Стадии предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.

Содержание

Введение 3
I. Понятие стадии предварительного расследования 4
II. Виды предварительного расследования 4
III. Виды дознания 6
IV. Сроки предварительного следствия 9
V. Приостановление предварительного следствия 14
VI. Формы окончания предварительного следствия 15
Заключение 18

Литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа!уголовный процесс.docx

— 47.76 Кб (Скачать файл)

В соответствии с  законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым  предварительное следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

1.Потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и  их представители извещаются  об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются.

2.На органы дознания  не распространяются правила,  установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

Задержание может  быть применено только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 122 УПК).

Только орган  дознания, следователь и прокурор правомочны решить вопрос о задержании лица (ст. 122, 127, 211 УПК).

Под основаниями  задержания понимают фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:

1) когда лицо  застигнуто при совершении преступления  или непосредственно после его  совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие,  прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом  или на его одежде, при нем  или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии «иных  данных», дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного | места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под «иными данными» следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления. К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т. п. Поскольку иные данные менее определенны, чем указанные в п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 122 УПК, закон связывает допустимость задержания по ним с наличием) определенных условий: покушением на побег, отсутствием постоянного места жительства, не установлением личности подозреваемого. Эти условия делают необходимым производство задержания, т. к. придают ему неотложный характер и усиливают степень вероятности данных о причастности лица к преступлению.

Закон говорит о  праве органа дознания и следователя  задержать лицо, если есть установленные законом условия и основания. Чтобы право на задержание превратилось в обязанность, налицо должны быть мотивы, обусловливающие его необходимость в данном конкретном случае. Мотивы задержания определяются теми целями, которые преследует эта мера процессуального принуждения.

Положение о порядке  кратковременного задержания (ст. 1) называет в качестве целей задержания выяснение  причастности задержанного к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Такими целями могут быть также воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины.

Во всяком случае задержание должно быть оформлено протоколом. В нем излагаются основания и мотивы задержания, день и час, год и месяц, место задержания, объяснения задержанного и время составления протокола. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (ст. 122 УПК).

Протокол задержания, составленный в милиции или другом органе дознания, должен быть утвержден  начальником органа, так как закон  только его наделяет правом произвести задержание.

Положение о порядке  кратковременного задержания предусматривает в качестве правового основания задержания и помещения задержанного в камеру для задержанных кроме протокола также постановление следователя или органа дознания (ст. 3, 6). Постановление о задержании выносится, если основания к задержанию выявляются в ходе расследования дела.

В соответствии с  ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 УПК  с момента объявления подозреваемому протокола задержания, но не позднее 24 часов с момента задержания, к участию в деле допускается защитник.

Если при задержании необходимо произвести личный обыск  подозреваемого, его производство не требует вынесения постановления  и санкции прокурора (ст. 172 УПК).

Срок задержания исчисляется с момента доставления  лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или  к следователю, поэтому важно, чтобы  в протоколе указывалось время доставления лица в орган дознания или к следователю. Если задержание производится на основании постановления органа дознания или следователя, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица (ст. 3 Положения).

О всяком случае задержания лица орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.

IV. Сроки  предварительного следствия

 

Для быстрого и полного  расследования и обеспечения  прав личности важное значение имеет  строгое соблюдение сроков, установленных  как для выполнения отдельных  процессуальных действий, так и для  всего производства по делу.

В УПК установлены  сроки задержания (ст. 122), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 90), предъявления обвинения (ст. 148), допроса обвиняемого (ст. 150), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст. 97), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст. 124), и др.

Закон устанавливает  начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.

В соответствии со ст. 133 УПК предварительное следствие  должно быть закончено не позднее  чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения  дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника  с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

Закон устанавливает, что срок предварительного следствия  может быть продлен до трех месяцев  районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненными к ним прокурорами. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа или его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителями.

При необходимости  продления сроков предварительного следствия установлен следующий  порядок.

В случае возбуждения  ходатайства о продлении срока  следствия перед прокурором входящей в состав Российской Федерации республики, края, области, автономной области, автономного округа уголовное дело вместе с постановлением о возбуждении ходатайства направляется за семь дней до окончания срока следствия. При этом постановление должно быть подписано как следователем, так и надзирающим прокурором. В тех случаях, когда ходатайство о продлении срока возбуждается перед Генеральным прокурором Российской Федерации, дело направляется ему с соответствующим ходатайством не позднее чем за десять дней до окончания истечения срока следствия.

Вопрос, связанный  с установлением срока следствия  при возвращении дела на дополнительное расследование или при возобновлении  производства по приостановленному  или прекращенному делу решается прокурором, осуществляющим надзор за расследованием данного дела в пределах одного месяца. Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях и в порядке, о котором было сказано выше.

Если по делу, по которому решается вопрос о продлении  срока предварительного следствия, обвиняемый находится под стражей, вопрос о сохранении и продлении  этой меры пресечения решается по правилам, установленным ст. 97 УПК.

Порядок производства и оформления процессуальных действий следователя

 

Каждое действие следователя выполняется в установленном законом порядке и надлежащим образом оформляется. Это достигается посредством составления постановлений и протоколов.

Постановление - решение  следователя по наиболее важным вопросам, возникающим в процессе производства предварительного следствия и при его окончании. Такими постановлениями могут быть постановления о принятии дела к производству, о привлечении в качестве обвиняемого, о признаниях участников процесса, о производстве действий по собиранию доказательств (производство экспертизы, обыска, выемки, освидетельствования и др.), о применении мер пресечения и иных мер уголовно-процес-суального принуждения, о приостановлении или прекращении производства по делу и т. д.

Протокол - документ, отражающий порядок, содержание и результаты того или иного действия следователя. Протокол составляется при производстве действий, направленных на собирание доказательств (при осмотре, обыске, освидетельствовании, следственном эксперименте и др.). Кроме того, посредством протокола фиксируется выполнение следователем действий, связанных с реализацией прав и законных интересов участников данной стадии (протоколы ознакомления потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей; обвиняемого с материалами оконченного следственного производства). Закон определяет необходимые реквизиты, которые должны содержаться в протоколе, такие, как место, время составления, участники того действия, по поводу которого составлен протокол, содержание самого действия, полученные результаты. В том случае если производство действия сопровождалось использованием научно-технических средств, об этом также должно быть указано в протоколе. К протоколу прилагаются фотографические негативы, снимки, кинолента, диапозитивы, фонограммы, слепки, схемы, пленки, оттиски следов. Протокол должен быть удостоверен подписями следователя и всех лиц, участвующюих в производстве соответствующего действия, которые при этом вправе давать свои замечания на запись в протокол.

Итоговым решением следователя при направлении  дела в суд является обвинительное  заключение.

Законность производства действий следователя обеспечивается посредством участия в них переводчика и понятых.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ст. 134 УПК). Невыполнение этого правила представляет собой существенное нарушение уголовно-процес-суального закона, последствием которого является возвращение дела следователю'.

Перед началом действия, в котором должен участвовать  переводчик, следователь разъясняет ему права, обязанности и ответственность  за неправильный перевод. Участвуя в  производстве того или иного действия, переводчик вправе задавать участникам этого действия вопросы с целью уточнения перевода, знакомиться с протоколом этого действия, делать замечания в случае неточности фиксации его перевода, обжаловать действия следователя, нарушающие его права.

При производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, предъявления для опознания, следственного эксперимента должны присутствовать понятые, т. е. посторонние, не заинтересованные в исходе дела лица в числе не менее двух. Понятые должны удостоверить факт, содержание и результаты проведенного действия. По поводу этого действия они вправе делать замечания, которые подлежат занесению в протокол. Перед началом самого действия следователь должен разъяснить понятым их права и обязанности (ст. 135 УПК). Впоследствии понятой может быть допрошен о правильности проведенного действия и его результатах. Поэтому в качестве понятых не должны привлекаться иные участвующие в деле лица, а также сотрудники органа, в чьем производстве находится данное дело.

Соблюдение всех этих правил имеет тем большее  значение, если учесть, что доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения и установления иных обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК (ч. 3 ст. 69 УПК).

Следственные действия.

 

После того как следователь  принял дело к своему производству, он использует всю полноту своих полномочий по расследованию преступлений и несет ответственность за его ход и исход.

В целях своевременного и полного осуществления возложенных на него задач следователь совершает многообразные, . различные по своему характеру действия.

Все эти действия выполняются на основе рассмотренных  выше общих условий предварительного следствия.

Среди всех действий особое значение имеют действия по собиранию доказательств, так как  именно доказательства лежат в основе принимаемых следователем решений. Действия по собиранию доказательств именуются в законе следственными действиями (ст. 127 УПК) и характеризуются следующими общими признаками:

Информация о работе Стадии предварительного расследования