СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прокурор
как субъект уголовного процесса………………………..6
1.1. Принципы
организации и деятельности прокуратуры…………………6
1.2. Понятие
и функции прокурора как участника
уголовного процесса…...10
2. Процессуальный статус
прокурора………………….………………..15
2.1. Полномочия
прокурора на досудебных стадиях
уголовного процесса...15
2.2. Подготовка
прокурора к судебному разбирательству……………….20
2.3. Участие
прокурора в судебном разбирательстве……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список использованной
литературы……………….……………………30
Приложения………….…………………………………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Прокуратура РФ играет важную
роль в охране и защите прав и свобод граждан,
интересов общества и государства, укреплении
законности и правопорядка, способствуя
становлению и развитию демократического
правового государства.
Осуществляя государственный
надзор за исполнением законов на всей
территории РФ, органы прокуратуры принимают
меры, направленные на обеспечение единства
законности и незыблемости правопорядка,
устранение нарушений законности и привлечение
виновных к ответственности, восстановление
нарушенных прав граждан, предприятий,
учреждений, организаций.
Полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры определяются Федеральным
законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре
Российской Федерации". В Законе нашли
отражение и развитие конституционные
положения (принципы) о прокуратуре, установленные
ст. 129 Конституции. В данном Законе определены
все стороны организации и деятельности
прокуратуры.
Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура
осуществляет от имени Российской Федерации
надзор за исполнением действующих на
территории РФ законов. Работу по надзору,
т.е. по выявлению и устранению нарушений
закона, восстановлению нарушенных прав,
прокуратура выполняет в целях обеспечения
верховенства закона, единства, соблюдения
и укрепления законности, защиты прав
и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества
и государства.
Таким образом, целями прокурорской деятельности
в уголовном судопроизводстве являются:
1) обеспечение верховенства закона; 2)
обеспечение единства и укрепления законности;
3) защита прав и свобод человека и гражданина;
4) защита охраняемых законом интересов
общества и государства1.
Исходя из общих целей прокурорской деятельности
и с учетом специфики уголовного судопроизводства,
перед прокурором законодателем поставлены
следующие задачи: на него как на должностное
лицо в пределах его компетенции, установленной
уголовно-процессуальным законодательством,
возлагается «осуществлять от имени государства
уголовное преследование в ходе уголовного
судопроизводства, а также надзор за процессуальной
деятельностью органов дознания и органов
предварительного следствия»2.
Осуществляя уголовное преследование
от имени государства, прокурор тем самым
является его полномочным представителем
в области уголовного судопроизводства.
При этом прокурор, исполняя возложенные
на него Законом полномочия, обязан не
только защищать интересы общества и государства,
но и обеспечивать законность в деятельности
других должностных лиц, также наделенных
полномочиями на уголовное преследование.
А это связано не столько с необходимостью
вести уголовное преследование, сколько
с потребностью исключить при этом нарушения
прав и свобод человека и гражданина, вовлеченного
в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в настоящей курсовой
работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов
организации и деятельности прокуратуры;
- показать роль, функции, полномочия
прокурора при осуществлении
уголовного преследования;
- показать значение и задачи
прокурорского надзора за процессуальной
деятельностью органов дознания
и органов предварительного следствия,
и раскрыть полномочия прокурора
в уголовном процессе.
Объектом исследования курсовой работы
являются нормы федерального закона о
прокуратуре и уголовно-процессуального
законодательства РФ, регламентирующие
деятельность прокурора по обеспечению
законности и защиты интересов общества
в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются полномочия
прокурора в уголовном судопроизводстве;
понятие, сущность, значение уголовного
преследования и прокурорского надзора
за процессуальной деятельностью органов
дознания и органов предварительного
следствия.
В качестве теоретической основы
курсовой работы использованы нормативно-правовые
акты, справочно-методическая литература,
периодическая литература, Интернет-ресурсы
и труды ученых юристов.
Методологическую основу исследования
составляют общенаучные и частнонаучные
методы. К общенаучным методам исследования
можно отнести методы анализа, синтеза,
индукции, дедукции, аналогии, формально-логический
метод. К частнонаучным методам исследования
относится, прежде всего, формально-юридический
метод. Он включает в себя: а) описание
норм права; б) установление юридических
признаков определенных явлений; в) выработку
правовых понятий; г) классификацию правовых
понятий; д) установление их природы с
точки зрения положений юридической науки;
е) объяснение правовых понятий под углом
зрения юридических теорий; ж) описание,
анализ и обобщение юридической практики.
Также использованы метод историко-правового
анализа, сравнительного правоведения,
метод системного анализа и некоторые
другие.
- Прокурор как субъект уголовного
процесса
1.1 Принципы организации и деятельности
прокуратуры
По своему назначению, принципам
организации и деятельности, формам и
методам работы прокуратура РФ занимает
в системе государственной власти Российской
Федерации самостоятельное место. Это
специфический орган государственной
власти, что позволяет ей успешно осуществлять
возложенные на нее Конституцией РФ и
Законом о прокуратуре, задачи и функции
по обеспечению законности и правопорядка
в государстве.
Принципами организации и
деятельности органов прокуратуры являются
централизация, независимость, законность
и гласность, о чем говорится в ст. 4 Закона
о прокуратуре РФ.
В соответствии с конституционным
положением о том, что прокуратура РФ составляет
единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору России в разделе
II Закона определены система и организация
прокуратуры РФ. Установлены принципы,
нормы, гарантирующие органам прокуратуры
активно, беспрепятственно и независимо
от других органов осуществлять свою деятельность
по надзору за исполнением законов, укреплению
законности и правопорядка.
Принцип централизации органов
прокуратуры означает, что эти органы
составляют единую централизованную систему,
возглавляемую Генеральным прокурором
РФ.
Систему прокуратуры России
составляют Генеральная прокуратура Российской
Федерации, прокуратуры субъектов Федерации
и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры
городов и районов, другие территориальные,
а также военные и иные специализированные
прокуратуры.
Единство системы органов
прокуратуры находит свое выражение в
том, что все прокуроры наделены одинаковыми
по характеру полномочиями, за исключением
отдельных случаев, определенных законом.
Каждый прокурор действует от имени всей
системы прокурорских органов, имеет право
и обязан принять предусмотренные законом
меры для выявления и устранения любого
нарушения закона. Едины также формы, методы
и акты прокурорского реагирования на
нарушения закона (проверки, протесты,
представления, постановления). Решения
прокурора, принятые в соответствии с
законом и в пределах своей компетенции,
имеют одинаковую юридическую силу и обязательны
к исполнению надлежащими органами и должностными
лицами. В пределах своей компетенции
прокуроры вправе приносить протесты
на судебные решения и приговоры. «Вышестоящий
прокурор может поручить нижестоящему
прокурору выполнение отдельных своих
обязанностей (кроме специально оговоренных
в законе) и вместе с тем вправе взять на
себя осуществление обязанностей нижестоящего
прокурора»3.
Централизация системы органов
прокуратуры выражается, прежде всего,
в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются
вышестоящему и Генеральному прокурору
РФ (подчинение «по вертикали»). Генеральный
прокурор руководит всей системой органов
прокуратуры, в пределах своей компетенции
назначает и освобождает от должности
прокуроров, следователей и других работников
прокуратуры, издает обязательные для
исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры приказы, указания,
распоряжения и инструкции. Прокуроры
субъектов Федерации руководят деятельностью
нижестоящих прокуратур, издают приказы,
указания, распоряжения, обязательные
для исполнения всеми подчиненными работниками.
Прокуроры субъектов Федерации подчинены
и подотчетны Генеральному прокурору,
а нижестоящие прокуроры подчинены и подотчетны
вышестоящим прокурорам и Генеральному
прокурору. Правом руководства подчиненными
работниками наделены и нижестоящие прокуроры.
Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии
с Конституцией РФ, стоят общие, единые
для всей прокурорской системы задачи.
Назначение Генерального
прокурора РФ на должность и освобождение
его от должности Советом Федерации Федерального
Собрания по представлению Президента
РФ указывают на особую государственную
значимость должности Генерального прокурора
и возглавляемой им системы органов прокуратуры,
призванных осуществлять надзор за исполнением
законов на всей территории РФ.
Назначение прокуроров субъектов
РФ Генеральным прокурором по согласованию
с этими субъектами (согласно ст. 129 Конституции
РФ), а именно с органами государственной
власти субъектов Федерации (ст. 13 Закона
о прокуратуре), с одной стороны, подтверждает
уже изложенное конституционное положение
о единстве и централизации системы прокуратуры
России, а с другой - отражает специфику
России как федеративного государства,
определенную Конституцией известную
самостоятельность субъектов Федерации,
указывает на необходимость учета их интересов
в данном вопросе. «Государственную власть
в субъектах РФ осуществляют образуемые
ими органы государственной власти»4. Сложилась разнообразная
система органов государственной власти
в субъектах Федерации. Вопрос о том, с
каким из этих органов должно согласовываться
назначение прокуроров субъектов Федерации,
подлежит разрешению в практической деятельности
Генерального прокурора.
Принцип независимости в
организации и деятельности прокуратуры
состоит в том, что ее органы «осуществляют
полномочия независимо от федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, общественных
объединений и в строгом соответствии
с действующими на территории РФ законами,
действуют гласно, информируют органы
государственной власти Федерации и субъектов
Федерации, органы местного самоуправления,
а также население о состоянии законности»5.
Недопустимо вмешательство
в осуществление прокурорского надзора:
«воздействие в какой-либо форме федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Федерации,
органов местного самоуправления, общественных
объединений, средств массовой информации,
их представителей, а также должностных
лиц на прокурора или следователя с целью
повлиять на принимаемые ими решения или
воспрепятствование в какой-либо форме
их деятельности влечет за собой установленную
законом ответственность»6.
Чтобы оградить независимость
функционирования органов прокуратуры,
закон запрещает прокурорам и следователям
быть членами выборных и иных органов,
образуемых органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
«Прокурорские работники не могут являться
членами общественных объединений, преследующих
политические цели, и принимать участие
в их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих
политические цели, и их организаций в
органах и учреждениях прокуратуры не
допускаются. Прокуроры и следователи
в своей служебной деятельности не связаны
решениями общественных объединений.
Прокурорские работники не вправе совмещать
свою основную деятельность с иной оплачиваемой
или безвозмездной деятельностью, кроме
преподавательской, научной и творческой»7.
Принцип законности означает,
что органы прокуратуры осуществляют
свои функции в строгом соответствии с
действующими на территории РФ законами.
Принцип гласности в организации
и деятельности прокуратуры выражается
в оповещении в печати о назначении прокуроров,
о которых идет речь в Конституции РФ,
в обязанности информирования федеральных
органов власти, органов власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
а также населения о состоянии законности.
Органы прокуратуры обязаны действовать
гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям федеральных законов об охране
прав и свобод граждан, а также законодательства
о государственной и иной специально охраняемой
законом тайне.
«Генеральный прокурор РФ
не подотчетен палатам Федерального Собрания
и Президенту РФ. Генеральный прокурор
ежегодно представляет палатам Федерального
Собрания и Президенту доклад о состоянии
законности и правопорядка в РФ и о проделанной
работе по их укреплению»8.
Стоит отметить, что изложенные
положения Закона о прокуратуре отражают
и развивают конституционные принципы
организации прокуратуры как специфического
самостоятельного органа государственной
власти Российской Федерации. Согласно
Закону, «Генеральная прокуратура РФ в
пределах своей компетенции осуществляет
прямые связи с соответствующими органами
других государств и международными организациями,
сотрудничает с ними, заключает соглашения
по вопросам правовой помощи и борьбы
с преступностью, участвует в разработке
международных договоров РФ»9. Осуществление Генеральной
прокуратурой России этих полномочий
имеет важное значение для повышения эффективности
деятельности прокуратуры по укреплению
законности и правопорядка, усиления ее
роли в борьбе с преступностью в Российском
государстве.