Процессуальный статус прокурора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прокурор как субъект уголовного процесса………………………..6
1.1. Принципы организации и деятельности прокуратуры…………………6
1.2. Понятие и функции прокурора как участника уголовного процесса…...10
2. Процессуальный статус прокурора………………….………………..15
2.1. Полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса...15
2.2. Подготовка прокурора к судебному разбирательству……………….20
2.3. Участие прокурора в судебном разбирательстве……………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.99 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Понятие и функции прокурора как участника уголовного процесса

 

Для того чтобы определить понятие прокурора в уголовном процессе и его функции необходимо определить понятие самого уголовного процесса.

Уголовно-процессуальный закон отождествляет понятия уголовного судопроизводства и уголовного процесса. Согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ,  уголовное судопроизводство — это не только судебное, но и досудебное производство по уголовному делу. Таким образом, не только собственно судебные стадии процесса, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования также считаются частью судопроизводства. Этим подчеркивается, что деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, других участников процесса на так называемых досудебных стадиях осуществляется не сама по себе, но тесно связана с деятельностью суда и создает необходимые предпосылки для осуществления правосудия по уголовным делам. «Уголовное судопроизводство - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел» - определяет П.А. Лупинская10.

«Прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора»11. В ч. 1 ст. 37 УПК  прокурор определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. «Из этой же статьи УПК следует, что полномочиями прокурора в уголовном процессе наделены только прокуроры и их заместители. Эта норма ст. 37 УПК находится в противоречии с понятием «прокурор», данным в п. 31 ст. 5. УПК» - утверждает П.А. Лупинская12. Согласно п. 31 ст. 5 УПК: «прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». «Таким образом, именно закон о прокуратуре РФ должен определить, кто из работников прокуратуры пользуется правами прокурора и какими именно полномочиями он наделен в уголовном судопроизводстве»,- считает П.А. Лупинская13.

Законодательством предусмотрены конкретные механизмы в виде систем функций участников уголовного судопроизводства, которые должны обеспечивать эффективную реализацию основных функций уголовного процесса. Отдельно взятый участник, помимо одной из основных функций уголовного процесса, может одновременно осуществлять и другие функции. Но он не вправе совмещать хотя бы две основные функции уголовного процесса. В соответствии с ч. 2 ст. 15 УПК ни суд, ни прокурор, ни защитник, ни другой участник не могут одновременно совмещать в своей деятельности функции обвинения, защиты и разрешения дел.

Термин «функция» использован в УПК РФ для обозначения основных функций уголовного процесса - обвинения, защиты и разрешения уголовного дела, осуществление которых обеспечивает реализацию принципа состязательности. Используется он и в тексте Федерального Закона «О прокуратуре РФ», а именно в ч. 1 ст. 1, а так же в ст. 6, 22, 27, 46. Однако легитимной расшифровки данного понятия в указанных нормативно-правовых актах не приводится.

Уголовно-процессуальная функция прокурора - это возложенная на него уголовно-процессуальным законом обязанность (полномочие) общего характера, которая направлена на выполнения задач и достижения целей уголовного процесса. В зависимости от стадии уголовного процесса эти обязанности и их содержание меняются. Они относительно самостоятельны, их можно отграничить друг от друга по виду закрепленной в законе обязанности общего характера, а также по сущности, целям и задачам, содержанию, пределам действия. При этом все выполняемые им функции тесно взаимосвязаны, так как представляют собой элементы единой системы, которая имеет свои цели, структуру, механизм реализации. Системообразующими факторами, позволяющими выделить в единую систему уголовно-процессуальные функции прокурора, являются единые задачи уголовного судопроизводства, закрепленные в ст. 6 УПК; принципы уголовного процесса, изложенные в гл. 2 УПК; обязательный порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, основанным на Конституции РФ, что закреплено в ч.  1,2 ст. 1 УПК; обязанности общего характера, возложенные на прокурора уголовно-процессуальным законодательством, а именно ч. 1 ст. 37, ст. 21 УПК; единство и централизация органов прокуратуры, что закреплено в ст. 129 Конституции РФ, а так же в ч. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Прокурором функции могут осуществляться параллельно, одновременно или последовательно. Исполнение одной из функций может порождать другую.

В УПК четко закреплены только две функции прокурора – функция уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Однако, как показал анализ законодательства и практики, он выполняет и другие функции. Исходя из сформулированного определения функции прокурора, а также системообразующих факторов, можно определить, что в соответствии с действующим законодательством прокурор в уголовном судопроизводстве выполняет следующие функции: 1) борьбы с преступностью (эта функция осуществляется путем реализации такого полномочия прокурора как проверка исполнения требований федерального закона при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, закрепленного в п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК); 2) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (эта функция осуществляется путем реализации такого полномочия как, например, отмена незаконного или необоснованного постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном Кодексом – п. 6 ч. 2 си. 37 УПК); 3) правозащитную (эта функция осуществляется путем реализации такого полномочия как разрешение отводов, заявленных дознавателю, а также его самоотводов – п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК); 4) уголовного преследования, которое реализуется осуществлением такого полномочия как вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства – п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК); 5) координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений (эта функция осуществляется путем реализации такого полномочия как, например, участие в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса – п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК). Они образуют единую систему, определяющую характер  деятельности прокурора в уголовном процессе, и реализуются с помощью специфичных для каждой стадии его полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовой статус прокурора

2.1 Полномочия прокурора  на досудебных стадиях уголовного  процесса

 

Законодатель выделяет две досудебные стадии уголовного процесса, участником которых является прокурор: стадия уголовного преследования; стадия дознания и предварительного следствия.

Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями и осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий.

В то же время по смыслу ч. 2 ст. 37 УПК следует, что полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. «Эта статья предусматривает полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых имеют властно-распорядительный характер», - утверждает В.Ф. Крюков в своей работе14.

 «Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законности принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия»15.

Прокурор должен следить за тем, чтобы дознаватель, орган дознания, следователь выполняли свои обязанности по принятию, проверке сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принимали по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Законодатель предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

На первоначальном этапе расследования прокуроры, как правило, реализуют полномочие, связанное с дачей согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, которые в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК  допускаются только на основании судебного решения, что закреплено п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК.

Прокурор также обязан своевременно принимать меры по устранению выявленных нарушений закона. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий.

1) Вынесение мотивированного постановления об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя о возбуждении уголовного дела в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, на основании которых было возбуждено уголовное дело (Приложение 1). Указанное полномочие прокурора закреплено ч. 4 ст. 146 УПК и направлено на восстановление конституционных прав лиц, незаконно и необоснованно вовлеченных в уголовное судопроизводство, в случае, если отсутствуют достаточные основания к возбуждению уголовного дела или уголовного преследования.

2) Вынесение мотивированного постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (Приложение 2). Указанное право является одним из основных полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

3) Требование устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Следует иметь в виду, что письменные требования прокурора начальнику органа дознания, а также начальнику подразделения дознания являются для них обязательными к исполнению и обжалование ими требования прокурора вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

4) Письменные указания дознавателю о направлении расследования и производстве процессуальных действий. Такие указания в пределах своей компетенции прокурор может давать по любому уголовному делу, находящемуся в производстве органа дознания, и по любому следственному действию, в частности, об избрании, изменении или отмене мер процессуального принуждения, о проведении судебных экспертиз, о составлении и вручении письменного уведомления о подозрении в совершении преступления в соответствии со ст. 223.1 УПК РФ, о розыске преступников, о направлении дела в суд.

5) Решение по письменной  информации следователя о несогласии  с требованиями прокурора об  устранении нарушений федерального  законодательства, допущенных в  ходе дознания или предварительного  следствия. Рассмотрев письменные возражения следователя по существу, прокурор вправе не согласиться с ними и, руководствуясь ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а также п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, принять новое решение по устранению нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Принятие такого решения является самостоятельной формой осуществления надзорной деятельности прокурора.

6) Постановление об отмене  незаконного или необоснованного  постановления нижестоящего прокурора  или дознавателя, а также руководителя  следственного органа, следователя. Право отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК. Обеспечивая надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, прокуроры руководствуются установленной иерархией ведомственных уровней органов прокуратуры, следственных органов и органов дознания при распространении компетенции на субъекты, поднадзорные нижестоящим прокурорам.

7) Письменные указания  дознавателю о направлении расследования, производстве процессуальных действий, утверждение постановления дознавателя  о прекращении производства по  уголовному делу. Полномочие прокурора давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, с одной стороны, является способом процессуального руководства, организацией проведения дознания, с другой – является средством принятия мер к полному, всестороннему и объективному проведению расследования, а также – особой конструкцией, обеспечивающей законность принятия решения по результатам расследования.

Постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу подлежит утверждению прокурором, в соответствии с п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. «Если прокурор дает согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ », - утверждает Н.П. Печников16. Следует отметить, что в других случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется.

8) Решение об отстранении  дознавателя от дальнейшего производства  расследования в случае нарушения  процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания. Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, вправе отстранить дознавателя от дальнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение уголовно-процессуального закона (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК). Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным в законе. Рассматривая заявление об отводе, самоотводе, прокурор должен тщательно проверить его мотивы, в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК.

9) Постановление об изъятии  уголовного дела и материалов  проверки сообщения о преступлении  у органа дознания и передаче  его следователю, об изъятии уголовного  дела и материалов проверки  сообщения о преступлении у  органа предварительного расследования  федерального органа исполнительной  власти (при федеральном органе  исполнительной власти) и передаче  его следователю Следственного  комитета РФ, а также о передаче  уголовного дела и материалов  проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому по правилам ст. 151 УПК (Приложение 3).

Необходимость изымать любое уголовное дело, а также материалы проверки сообщения о преступлении у органа дознания или органа предварительного расследования и передавать его в производство следователя Следственного комитета РФ возникает, как правило, вследствие грубого нарушения уголовно-процессуального закона при ведении уголовного преследования, установления прокурором обстоятельств предвзятого отношения к основным участникам уголовного судопроизводства на стадии расследования уголовного дела.

10) Утверждение обвинительного  заключения или обвинительного  акта по уголовному делу. Возвращение  уголовного дела дознавателю, следователю  со своими письменными указаниями  о производстве дополнительного  расследования, об изменении объема  обвинения либо квалификации  действий обвиняемых или для  пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Информация о работе Процессуальный статус прокурора