- выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений,
а также выявление и установление
лиц, их подготавливающих, совершающих
или совершивших;
- осуществление розыска лиц,
скрывающихся от органов дознания, следствия
или суда, уклоняющихся от уголовного
наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях
или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации.
При этом для осуществления
решений, поставленных перед ними задач,
указанным выше органам необходимо провести
ряд оперативно-розыскных мероприятий:
Опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение, отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических
каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
1.3. Виды
и полномочия органов дознания.
В УПК РФ установлен исчерпывающий
перечень органов дознания. В соответствии
со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии с федеральным
законом полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной деятельности. (На
основании ст. 13 Федерального закона РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями
обладают оперативные подразделения:
а) органов внутренних дел РФ; б) органов
федеральной службы безопасности; в) федеральных
органов налоговой полиции; г) федеральных
органов государственной охраны (Главного
управления охраны РФ, Службы безопасности
Президента РФ); д) органов пограничной
службы РФ; е) таможенных органов РФ; ж)
Службы внешней разведки РФ; з) Министерства
юстиции РФ. Правом проведения оперативно-розыскных
мероприятий наделены также оперативные
подразделения органа внешней разведки
Федерального агентства правительственной
связи и информации при Президенте РФ,
однако только в целях обеспечения безопасности
указанных органов внешней разведки и
в случае, если проведение этих мероприятий
не затрагивает полномочий вышеперечисленных
органов);
2) Главный судебный пристав
Российской Федерации, главный военный
судебный пристав, главный судебный
пристав субъекта Российской
Федерации, их заместители, старший судебный
пристав, старший военный судебный пристав,
а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ;
3) командиры воинских частей,
соединений, начальники военных учреждений
и гарнизонов;
4) органы Государственной
противопожарной службы.
Все органы исполнительной
власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК, обладают
полномочиями органа дознания и действуют
в пределах своей процессуальной компетенции.
В уголовно-процессуальном законе (ч. 2
ст. 40) определены два основных направления
процессуальной деятельности органов
дознания. На органы дознания возлагается:
1) производство дознания по уголовным
делам, по которым предварительное следствие
необязательно, - в порядке, установленном
гл. 32 УПК РФ; 2) выполнение неотложных следственных
действий по уголовным делам, по которым
предварительное следствие обязательно,
- в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК
РФ. УПК РФ нацеливает органы дознания
на быстрое проведение неотложных следственных
действий и закрепляет специальные правила
о том, что при наличии признаков преступления,
по которому производство предварительного
следствия обязательно, возбуждение уголовного
дела и проведение неотложных следственных
действий возлагается на:
1) органы дознания, указанные
в п. 1 и 2 ч. 3 ст. 151 УПК, - по всем уголовным
делам, за исключением дел, указанных в
п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;
2) органы федеральной службы
безопасности - по уголовным делам о преступлениях,
указанных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;
3) таможенные органы - по уголовным
делам о преступлениях, предусмотренных
ст. 188 (ч. 2-Л), 189, 190, 193 УК РФ;
4) командиров воинских
частей и соединений, начальников
военных учреждений и гарнизонов - по
уголовным делам о преступлениях, совершенных
военнослужащими, гражданами, проходящими
военные сборы, а также лицами гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований
и органов в связи с исполнением ими своих
служебных обязанностей или в расположении
части, соединения, учреждения, гарнизона;
5) начальников учреждений и
органов уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации
- по уголовным делам о преступлениях против
установленного порядка несения службы,
совершенных сотрудниками соответствующих
учреждений и органов, а равно о преступлениях,
совершенных в расположении указанных
учреждений и органов иными лицами;
6) иных должностных лиц, которым
предоставлены полномочия органов дознания
в соответствии со ст. 40 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК
возбуждение уголовных дел публичного
обвинения и производство неотложных
следственных действий возлагается также
на: 1) капитанов морских и речных судов,
находящихся в дальнем плавании, - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных на
данных судах; 2) руководителей геолого-разведочных
партий и зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания, указанных в части первой
настоящей статьи, - по уголовным делам
о преступлениях, совершенных по месту
нахождения данных партий и зимовок; 3)
глав дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской
Федерации - по уголовным делам о преступлениях,
совершенных в пределах территорий данных
представительств и учреждений. Компетенция
перечисленных органов дознания по производству
неотложных следственных действий при
расследовании преступлений, по которым
предварительное следствие обязательно,
определяется по предметным (родовым),
территориальным и персональным признакам
подследственности уголовных дел. При
обнаружении преступления, по которому
обязательно предварительное следствие,
орган дознания обязан возбудить уголовное
дело и произвести неотложные следственные
действия в целях обнаружения и фиксации
следов преступления, а также доказательств,
требующих незамедлительного изъятия,
закрепления и исследования. Завершив
производство неотложных следственных
действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения
уголовного дела орган дознания обязан
направить его прокурору в порядке, установленном
п. 3 ст. 149 УПК. После направления уголовного
дела прокурору орган дознания может производить
по нему следственные действия и оперативно-розыскные
мероприятия только по поручению следователя.
В случае, если по направленному прокурору
делу не обнаружено лицо, совершившее
преступление, орган дознания обязан принимать
розыскные и оперативно-розыскные меры
для установления лица, совершившего преступление,
уведомляя следователя об их результатах.
Таким образом, новый процессуальный
закон возлагает на органы дознания следующие
процессуальные полномочия: 1) принятие,
рассмотрение и разрешение заявлений
и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК);
2) производство неотложных следственных
действий по делам о преступлениях, по
которым обязательно проведение предварительного
следствия (ст. 157 УПК); 3) производство в
полном объеме дознания по делам, по которым
предварительное следствие не обязательно
(ст. 223-226 УПК); 4) производство отдельных
следственных и процессуальных действий,
а также оперативно-розыскных мероприятий
по письменному поручению следователя;
5) оказание содействия следователям в
проведении ими отдельных следственных
и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).
Поскольку в уголовном судопроизводстве
процессуальная деятельность занимает
наибольший объем, то законодатель не
только установил перечень государственных
органов исполнительной власти и должностных
лиц, уполномоченных осуществлять дознание
и предварительное следствие, но и разграничил
компетенцию между следователями и дознавателями
в соответствии с правилами о подследственности
уголовных дел. В соответствии с законом
(п. 41 и 8 ст. 5 УПК) следователем является
должностное лицо, уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному
делу и иные полномочия, предусмотренные
в УПК РФ, в том числе производить дознание
в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.
В российском уголовном процессе
впервые на законодательном уровне. Дано
понятие и регламентированы полномочия
дознавателя. В соответствии с законом
дознавателем является должностное лицо
органа дознания, правомочное осуществлять
предварительное расследование преступлений
в форме дознания, а также иные полномочия,
предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК). Перечисленные
в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания
возлагаются на дознавателя письменным
распоряжением (приказом) начальника органа
дознания, в котором состоит в должности
дознаватель. При этом запрещается возложение
полномочий по производству дознания
на то должностное лицо, которое проводило
или проводит по данному делу оперативно-розыскные
мероприятия. При производстве предварительного
расследования по делам, отнесенным к
подследственности органов дознания,
дознаватель уполномочен самостоятельно
производить следственные и иные процессуальные
действия и принимать процессуальные
решения, за исключением тех из них, на
выполнение которых требуется согласие
начальника органа дознания, санкция прокурора
и (или) судебное решение. Дознаватель
вправе осуществлять иные полномочия,
предоставленные ему законом, при этом
письменные указания прокурора и начальника
органа дознания в случаях, указанных
в законе, обязательны для исполнения.
УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать
письменные указания начальника органа
дознания непосредственно прокурору,
а указания прокурора - вышестоящему прокурору,
однако обжалование данных указаний не
приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст.
41 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности
все дознаватели и следователи имеют единый
процессуальный статус, они одинаково
выполняют установленные в законе обязанности
и наделены одними и теми же процессуальными
правами с разграничением их компетенции
лишь по признакам подследственности
уголовных дел. В УПК РФ определена и разграничена
подследственность органов дознания по
предметному (родовому) признаку в зависимости
от характера и степени общественной опасности
деяния, а также по персональным признакам
субъекта преступления либо по месту его
совершения. Подследственность определяет
компетенцию органов дознания и дознавателей,
указывает на то, какие именно государственные
органы либо должностные лица расследуют
то или иное преступление.
Разграничение компетенции
органов дознания в Российской Федерации
производится с учетом подследственности,
установленной ч. 3 ст. 151 УПК. Дознаватели
(следователи) органов внутренних дел
осуществляют дознание по уголовным делам
о преступлениях, предусмотренных п. 1
ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных
дел, указанных в п. 2-6 ч. 3 ст. 151 УПК. Дознаватели
(следователи) органов налоговой полиции
ведут дознание по уголовным делам о преступлениях,
предусматривающих уголовную ответственность
за:
- уклонение физического лица
от уплаты налога или страхового взноса
в государственные внебюджетные фонды
- без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст.
198 УК);
- уклонение от уплаты налогов
или страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с организаций (ст.
199 УК);
Дознаватели органов пограничной
службы Российской Федерации осуществляют
дознание по делам о преступлениях, предусматривающих
уголовную ответственность за:
- нарушение законодательства
Российской Федерации о континентальном
шельфе и об исключительной экономической
зоне Российской Федерации (ст. 253 УК);
- незаконную добычу водных
животных и растений, обнаруженную
органами пограничной службы Российской
Федерации (ст. 256 УК);
- незаконное пересечение Государственной
границы Российской Федерации - без квалифицирующих
признаков (ч. 1 ст. 322 УК);
- противоправное изменение
Государственной границы Российской
Федерации - без квалифицирующих признаков
(ч. 1 ст. 323 УК);
- контрабанду, задержанную
органами пограничной службы Российской
Федерации в отсутствие таможенных органов
Российской Федерации - без квалифицирующих
признаков (ч. 1 ст. 188 УК).
Дознаватели органов службы
судебных приставов Министерства юстиции
правомочны проводить дознание по уголовным
делам о преступлениях, предусматривающих
уголовную ответственность за:
- воспрепятствование осуществлению
правосудия и производству предварительного
расследования - без квалифицирующих признаков
(ч. 1 ст. 294 УК);
- неуважение к суду (ст.
297 УК);
- разглашение сведений
о мерах безопасности, применяемых
в отношении судьи и участников уголовного
процесса - без квалифицирующих признаков
(ч. 1 ст. 311 УК);
- незаконные действия в отношении
имущества, подвергнутого описи или аресту
либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК);
- неисполнение приговора
суда, решения суда или иного
судебного акта (ст. 315 УК).
Дознаватели таможенных органов
Российской Федерации ведут дознание
по делам о преступлениях, предусматривающих
уголовную ответственность за:
- контрабанду- без квалифицирующих
признаков (ч. 1 ст. 188 УК);
- уклонение от уплаты
таможенных платежей (ст. 194 УК). Дознаватели
органов Государственной противопожарной
службы осуществляют дознание по уголовным
делам:
- об уничтожении или повреждении
чужого имущества, совершенном путем неосторожного
обращения с огнем или иными источниками
повышенной опасности либо повлекшем
тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК);
- о нарушении правил
пожарной безопасности, совершенном
лицом, на котором лежала обязанность
по их соблюдению, если это
повлекло по неосторожности причинение
тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
человека (ч. 1 ст. 219 УК);
- об уничтожении или
повреждении лесов, а равно насаждений,
не входящих в лесной фонд, в результате
неосторожного обращения с огнем или иными
источниками повышенной опасности (ч.
1 ст. 261 УК).
Следователи прокуратуры ведут
дознание по всем уголовным делам о преступлениях,
указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных:
1) членом Совета Федерации; 2) депутатом
Государственной Думы; 3) депутатом законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ; 4) депутатом, членом
выборного органа местного самоуправления;
5) выборным должностным лицом органа местного
самоуправления; 6) судьей Конституционного
Суда РФ; 7) судьей федерального суда общей
юрисдикции или федерального арбитражного
суда; 8) мировым судьей; 9) судьей конституционного
(уставного) суда субъекта РФ; 10) присяжным
или арбитражным заседателем в период
осуществления им правосудия; 11) Председателем
Счетной палаты РФ, его заместителем или
аудитором Счетной палаты РФ; 12) Уполномоченным
по правам человека в РФ; 13) Президентом
РФ, прекратившим исполнение своих полномочий;
14) кандидатом в Президенты РФ; 15) прокурором;
16) следователем; 17) адвокатом; 18) должностными
лицами органов федеральной службы безопасности,
службы внешней разведки РФ, Федерального
агентства правительственной связи и
информации при Президенте РФ, Федеральной
службы охраны РФ, органов внутренних
дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы МЮ РФ, органов налоговой полиции,
таможенных органов РФ, военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы,
лицами гражданского персонала Вооруженных
Сил РФ, других войск, военных формирований
и органов в связи с исполнением ими своих
служебных обязанностей или совершенных
в расположении части, соединения, учреждения,
гарнизона (подп. «б» и «в» п. 1ч. 2 ст. 151
УПК). В пределах полномочий, предусмотренных
законом (п. 17 и 24 ст. 5), орган дознания вправе
принять решение о том, каких должностных
лиц органа дознания необходимо наделить
правом осуществлять предварительное
расследование в форме дознания.
2. Реализация
статуса органов дознания в
уголовном процессе
2.1Правовой
статус сотрудников органов дознания
в уголовном процессе
Лица, реализующие уголовно
процессуальную функцию органа дознания.
Сотрудников органа дознания в уголовном
процессе принято именовать: начальник
органа дознания, должностное лицо органа
дознания, лицо, производящее дознание.