Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 04:04, курсовая работа
В современный период в условиях продолжающихся процессов демократических преобразований в Российском государстве важное значение имеет обеспечение национальной безопасности России. Определяющим фактором в данной сфере выступает разработка и реализация правовых, организационно-управленческих мер по противодействию преступности, а также осуществление комплекса мероприятий, направленных на достижение социально приемлемого уровня преступности, минимизацию последствий, наступающих после совершения преступлений. Целью исследования является изучение сущности, значения, функции стадий уголовного судопроизводства.
Введение
1. Понятие, значение уголовного процесса
2. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам
3. Стадии уголовного судопроизводства
3.1 Стадии досудебного производства
3.1.1 Возбуждение уголовного дела
3.1.2 Предварительное расследование
3.2 Стадии судебного производства
3.2.1 Подготовка к судебному заседанию
3.2.2 Судебное разбирательство
3.2.3 Апелляционное и кассационное производство
3.2.4 Понятие и значение стадии исполнение приговора
3.3 Исключительные стадии уголовного судопроизводства
Заключение
Список используемой литературы
г) задачами данной стадии являются прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях с одновременным закреплением следов преступления и принятие мер, направленных на предотвращение и пресечение преступления;
д) данную стадию характеризует и круг субъектов правоотношения, а именно, инициатор сообщения о преступлении (т.е. лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель) и дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор, обязанные принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК);
е) в процессе осуществления
деятельности в данной стадии возникают,
развиваются и завершаются
ж) для проверки сообщения о преступлении могут быть применены такие средства, как проверка данных о заявителе, его документов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступлении, истребование из средств массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию в качестве исключения, закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень - это осмотр места происшествия, освидетельствование, научение судебной экспертизы;
з) юридическим фактом, вызывающим
правоотношения в данной стадии, является
повод, указанный в законе; юридическим
фактом, завершающим правоотношения
в данной стадии, и вызывающим возникновение
новых уголовно-процессуальных отношений,
является юридически зафиксированный
в постановлении о возбуждении
уголовного дела вывод должностного
лица о необходимости проверки процессуальными
средствами (в форме дознания или
следствия) предположения о существовании
уголовно-правового отношения (т.е.
факта совершения преступления) либо
его вывод об отсутствии такого правоотношения,
зафиксированный в
Анализ норм УПК РФ позволяет сделать вывод, что на этапе возбуждения уголовного дела нет процессуальных действий, процессуальных отношений, нет участников процесса, правовая природа складывающихся отношений - административно-правовая, итогового документа нет, так как он же выступает и начальным актом.
В частности, прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях, а также установление наличия или отсутствия законного повода и основания к возбуждению уголовного дела проводятся для того, чтобы исключить возможность производства предварительного расследования правонарушения, которое не является преступным (например, административного) или вообще не является правонарушением (например, аморальный проступок). Рассмотрение любого обращения граждан проводится государственными органами, в том числе и органами государственного управления, в силу административно-правовых отношений. Но в данном случае речь идет о возможном преступлении, т.е. о правонарушении, которое характеризуется большей общественной опасностью, поэтому законодатель определил порядок проверки данного сообщения в УПК РФ, предусмотрев определенные исключения из общих правил проверки сообщений граждан.
Это сделано для того, чтобы в случае, если сообщение о преступлении подтвердится, у государства была возможность своевременно и объективно отреагировать на него. Более того, сама проверка сообщений о преступлении производится не процессуальными средствами, что свидетельствует о ее административно-правовом, а не уголовно-процессуальном характере. Исключение составляет осмотр места происшествия, производство которого возможно до возбуждения уголовного дела.5
На стадии возбуждения уголовного дела фиксируется лишь факт обнаружения признаков преступления, что является законным основанием для проведения предварительного расследования. Понятие признаков преступления не тождественно понятию состава преступления. Признаки преступления на момент возбуждения уголовного дела - это, чаще всего, данные об объекте преступления и объективной стороне деяния, дающие основания для вывода о деянии, которое в уголовном законе характеризуется как преступление. Состав преступления, т.е. все его элементы, устанавливается только в ходе предварительного расследования и в этом случае формулируется и предъявляется компетентным органом в качестве обвинения конкретного лица, и в конечном итоге уголовное дело передается в суд либо орган предварительного расследования фиксирует факт отсутствия состава преступления и прекращает уголовное преследование.
Акт возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, вызывающим расследование и разрешение дела по существу. Пока не вынесено и не согласовано с прокурором постановление о возбуждении уголовного дела, запрещается осуществлять какие-либо меры принуждения и производить следственные действия, за исключением тех, которые перечислены в ч. 4 ст. 146 УПК.
Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия или отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок для начала расследования дела.
Предварительное расследование представляет собой стадию уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела и предшествует стадии назначения судебного заседания. Суть ее состоит в урегулированной уголовно-процессуальным законом деятельности органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению их обоснованного привлечения в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.
Рассмотрение уголовного дела в суде по общему правилу невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию на стадии предварительного расследования. В силу особенностей организации судебной власти суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступление. Необходимые предпосылки создаются в процессе производства предварительного расследования.
Предварительное расследование играет важную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходят установление обстоятельств совершенных преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным делам.6
В ходе досудебного производства необходимо всеми установленными законом средствами собрать и проверить доказательства, осуществить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, привлечь это лицо в качестве обвиняемого, принять меры, обеспечивающие его не уклонение от следствия и суда, обеспечить права потерпевшего от преступления и т.д. Совершение соответствующих процессуальных действий и принятие уполномоченными лицами решений по ходу производства расследования и его окончанию составляют содержание предварительного расследования.
Предварительное следствие представляет собой деятельность органов дознания и следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств. На их основании устанавливаются имеющие для уголовного дела обстоятельства для полного и быстрого раскрытия преступления, изобличения и привлечения лица в качестве обвиняемого.
На этой стадии осуществляется раскрытие преступлений, происходит изобличение виновных, пресекается их преступная деятельность, решаются другие задачи уголовного процесса. В процессе следствия происходит процессуальное доказывание, т.е. осуществляется регламентированная законом деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств.
Предварительное следствие должно выполнять следующие задачи:
- быстро и полно раскрывать преступления, изобличать виновных;
- всесторонне, полно и
объективно исследовать
- обнаруживать и процессуально
закреплять доказательства для
последующего их использования
в процессе судебного
- законно и обоснованно
привлекать лиц в качестве
обвиняемых при недопущении
- обеспечивать участие
обвиняемого в производстве по
уголовному делу и не
- определять размер ущерба, причиненного преступлением, и принимать меры, обеспечивающие его возмещение;
- выявлять причины и
условия, способствовавшие
Предварительное следствие как самостоятельная форма расследования представляет собой систему определенных действий, являющихся как бы внешней оболочкой деятельности следователя. Итак, в эту систему действий, этапов включаются действия следователя в целях:- принятия к своему производству уголовного дела;
- осуществления следственных действий;
- привлечения лица в качестве обвиняемого;
- предъявления обвинения;
- продолжения производства
следственных действий для
- окончания предварительного следствия.
Все эти действия должны привести к положительному результату, т.е. к изобличению виновного, привлечению его к ответственности.8
Для ускорения процесса расследования законодатель предусмотрел определенные сроки следствия. Предварительное расследование производится в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок достаточен для следователя, в течение которого он должен осуществить все, что в его силах, для раскрытия преступления. Ввиду сложности некоторых уголовных дел и необходимости производства следственных действий предварительное следствие может быть продлено прокурором города или района до шести месяцев, а прокурором субъекта Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями - до 12 месяцев. В исключительных случаях срок предварительного следствия может быть продлен Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
Течение сроков предварительного следствия начинается со времени возбуждения уголовного дела, т.е. со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о его передаче в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено. При возвращении следователю уголовного дела для производства дополнительного следствия срок такого следствия не должен превышать одного месяца. Аналогичный срок устанавливается и для уголовных дел, которые приостановлены или прекращены, однако в соответствии с основаниями, предусмотренными законом, по ним возобновляется производство, и возобновленное производство не должно превышать срока одного месяца.
Для продления срока предварительного следствия следователь в течение 5 суток со дня истечения срока предварительного следствия должен представить прокурору постановление о продлении срока предварительного следствия.9
Сущность предварительного расследования составляют действия следователя по обнаружению и процессуальному закреплению доказательств, при помощи которых устанавливается событие преступления во всех его подробностях. Путем проведения осмотра места происшествия, допросов потерпевших и свидетелей, производства очных ставок и других следственных действий следователь устанавливает лицо, совершившее преступление, и при наличии достаточных оснований привлекает его к уголовной ответственности.
Подготовка к судебному заседанию
Правовое регулирование общего порядка подготовки к судебному заседанию имеет своей задачей осуществление всех необходимых подготовительных действий для проведения судебного разбирательства в условиях полного соблюдения требований уголовно-процессуального закона. В этой стадии рассматривается дело, поступившее в суд от прокурора с обвинительным заключением или обвинительным актом.
При подготовке к судебному заседанию судья изучает поступившее в суд уголовное дело и единолично устанавливает наличие или отсутствие фактических данных и юридических оснований для решения вопроса о внесении дела в судебное заседание для его последующего судебного разбирательства. Изучение судьей письменных материалов дела имеет своей целью выяснение соблюдения законности проведения следственных действий при дознании и предварительном следствии и состояния подготовленности материалов дела к их рассмотрению в судебном заседании.