативных  правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

обеспечение прав, свобод и  законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные  наказания, порядка и условий  их функционирования, осуществления  контроля за их деятельностью;

определение основных средств  исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

разработка мероприятий  по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные  наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных  задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение  политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных  правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных  наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного  права.

Нормативно-правовая форма  реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей  и охватывается понятием уголовно-исполнительного  права.

Уголовно-исполнительное право  является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний и применения иных мер  уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность данной отрасли  права определяется наличием собственного предмета правового регулирования  и соответствующего ему метода правового  регулирования, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного  права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний, а также применения и  иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

 

 

 

 

 

2. Понятие, предмет, метод,  цели, задачи, принципы и источники  уголовно-исполнительного права

 

Уголовно-исполнительное право  представляет собой самостоятельную  отрасль права, которая характеризуется  собственными предметом и методом  правового регулирования.

Предметом уголовно-исполнительного  права является регулирование общественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания  и иных мер уголовно-правового  характера по применению к осужденным средств исправления, а также  общественных отношений, связанных  с участием органов государственной  власти и органов местного самоуправления в работе по контролю за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания, и оказанию им помощи в  исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными  объединениями и гражданами в  связи с их участием в исправлении  осужденных или посещением исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу и продолжаются вплоть до отбытия осужденным наказания. Данное положение вытекает из ст. 7 УИК, согласно которой основанием отбывания  уголовного наказания является только приговор суда, вступивший в законную силу.

Структуру уголовно-исполнительных правоотношений образуют следующие  основные элементы:

субъекты и иные участники  правоотношений;

содержание правоотношений;

объекты правоотношений;

юридические факты.

 

Субъектами и иными  участниками правоотношений являются юридические и физические лица, обладающие определенными субъективными правами  и обязанностями, установленными нормами  уголовно-исполнительного права.

Субъектами правоотношения называют его стороны, которые обладают наибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. К числу субъектов  уголовно-исполнительных отношений, прежде всего, относятся осужденный и учреждения и органы, исполняющие наказания. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих  наказание (ч. 3 ст. 85, ч. 2 ст. 97 УИК).

Меньшим объемом прав и  обязанностей наделены участники уголовно-исполнительных правоотношений:

общественные объединения (ст. 23 УИК);

попечительский совет (ст. 142 УИК);

отдельные граждане;

священнослужители;

родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения;

лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными.

   Под содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимается фактическое поведение субъектов и участников, а также совокупность их законных интересов, прав и обязанностей, которые зависят от вида исполняемого наказания.

  Объект уголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, то есть реально существующие обстоятельства, по поводу которых возникают правоотношения. Объектом правоотношений могут быть определенные интересы его субъектов или участников (краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска, получение свидания, посылки или передачи и т.д.).

 

Юридические факты представляют собой действия или события, в  связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Юридические факты  можно разделить на несколько  групп.

В качестве генерального юридического факта выступают такие действия или события, как вступление в  силу приговора суда и обращение  его к исполнению (действия); истечение  срока наказания, назначенного судом, или его исполнение (событие); досрочное  освобождение от отбывания наказания (действие).

Другой группой юридических  фактов являются действия со сложным  фактическим составом, которые влекут за собой изменение комплекса  правоотношений, например, замена одного вида наказания другим, перевод осужденного  из колонии в тюрьму и т.д.

Третья группа юридических  фактов — это те из них, которые  способствуют возникновению, изменению  или прекращению конкретных правоотношений, например, предоставление осужденному  свидания, привлечение его к работе без оплаты труда и т.д.

Метод правового регулирования  — совокупность правовых средств  воздействия на общественные отношения. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования  — императивный, предполагающий неравенство  субъектов правоотношений. Однако это  не исключает применения и иных методов  правового регулирования — диспозитивного, поощрения и т.д.

Цели и задачи уголовно-исполнительного  права

В законодательстве, регулирующем исполнение уголовных наказаний, выделены в самостоятельные категории, цели и задачи данной отрасли права.

Согласно ч. 1 ст. 1 УИК, целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление и предупреждение совершения новых преступлений как  осужденными, так и иными лицами.

Исправление осужденного. Исправление  достигается тогда, когда человек, понесший наказание, понимает недостойность  своего поведения, недопустимость совершения преступлений и не совершает их хотя бы уже потому, что боится наказания.

Предупреждение совершения новых преступлений. В данном случае имеется в виду как специальное, так и общее предупреждение.

Специальное предупреждение заключается в том, что применением  наказания к конкретному преступнику  преследуется цель не допустить, чтобы  это лицо совершило преступление вновь. Указанная цель достигается  путем применения наказания, а в  его рамках, предусмотренных Уголовным  и Уголовно-исполнительным кодексами, профилактических мер, а также проведением  комплекса воспитательных мероприятий  со стороны государственных органов  и общественных объединений. Общепризнано, что показателем эффективности  достижения указанной цели могут  служить данные о рецидиве преступлений среди лиц, уже отбывших уголовное  наказание.

Общее предупреждение достигается, во-первых, путем угрозы применения наказания за совершение общественно  опасных действий, предусмотренных  в Особенной части УК, во-вторых, реальным применением наказания  за совершенное преступление, в этом случае цель общего предупреждения реализуется  опосредованно, т.к. наказание воздействует на неустойчивых граждан путем его  применения к лицам, виновным в совершении преступления.

В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления  реализации институтов и норм уголовно-исполнительного  права и включают в себя: регулирование  порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение  средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Принципы уголовно-исполнительного  права

В общей теории права принципы уголовно-исполнительного права  определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.

 

Принципы права принято  делить на общеправовые, межотраслевые  и отраслевые принципы.

В ст. 8 УИК закреплена система  принципов уголовно-исполнительного  законодательства и права.

Принцип законности — конституционный  принцип, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17—19 и др.), а также в ряде международных  документов. Принцип законности реализуется  в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной  власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих  с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими  охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими  места отбывания наказания, и  самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10—15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19—23 УИК, устанавливающих  систему и формы контроля за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказание.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах  о правах человека и об обращении  с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим  образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение  и уважение достоинства, присущего  человеческой личности». Он отражен  и в ряде статей УИК, в частности, в ст. 10 подчеркивается, что «Российская  Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...». В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе  как на основании закона».

Информация о работе Понятие уголовно - исполнительного права