Следственный эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

При расследовании по уголовному делу следователь производит действия и принимает решения, предусмотренные или обусловленные уголовно-процессуальным законом. Эти действия и решения многообразны, каждое из них, как правило, имеет свою задачу, к выполнению которой стремится следователь.
Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, в совокупности направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела. В таком смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу, казалось бы, должны называться следственными. Однако в юридической литературе принято именовать следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые в отличие от других (вынесение постановлений о направлении дела, избрание мер пресечения, разъяснение прав участниками процесса и т.д.) направлены на обнаружение, проверку и закрепление доказательств.

Содержание

Введение.
Понятие и основания производства следственного эксперимента.
Основания производства следственного эксперимента.
Цели и виды следственного эксперимента.
Порядок производства следственного эксперимента.
Процессуальное оформление следственного эксперимента.
Тактические особенности следственного эксперимента.
Психологические особенности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному процессу.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Положительный результат следственного  эксперимента не означает, что какие-либо действия, явление или событие на самом деле имели место: действия могли быть совершены в соответствующих условиях, явление или событие могло произойти в действительности. После всесторонней оценки результатов эксперимента следователь определяет способы их использования в процессе дальнейшего производства по делу.

Тактические особенности.

Подготовка следственного эксперимента заключается в решении вопроса  о необходимости и возможности  производства этого процессуального  действия, определении участников и планировании его проведения, а также выполнении необходимых для проведения опытов подготовительных действий. Для того чтобы определить, нуждается ли то или иное доказательство в экспериментальной проверке, необходимо удостовериться по материалам дела, не установлено ли оно другими процессуальными действиями. Придя к выводу, что следственный эксперимент необходим, следователь должен выяснить, какие условия необходимы для его производства.

Производство следственного эксперимента требует от следователя тщательной подготовки. До выезда на место проведения следственного эксперимента необходимо выполнить ряд организационных мероприятий, в частности:

  • определить содержание и способы проведения опытов, т.е. составить план эксперимента с учетом всех возможных вариантов, их последовательности, времени выполнения и т.д.;
  • наметить круг участников эксперимента и принять меры по обеспечению их явки на место производства следственного действия;
  • подготовить вещественные доказательства или заменяющие их предметы, которые понадобятся при проведении опытов;
  • выбрать и подготовить технические средства, которые могут потребоваться в ходе следственного эксперимента;
  • принять меры по обеспечению охраны, в частности, обвиняемого, содержащегося под стражей (если он является участником эксперимента).

Прибыв на место производства следственного  действия, следователь продолжает выполнять  подготовительную работу:

  • выясняет, изменилась ли обстановка исследуемого события, обеспечивает в необходимых случаях ее восстановление;
  • фиксирует обстановку места проведения эксперимента;
  • приглашает понятых, если они прибыли вместе с ним;
  • предупреждает (в необходимых случаях) свидетелей, потерпевшего, иных лиц об ответственности за разглашение данных предварительного следствия;
  • организует охрану места проведения следственного эксперимента;
  • проверяет наличие вещественных доказательств или заменяющих их предметов, а также их пригодность для производства опытов;
  • заслушивает краткие объяснения свидетеля, потерпевшего, обвиняемого (если они участвуют в эксперименте) об обстоятельстве, которое необходимо проверить, фиксирует эти объяснения в протоколе;
  • распределяет обязанности между участниками следственного действия;

Разумеется, все участники следственного  эксперимента должны отчетливо представлять себе, что от них требуется в данной ситуации. Однако с содержанием опытов их рекомендуется знакомить в том объеме, который необходим для успешного производства опытов. Так, лица у которых проверяется способность к восприятию в определенных условиях не должны знать, когда появится объект, подлежащий восприятию, во что будет одет человек, каково содержание речи, когда раздастся звук, например, выстрела. В противном случае снизится доказательственное значение результатов следственного эксперимента.

Важным элементом подготовки к рассматриваемому следственному действию является решение вопроса об использовании технических средств и специальных знаний. Как известно, содержание действий при производстве следственного эксперимента нередко требует применения разнообразных технических средств не только для обеспечения эффективности опытов, но и для фиксации их хода и результатов.

О том, соблюдены ли процессуальные и тактические правила проведения следственного эксперимента, позволяют  судить фотоснимки, фонограммы, кино- или видеофильм, планы, схемы и т.д. С помощью киносъемочного аппарата или видеокамеры можно зафиксировать как обстановку места эксперимента до и после реконструкции, содержание опытов, так и действия каждого из участников. Звукозапись оказывается полезной при проверке возможности восприятия на слух, например голоса или выстрелов. Планы и схемы помогают составить точное представление о взаимном расположении объектов, первоначальном местонахождении участников следственного эксперимента, путях их перемещения и т.д.

Специалист, участвующий в следственном эксперимента, помогает следователю  осуществить ряд мероприятий:

  • восстановить (реконструировать) обстановку проверяемого события;
  • подготовить план опытов и распределить обязанности между участниками следственного действия;
  • подобрать предметы, сходные с теми, которые применялись при совершении преступления (если подлинные использовать невозможно);
  • зафиксировать ход и результаты опытов, используя технические действия;
  • оценить результаты следственного эксперимента.

Помимо специалистов-криминалистов, к участию в следственном эксперимента привлекаются и другие лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве  или ремесле. Так, специалист в области  пожарного дела или электротехники зачастую приглашается для определения состояния электрооборудования, условий, способствовавших возникновению пожара. Специалист - автотехник оказывает содействие в восстановлении обстановки дорожно-транспортного происшествия, наблюдает за работой механизмов транспортного средства, оценивает профессиональные знания водителя.

Поскольку следственный эксперимент  требуется выполнять в условиях максимально приближенных к тем, в которых происходило проверяемое  событие, следователю необходимо учитывать  совокупность факторов, влияющих на результаты опытов.

Место проведения следственного эксперимента.

Безусловно, лучше всего проводить  опыты там, где произошло реальное событие. Однако это не всегда возможно или обязательно. Другими словами, выбирая место проведения опытов, надо в первую очередь принимать во внимание конкретные обстоятельства расследуемого события и задачи, которые надо решить в ходе следственного эксперимента.

Время производства следственного эксперимента должно соответствовать тому времени, когда произошло расследуемое событие. Соблюдение этого правила позволяет максимально приблизить условия эксперимента к проверяемым (освещение, шумовые помехи, интенсивность движения транспорта и т.д.).

Погодные условия (дождь, снег, ветер и пр.) оказывают существенное влияние на результаты опытов по проверке возможности увидеть, услышать, а также преодолеть какое-либо расстояние за определенное время. К примеру, сильный встречный или попутный ветер влияет на скорость движения человека. Однако на практике не всегда появляется реальная возможность выполнить эксперимент в соответствующую погоду. Как известно, сроки расследования ограничены законом, и следователь может не дождаться нужной погоды (или явления природы). Значит, если погодные условия существенно влияют на результаты опыта, а воссоздать их не удается, то интересующий следователя факт нужно проверить с помощью других следственных действий.

Условия искусственного освещения. При производстве опытов необходимо не только использовать соответствующие источники света, но и расположить их так, как это было в момент проверяемого события.

Предметы, используемые при проведении опытов. Если имеется возможность, то для выполнения следственного эксперимента надо использовать подлинные предметы. В противном случае надлежит изготовить или подобрать предметы – аналоги. Например, когда требуется проверить, можно ли услышать на определенном расстоянии звук выстрела из пистолета, то экспериментальный выстрел рекомендуется производить из пистолета, который был у преступника. Однако, если данный пистолет еще не подвергался баллистическим исследованиям или находится на экспертизе, то выстрел разрешается произвести из пистолета той же системы. Кроме того, в ряде случаев применение подлинных орудий преступления в ходе опытов может создать угрозу для жизни и здоровья участников эксперимента. Например, если нужно проверить возможность нанесения ножевых ранений в определенном положении, то в опытах нельзя применять оружие. В данном случае надо прибегнуть к использованию макета холодного оружия. Использование макетов в следственном эксперименте нередко позволяет выявить важные доказательственные факты.

Обстановка, в которой проводится следственный эксперимент.  Нередко обстановка проверяемого события по тем или иным причинам подвергается значительным изменениям. Следовательно, чтобы получить достоверные результаты опытов, прибегают к ее реконструкции. Это позволяет достичь максимального сходства между опытными и реальными условиями. Однако, прежде чем ее осуществить, необходимо собрать подробные сведения, характеризующие обстановку расследуемого события. Как правило, реконструкция выполняется на подготовительном этапе следственного эксперимента. Разумеется, далеко не все поддается реконструкции. Поэтому при оценке результатов следственного эксперимента важно учитывать, насколько отличаются условия, в которых произошло проверяемое событие, от экспериментальных.

Акустические  условия. Все происходящие вокруг нас события и явления сопровождаются теми или иными звуками. особенно важно учитывать звуковой фон при проверке возможности восприятия на слух. Надо принимать во внимание шум работающих станков, транспортных средств, звуки, издаваемые включенными телевизорами, радиоприемниками, бытовыми приборами и др.

Многократность проведения однородных опытов. Выполнение этого требования позволяет избежать достижения случайного результата. Для большей убедительности опыты рекомендуется проводить в измененных (более жестких) условиях, что особенно важно при проверке и оценке версий.

Обратимся к общей тактической  схеме производства следственного эксперимента. Завершив подготовительную работу и заслушав в присутствии понятых объяснения лиц, чьи показания будут проверяться опытным путем, следователь инструктирует участников и подает сигнал к началу следственного действия. Наблюдая совместно с другими участниками за ходом опытов, следователь делает черновые записи и самостоятельно или вместе со специалистом фиксирует с помощью технических средств весь процесс эксперимента. Затем опыты повторяются, после чего на основании черновых записей следователь составляет протокол, вычерчивает планы и схемы. При подготовке и проведении следственного эксперимента по проверке возможности услышать голос, понять содержание речи следователь порой испытывает затруднения. Основное внимание должно уделяться соблюдению соответствующих акустических условий. Участников следственного действия рекомендуется разделить на две группы, в каждой из которых должно быть не менее двух понятых. Так, если требуется проверить, можно ли услышать из смежной комнаты речь и понять ее содержание, первая группа в составе следователя, лица, чьи показания проверяются, понятых, специалиста, осуществляющего фотосъемку, звуко- или видеозапись, располагается в том помещении, из которого в свое время воспринималась речь. Вторая группа, включающая другого следователя (оперативного работника, специалиста-криминалиста), понятых и двух-трех лиц, которые будут произносить заранее подготовленные следователем фразы (в их числе должны быть лица, говорившие в условиях реального события), размещается в смежной комнате. Руководители обеих групп перед опытом сверяют часы и обуславливают время начала и продолжительность проведения опытов. Фразы повторяются неоднократно и в различной последовательности. После окончания опытов обе группы собираются вместе. Следователь оглашает полученные результаты и составляет протокол.

Психологические особенности.

Как известно, сущностью следственного  эксперимента является производство опытов (опытных действий), с помощью  которых проверяется возможность  существования в прошлом каких-либо событий, явлений, имеющих значение для установления истины по делу. Следственный эксперимент – сильное средство психологического воздействия на его участников, поскольку полученные результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности или невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает довольно трудно. Так, обвиняемый в краже из магазина путем проникновения в помещение через форточку заявил на допросе, что совершил это преступление в одиночку, без соучастников. Был проведен следственный эксперимент. Все попытки обвиняемого проникнуть, таким образом, в помещение оказались безуспешными. Это стало очевидно для всех участников следственного действия. Обвиняемый был вынужден признаться, что у него имелся соучастник – несовершеннолетний, который по его просьбе проник через форточку в магазин и изнутри открыл дверь.

Большинство видов следственного  эксперимента по своему содержанию представляет исследование и оценку тех или  иных психофизиологических возможностей человека: восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (увидеть объекты, услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, определить температуру предмета и т.д.); совершение конкретных действий (поднятие тяжести, проникновение через отверстие, преодоление расстояния с заданной скоростью и т.д.). Кроме того, проверяются умения, навыки (открыть замок определенным способом, изготовить клише поддельной печати и т.д.). При определении условий следственного эксперимента, оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека.

Рассмотрим психологические аспекты  подготовки к производству следственного  эксперимента. Убедившись в необходимости  проведения данного следственного  действия, следователь должен решить вопрос о возможности его осуществления. Следственный эксперимент станет возможным, если следователь сумеет обеспечить:

  • воссоздание (или моделирование) материальной обстановки максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые действия или события;
  • воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов;
  • моделирование самих опытных действий.

Несмотря на наличие определенных трудностей, воссоздание обстановки все же возможно. В частности, несмотря на то, что нельзя абсолютно точно повторить обстановку (время года и суток, метеорологические условия, освещенность, звуковой фон и т.д.), можно подобрать максимально сходные условия, т.е. способствовать объективности результатов эксперимента. Это в полной мере относится и к моделированию действий, кроме преступных. Дело обстоит значительно сложнее, когда требуется воспроизвести психофизиологические факторы. В принципе невозможно полностью смоделировать все психологические состояния человека, психофизиологический механизм его действий. В обычных условиях у человека иначе протекают многие психические процессы, чем в специально подготовленной обстановке следственного эксперимента, когда от испытуемого ожидают определенных действий. В последнем случае у человека возникают психическая напряженность, волнение, активизируется внимание, повышается сосредоточенность, что весьма существенно скажется на результатах его действия. Если в обычной жизни человек действует, как правило, непроизвольно, то в условиях следственного эксперимента у него неизбежно появляется состояние психологической готовности, которое также мобилизирует его психические процессы. При этом у него возрастает произвольное внимание, сосредоточенность; он предпринимает волевые усилия, чтобы лучше услышать, увидеть, запомнить. В обыденной ситуации человек, занятый своими мыслями, переживаниями, может не услышать какой-либо звук, разговор, не обратить внимания на происходящие события, не заметить каких-либо изменений в обстановке. С другой стороны, в необычной ситуации преступления, испытывая сильное душевное волнение, потрясение, страх, отчаяние, человек в состоянии действовать так, как он не сможет в обстановке следственного эксперимента. К примеру, убегая с места происшествия, преступник может перепрыгнуть через широкий ров, преодолеть высокий забор, но не сумеет повторить эти действия в процессе следственного эксперимента. все эти разнообразные психофизиологические факторы точно повторить при проведении следственного эксперимента, конечно, немыслимо. Возможность осуществления некоторых видов следственного эксперимента зависит от желания, заинтересованности, воли его основных участников. Так, в ряде случаев следственный эксперимент предполагает обязательное участие обвиняемого, например, для определения наличия или отсутствия у него каких-либо профессиональных умений или преступных навыков. Если обвиняемый откажется участвовать в таком эксперименте, его проведение становится невозможным. Случается, что обвиняемый, а иногда и потерпевший, при наличии у них определенной заинтересованности соглашаются участвовать в следственном эксперимента, однако при этом стараются исказить результаты своих действий: умышленно не проявляют каких-либо знаний, навыков, умений; скрывают возможность правильного восприятия каких-либо явлений. Естественно, что полученные в ходе таких опытов результаты не способствуют установлению истины по делу. Следовательно, к оценке результатов следственного эксперимента нужно подходить очень осторожно.

Информация о работе Следственный эксперимент