Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:18, контрольная работа
Целью работы является изучить понятие и виды прокурорского надзора.
Перед собой я поставила следующие задачи:
дать понятие прокурорского надзора;
изучить и раскрыть виды прокурорского надзора.
Введение………………………………………………………………….………3
Прокурорский надзор
Понятие прокурорского надзора…………………………………...…...….4
Виды прокурорского надзора ………………………………….………....……7
2.1 Надзор за исполнением законов……………………….……..……..….…..8
2.2 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина...…...….11
2.3 Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие……………………………………………………………….….……13
2.4 надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждения, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу…………………….………...……16
Вывод...................................................................................................................18
Список используемой литературы....................................................................19
Практическое задание.........................................................................................20
1 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской федерации»
Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств на его права и свободы безотносительно к тому, каким субъектом они совершены: государственным органом, общественной организацией, должностным лицом или другим гражданином. Защите подлежат также права и интересы лиц, не имеющих российского гражданства.
Полномочия прокурора
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
При наличии оснований
полагать, что нарушение прав
и свобод человека и
В случаях, когда
нарушение прав и свобод
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Протест и представление прокурора
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.1
В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
1 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской федерации»
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, Федеральным законом “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования.
В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
В случае нарушения органом
(должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и следователем определены ст. 25, 116, 211–217 УПК РФ. . Согласно этим нормам прокурор обязан во всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили.
Актами прокурора в процессе осуществления надзора за следствием и дознанием являются:
Указание – обращение прокурора, даваемое, как правило, в письменной форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для органа дознания и следователя обязательным.
Постановление – решение, принимаемое по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений – о возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание.
Представление – требование прокурора, вносимое в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений.
Санкция – решение прокурора в случаях, когда органу дознания или следователю необходимо ограничить конституционные права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).
Утверждение – применятся прокурором в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением.
Предметом надзора являются:
Полномочия прокурора
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
Прокурор или его
заместитель обязан немедленно
освободить своим
1 Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской федерации»
Вывод
Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли:
Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.
В данной
работе я дала понятие
Список используемой литературы
изд-во,2009.-32с. – (Кодексы и законы России)
«О прокуратуре Российской федерации»
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
Практическое задание
Задача:
Обосновав свой ответ ссылками на статьи закона, укажите в приведенном перечне вопросы, решение которых относится к компетенции областного (краевого) суда (общей юрисдикции): а) рассмотрение дел в кассационном порядке; б) рассмотрение дел по первой инстанции; в) толкование законов; г) анализ судебной практики; д) право законодательной инициативы; е) рассмотрение дел в порядке надзора; ж) составление списков присяжных заседателей; з) надзор за решениями районных судов; и) организация проведения выборов районных судей.
Ответ:
Рассмотрение дел по первой инстанции:
Рассмотрение дел в порядке надзора;
Надзор за решениями районных судов.
Перечисленные вопросы относятся к компетенции областного суда, согласно ст.20 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1 – ФКЗ (ред.от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации».