Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучить понятие и виды прокурорского надзора.
Перед собой я поставила следующие задачи:
дать понятие прокурорского надзора;
изучить и раскрыть виды прокурорского надзора.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
Прокурорский надзор
Понятие прокурорского надзора…………………………………...…...….4
Виды прокурорского надзора ………………………………….………....……7
2.1 Надзор за исполнением законов……………………….……..……..….…..8
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина...…...….11
2.3 Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие……………………………………………………………….….……13
2.4 надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждения, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….………...……16
Вывод...................................................................................................................18
Список используемой литературы....................................................................19
Практическое задание.........................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

правоохранительные готова.docx

— 42.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение………………………………………………………………….………3

Прокурорский надзор

    1. Понятие прокурорского надзора…………………………………...…...….4

Виды прокурорского надзора  ………………………………….………....……7

2.1 Надзор за исполнением  законов……………………….……..……..….…..8

2.2 Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина...…...….11

2.3 Надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие……………………………………………………………….….……13

2.4 надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждения, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу…………………….………...……16

Вывод...................................................................................................................18

Список используемой литературы....................................................................19

Практическое задание.........................................................................................20

 

 

 

 

 

 

Введение

      Данная тема актуальна в Российской Федерации так как прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

      Целью работы является изучить понятие и виды прокурорского надзора.

      Перед собой я поставила следующие задачи:

  • дать понятие прокурорского надзора;
  • изучить и раскрыть виды прокурорского надзора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокурорский  надзор

    1. Понятие прокурорского надзора

 

      В различных источниках понятие прокурорского надзора трактуется по разному.

     В учебнике А.П. Гуськова  и А.А. Шамардина понятие трактуется:

      Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре РФ".

      Автор А.П.  Рыжаков выделяет следующее понятие:

      Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных

ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны

федеральными министерствами, государственными комитетами,

службами и иными федеральными органами исполнительной власти,

представительными (законодательными) и исполнительными орга-

нами субъектов Российской Федерации, органами местного само-

управления, органами военного управления, органами контроля, их

должностными лицами, органами управления и руководителями

коммерческих и некоммерческих организаций, путем принятия мер  к

выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов

и привлечению виновных к  ответственности.

      Законодатель, называя термином «прокурорский  надзор» в целом деятельность  органов и учреждений прокуратуры,  тем не менее не дает ему законодательного определения и не раскрывает его содержания. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.

  1.     Прокурорский надзор является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.
  2.     Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.
  3.   Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нормах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генерального прокурора РФ.
  4.    Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных конституционных и федеральных законов. На прокуратуру также возлагается обязанность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил применения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.
  5.     Цель деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества и государства.

Из выше перечисленных  признаков прокурорского надзора  можно сформулировать следующее  определение:

       Прокурорский надзор – это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.

 

 

  1. Виды прокурорского надзора

 

      Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений. При этом единый в конечном счете объект надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает «специализацию» с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта.

      Прокурорскому надзору в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» посвящен 3 раздел, а каждому виду прокурорского надзора отведена своя глава. Данный Федеральный закон выделяет следующие виды прокурорского надзора:

    • Надзор за исполнением законов;
    • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

 

 

 

 

 

    1. Надзор за исполнением законов

 

Предметом надзора  являются:

  •   соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  •   соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора  за исполнением законов органы прокуратуры  не подменяют иные государственные органы.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 

Полномочия прокурора

 

Прокурор при осуществлении  возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов,  иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

  Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

 Прокурор или его  заместитель в случае установления  факта нарушения закона органами  и должностными лицами:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

 Должностные лица органов,  обязаны приступить к выполнению  требований прокурора или его  заместителя о проведении проверок  и ревизий незамедлительно.

Протест прокурора

1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Протест подлежит обязательному  рассмотрению не позднее чем  в десятидневный срок с момента его поступления.

3. При рассмотрении протеста  коллегиальным органом о дне  заседания сообщается прокурору,  принесшему протест.

4. Протест до его рассмотрения  может быть отозван принесшим  его лицом.

 Представление  прокурора

1. Представление об устранении  нарушений закона вносится прокурором  или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые  полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

2. При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору  сообщается о дне заседания.

3. В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора

1. Прокурор, исходя из  характера нарушения закона должностным  лицом, выносит мотивированное  постановление о возбуждении  производства об административном  правонарушении.

2. Постановление прокурора  о возбуждении производства об  административном правонарушении  подлежит рассмотрению уполномоченным  на то органом или должностным  лицом в срок, установленный законом.  О результатах рассмотрения сообщается  прокурору в письменной форме.1

 

    1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

 

   Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры России осуществляют с давних пор, и прокуроры всегда делали упор на осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус личности, способствуя тем самым реальному обеспечению предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о защите политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина.

Нарушение законности, как  правило, представляют собой посягательства на чьи либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина. Борьба с нарушениями законности заключается не только в их устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите подлежат социально-экономические, политические и иные права и свободы граждан независимо от их возраста, пола, социального, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, убеждений.

Информация о работе Прокурорский надзор