Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных правилах заключены следующие принципы они:
• направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек;
• предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость и др.);

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Понятие и значение производства по делам в отношении несовершеннолетних…………………………………………….5
2. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Предмет доказывания………………....16
3. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях несовершеннолетних………………………….23
4. Судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних…………………………………………..37
Заключение……………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)
  • обеспечению применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:

  • для установления мотивов преступления;

  • для изучения обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к содеянному;

  • для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений;

  • для изучения ответственности родителей или воспитателей.    

При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье следователю и суду необходимо обращать внимание на следующее:

  • кто фактически занимается воспитанием  несовершеннолетнего;

  • где и в качестве кого работают родители;

  • имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком размере; 

  • каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.

«Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду»9.

При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают:

  • в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;

  • в каком классе и какова успеваемость, поведение;

  • принимал ли участие в общественной жизни школы;

  • с кем дружит;

  • применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. 

Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а  также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых, отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а также где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

  • совершал ли он ранее преступления, когда и какие;

  • за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;

  • где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;

  • находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;

  • состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

  • привлекался ли к административной ответственности.  

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:

  • источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.);

  • обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;

  • обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности;

  • источников приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;

  • источников приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;

  • мотивов преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы «показать себя» и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. «Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры по его устройству и контролю за поведением, и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля»10.

Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способствовали совершению им преступления.

При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются:

  • выполнение следователем требований п. 3 ч.1 ст. 421 УПК РФ;

  • что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастниках преступления составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.

При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления.

Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности.

  • В ходе производства по делам несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 421 УПК РФ обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у несовершеннолетнего.
  • «Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.»11. Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в  которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.
  • При выяснении способности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий, следует назначать в зависимости обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:
  1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
  1. Уровню развития какого возраста соответствует фактически статус (психический и физический) несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
  2. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
  3. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
  4. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются?
  5. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении?
  1. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего?

Следует отметить, что комплексная психолого-психиатрическая экспертиза  назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого.

«Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания»12.

В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено  ч.3 ст.20 УК РФ, так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими.

В заключении данного вопроса хотелось бы отметить, что при утверждении обвинительного заключения, назначении судебного заседания и рассмотрении дела необходимо обращать особое внимание на соблюдение органами предварительного следствия требований ст. 421 УПК РФ.

 

2. Особенности  досудебного производства по  делам о преступлениях несовершеннолетних. Предмет доказывания.

 

Согласно статье 424 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения. Такой порядок вызова, с одной стороны, призван нейтрализовать соответствующее эмоциональное воздействие на несовершеннолетнего, а с другой стороны - обеспечивает уведомление родителей о происшедшем, позволяя им установить контроль над подростком, создаёт условия для своевременного приглашения защитника. Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места содержания под стражей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы своему подзащитному, а по окончании допроса - знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с протоколом этого допроса, но также знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.

Спецификой допроса несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) включает ряд положений, предусмотренных в статье 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

- Закон ограничивает время  непрерывного допроса несовершеннолетнего  подозреваемого (обвиняемого) - двумя  часами, а также в течение дня - четырьмя часами. Продолжительность  допроса не может быть увеличена  с согласия допрашиваемого. В  протоколе допроса время его  начала и окончание фиксируется с точностью до минут.

- При проведении допроса  несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), не достигшего к моменту допроса  возраста 16 лет либо достигшего  этого возраста, но страдающего  психическим расстройством или  отстающего в психическом развитии, предусмотрено обязательное участие  педагога или психолога (часть 3 статья 425 Уголовно-процессуального кодекса  Российской Федерации).

Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц