Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Задачи, поставленные перед следователем, решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений.
Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.
Перечисленные выше задачи следователя в концентрированном виде отражают его социально-политический статус в обеспечении законности в жизни общества.
I. Введение……………………………………………………………...3
II. Основная часть……………………………………………………...6
Понятие следователь и его полномочия ……………………….6
Уголовно-процессуальные функции следователя……………..9
3. Возбуждения уголовного дела………………………………...19
4. Взаимодействие следователя с органами дознания…………..21
III. Заключение………………………………………………………..25
Использованная литература………………………………………….26
В тех
случаях, когда постановление об
отказе от обвинения в совершении
преступления выносится в отношении
лица, которое
ранее было задержано или подвергнуто
мере пресечения до предъявления обвинения,
а затем освобождено от применения
меры принуждения без
Наиболее
характерной и ярко выраженной формой
реализации следователем рассматриваемой
функции является прекращение уголовного
дела в отношении подозреваемого
или обвиняемого в связи с
отсутствием события или
3. Возбуждения уголовного дела
Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента получения информации о совершенном либо готовящемся преступлении частно-публичного (ч. 3 ст. 20 УПК) или публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК) и заканчивается принятием субъектом уголовного процесса решения о возбуждении уголовного дела, либо в отказе его возбуждения. При получении такой информации, дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении вышеуказанные субъекта уголовного судопроизводства вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Если в течение трех суток проверку закончить не удалось, по ходатайству дознавателя или следователя, срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до десяти суток. Наконец, в исключительных случаях, вызванных необходимостью проведения документальных проверок либо ревизий, прокурор по ходатайству дознавателя или следователя может продлить срок проверки сообщения до тридцати суток (ст. 144 УПК). Дальнейшее продление срока проверки сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении законом не допускается и по истечению указанного срока, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо, установив, что дело им не подследственно, направляют его по подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК для принятия решения о возбуждении уголовного дела и дальнейшего его расследования.
Рассмотрение
заявлений и сообщений о
Возбуждение
уголовного дела самостоятельная и
ответственная стадия уголовного судопроизводства.
Своевременное и обоснованное возбуждение
уголовного дела – необходимая предпосылка
быстрого и полного раскрытия
и расследования преступления, а
в конечном итоге постановление
судом законного и
В современных условиях следователь не может работать в одиночку. Несмотря на персональную ответственность следователя за дело, находящееся в его производстве, раскрытие преступлений всё больше становится коллективной деятельностью на основе взаимодействия. Без эффективного взаимодействия органов следствия и дознания невозможно быстрое и полное выявление, расследование, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, связанных с посягательствами на охраняемые Уголовным законом интересами.
Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания -основанное на законе и общности задач в уголовном судопроизводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, обусловленное различием их компетенции и форм деятельности, осуществляемое в одной стадии уголовного процесса и направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.1 Одним из общих условий производства предварительного следствия, значительно повышающим его эффективность, является взаимодействие следователя с органами дознания.
Взаимодействие
следователя и органов дознания
проводится на основе принципов соблюдения
законности, самостоятельности каждого
правоохранительного органа в пределах,
предоставленных ему
Практика
свидетельствует, что в подавляющем
большинстве случаев успех
Преступники
маскируют преступление, скрывают его
следы, предпринимают все возможное,
чтобы направить следствие по
ложному пути. Следователь должен
быть хорошим организатором. Одна из
главных его задач - объединить в
процессе расследования труд многих
людей самых различных
Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от рациональной организации взаимодействия аппаратов следствия органов дознания и экспертов-криминалистов на всех этапах расследования.
На органы
дознания возложено принятие необходимых
оперативно-розыскных и иных предусмотренных
уголовно-процессуальным законом мер
в целях обнаружения
Взаимодействие следователя с органом дознания осуществляется в различных формах. Причем эти формы зависят от того, какой орган возбудил уголовное дело и приступил к расследованию (орган дознания или следователь), с кем осуществляет следователь контакт (с оперативными работниками или с сотрудниками других служб милиции), на каком этапе расследования осуществляется это взаимодействие и т.д.
При расследовании преступлений взаимодействие следователя с органом дознания чаще всего происходит в следующих формах:
Одной из эффективных форм взаимодействия следователя и органов дознания является создание следственно-оперативных групп, в состав которых входят следователи и оперативные работники.2
Руководитель группы несет персональную ответственность за организацию работы следственно - оперативной группы и подчиненных сотрудников, соблюдение законности, достижение конкретных результатов в расследовании и раскрытии преступления, сохранность получаемой и выдаваемой информации по находящемуся в производстве уголовному делу;
- знакомится с оперативно
- розыскной информацией,
- разрабатывает совместно
с членами следственно - оперативной
группы план совместных
- дает письменные поручения
соответствующим следователям
- организует взаимодействие
участников и оказывает
III. Заключение
В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному.
Следователь
должностное лицо, статус которого
определяется наличием обязанности
осуществлять уголовное преследование
средствами и способами, установленными
законодательством и
Понятие статуса следователя, без рассмотрения его функций, не будет освещено в полной мере.
Его функция – расследование уголовных дел с соблюдением требования всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления обстоятельств как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого, а также смягчающих его ответственность.
Определение статуса следователя будет не полным и не объёмным без представления функций следователя.
Для своей курсовой работы я выбрал лишь основные функции следователя, которые предопределяются его статусом; такие как: функция обвинения, защиты, исследования обстоятельств дела и функция разрешения уголовного дела и некоторые другие. Также следователь вправе возбуждать и прекращать уголовное дело. Не рассмотренными моей курсовой работой остались некоторые функции, о наличии и необходимости которых существует много разногласий. Но значение которых не маловажно.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Нормативный материал
2. Специализированная литература
1. Уголовный процесс России: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей юридических фак. и вузов.-М.: КноРус, 2010.
2. Юридические лица в уголовном процессе России: теоретические основы, законодательство и практика: монография адресована научным и практическим работникам системы уголовной юстиции, преподавателям, аспирантам и студентам.// Омск 2010
3. Уголовный процесс. Краткий курс.-СПб: Питер, 2009.
4. Российский уголовный процесс: Учебное пособие;Рец. Б.Т. Разгильдиев.-М. ; Саратов: Дашков и К : Бизнес-Волга, 2009
5. Российский уголовный процесс.-М., Саратов: Дашков и К, БизнесВолга, 2010.
6. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие [для студентов юридических вузов и всех граждан, интересующихся вопросами уголовно-процессуального права].-М.: Проспект, 2009.
7. Уголовный процесс: Курс лекций : Учебное пособие для студентов юридических вузов.-М.: Омега-Л, 2008.
8. Божьев В. Прекращение дел на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. //Рос. юстиция. 2008.
9. Жеруоли А.И. Гражданский иск в уголовном процессе. //Правоведение. 2010. № 5.
10. Решняк М.Г. Совершенствование механизма предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и розыска скрывшего обвиняемого.//Следователь. 2008.
11. Якубовский Д.О. Арест как основной способ добывания доказательств. //Юрист. 2009.
4.Справочные пособия.
Информация о работе Роль следователя в уголовном судопроизводстве