Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 04:15, курсовая работа
Цель исследования - проанализировать статус подозреваемого в уголовном процессе РФ.
Для достижения поставленной цели намечены задачи:
1) рассмотреть понятие подозреваемого;
2) рассмотреть права и обязанности подозреваемых;
3) рассмотреть порядок проведения задержания подозреваемого
Введение
3
Теоретические основы понятия подозреваемого в уголовном процессе
4
Понятие подозреваемого
4
Проблемы определения статуса подозреваемого
7
Процессуальное положение подозреваемого
11
Основания признания лица в качестве подозреваемого
11
Основания для задержания подозреваемого
16
Права и обязанности подозреваемого
33
Заключение
44
Список использованной литературы
46
Подводя итог сказанному, дадим перечень мотивов задержания, наиболее часто применяемых на практике, которые, если они опираются на материалы дела, следует считать правомерными. Задержание подозреваемого может быть мотивировано необходимостью:
пресечь дальнейшую преступную деятельность лица или предупредить совершение им нового преступления; воспрепятствовать уклонению подозреваемого от уголовного преследования;
воспрепятствовать подозреваемому помешать установлению истины, скрыть орудия преступления или похищенное;
изолировать подозреваемого от общества при совершении им опасного преступления;
провести мероприятия с целью проверки фактических данных, указывающих - на возможную причастность подозреваемого к совершению иных преступлений либо на совершение расследуемого преступления группой лиц, а также для установления места сокрытия орудий преступления, чужого имущества, добытого преступным путем, или иных обстоятельств, имеющих существенное значение для расследуемого дела.
Следует иметь в виду, что основания, перечисленные в ч. 1 и 2 ст. 166 УПК РФ дают органу уголовного преследования право применять или не применять задержание. Мотивы же объясняют, почему из этих двух возможных решений орган уголовного преследования выбрал именно задержание подозреваемого в совершении преступления.
Необходимо отметить, что в качестве оснований для задержания подозреваемого в ч. 2 ст. 166 УПК РФ выступает совокупность «иных данных», дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, и указанных в законе следующих условий: «если это лицо покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого».24
При наличии этой совокупности (основания) для решения вопроса о задержании требуется еще и мотив, указывающий на необходимость и целесообразность задержания. В данном случае условия не подменяют мотивов задержания, а являются составной частью оснований. Они, будучи отражены в материалах уголовного дела (в рапорте лица, производившего задержание, в протоколах допроса потерпевшего, свидетелей и т.п.), служат обстоятельством, порождающим у органа уголовного преследования опасение, что подозреваемый, оставаясь на свободе, скроется от уголовного преследования.
Как покушение на побег, так и отсутствие у подозреваемого постоянного места жительства или неустановление его личности должны вызвать у органа уголовного преследования обоснованное опасение, что подозреваемый может скрыться от уголовного преследования и суда. Следовательно, любое из этих условий может явиться причиной одного и того же мотива задержания - воспрепятствовать уклонению подозреваемого от уголовного преследования.
Требование закона о применении меры пресечения до предъявления обвинения в «исключительных случаях» продиктовано прежде всего неотложностью этого процессуального действия. Естественно, что это относится и к задержанию подозреваемого.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что задержание подозреваемого в соответствии со ст. 166 УПК РФ будет законным и обоснованным только при наличии совокупности основания и мотива задержания, причем мотив не должен противоречить целям применения данной меры процессуального принуждения. При наличии этой совокупности задержание считается законным без учета последующего применения или неприменения к обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), направления дела в суд с обвинительным заключением или прекращения по реабилитирующим основаниям.
Подчас именно отсутствие мотивов для задержания влечет затем освобождение подозреваемого из ИВС в связи с тем, что «отпала необходимость в дальнейшем содержании его под стражей», когда в действительности такая необходимость и не возникала.25
Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подробно регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления протоколов на лиц, заподозренных в совершении преступлений.
Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутренних дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу полиции обязан:
выяснить обстоятельства доставления либо соответствие доставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется постановление о задержании;
принять незамедлительные меры к установлению личности доставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обязан проверить наличие предостережения о прекращении им бродяжничества.
Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступления. В случае если доставление произведено гражданами, дежурный составляет протокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, причем непременно должно быть указано точное время доставления.
При необходимости оперативный дежурный обязан организовать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимавших участие в задержании.
Если же правонарушитель доставлен работниками полиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления. Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания.
После получения рапорта о доставлении либо составления протокола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в КП, с последующим отражением в ней результатов рассмотрения материала.
При установлении в действиях доставленных признаков преступления, оперативный дежурный передает дальнейшее разбирательство работнику органа уголовного преследования. До принятия решения доставленный может содержаться в дежурной части, но не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задержания должно во всех случаях быть принято в срок, не превышающий три часа.
До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный дежурный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обнаружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, запрещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников полиции и самих задержанных. О результатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.26
В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Более того, иногда именно результаты личного обыска лица, доставленного в связи с правонарушением, становятся основанием для начала уголовного преследования и задержания подозреваемого (обнаружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).
Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается органом уголовного преследования.
Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления его в орган уголовного преследования, а если задержание производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом уголовного преследования - то с момента фактического его задержания.
Исчисление срока задержания с момента доставления в орган уголовного преследования соответствует законным интересам задержанного и содействует обеспечению быстрого решения вопроса о начале или об отказе в начале уголовного преследования, тщательной и своевременной проверке вопроса о необходимости и целесообразности дальнейшего ограничения свободы доставленного лица.
При определении начала течения срока задержания следует руководствоваться также общими правилами исчисления процессуальных сроков.27 По закону не принимается в расчет тот час, которым начинается течение срока.
Изучение практики показало, что около пятидесяти процентов задержаний производится в день начала уголовного преследования, когда само начало уголовного преследования связано с доставлением лица, заподозренного в совершении преступления, в орган уголовного преследования. В таких случаях в протоколе задержания должно быть зафиксировано время доставления лица в полицию. После принятия решения о задержании доставленного срок задержания следует исчислять именно с момента доставления лица, а не со времени составления протокола. С точки зрения законных интересов задержанных указанное требование приобретает особое значение в тех случаях, когда протоколы задержания оформляют через три, пять и более часов после доставления лица в связи с подозрением в совершении преступления, а такие случаи не являются редкостью.
К сожалению, на практике далеко не всегда отражают в протоколах время доставления лица в полицию, и срок задержания зачастую исчисляют с момента составления протокола. Это не соответствует требованиям закона. Не согласуется с ним и распространенная практика фиксации в протоколе вместо времени доставления в полицию времени получения органом уголовного преследования материала на задержанного.
2.3. Права и обязанности подозреваемого
Как участник процесса подозреваемый наделяется процессуальными правами для защиты своих законных интересов.
Подозреваемый - активный участник процессуальной деятельности. В частности, он пользуется правом на защиту. Обязанность обеспечить подозреваемому возможность защищаться закон возложил на орган уголовного преследования.
Предоставление подозреваемому прав направлена на охрану его законных интересов и служит необходимой предпосылкой установления истины по делу.
Подозреваемый имеет право (ст. 64 УПК РФ)28: знать, в совершении какого преступления он подозревается; знать о своих правах в письменном виде; молчать и не свидетельствовать против себя; получать разъяснения от органа уголовного преследования; получить от органа уголовного преследования копию постановления (протокола) о задержании; получать юридическую консультацию от защитника; признаваться в совершенном деянии и заключать соглашение о признании вины; давать показания и отказываться от дачи показаний; самостоятельно или посредством защитника участвовать в процессуальных действиях; уведомлять своих родственников (близких) о своем задержании; представлять доказательства; заявлять отводы; подавать заявления; знакомится с протоколами процессуальных действий; уведомляться органом уголовного преследования о всех действиях, касающихся судьбы подозреваемого; приносить возражения и жалобы на органы уголовного преследования; отзывать свои жалобы; примиряться с потерпевшим; требовать возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования или суда; быть реабилитированным, в случае если подозрения не подтвердились.
Право знать сущность подозрения обеспечивается тем, что орган уголовного преследования обязан разъяснить подозреваемому перед допросом, в совершении какого конкретно преступления он подозревается.
Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения. Очевидно, не следует ограничиваться лишь объявлением характера преступления, а назвать время, место и другие известные органу уголовного преследования обстоятельства совершения преступления, которые он по тактическим соображениям считает возможным сообщить подозреваемому. Существо подозрения должно быть разъяснено в письменной форме, с учетом индивидуальных особенностей подозреваемого (возраст, жизненный опыт, образование и т.п.).
Орган уголовного преследования также должен перед допросом (в случае если подозреваемый дал на него согласие) разъяснить подозреваемому его права и обеспечить возможность их осуществления. С правом подозреваемого знать, в чем он подозревается, тесно связано его право, давать объяснения (показания) как по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему обстоятельств по делу.
Подозреваемый имеет право представлять доказательства, свидетельствующие в его пользу. Он может представлять не только вещественные доказательства, но и различные документы (например, справки, характеристики, письма и т. п.).29
Орган уголовного преследования должен ознакомиться с этими доказательствами и решить вопрос о приобщении их к делу, что зависит от содержания каждого из доказательств. Свое решение орган уголовного преследования излагает в постановлении. Отказ в приобщении доказательств должен быть мотивирован.
С постановлением об отказе орган уголовного преследования знакомит подозреваемого.
Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать свои права: он может обжаловать любые действия и решения органа уголовного преследования, в том числе постановление об отказе в выполнении его ходатайств.
В соответствии с принципами уголовного процесса, производство ведется на молдавском языке. Подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика (ст. 16 УПК РФ).30 Он вправе делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов переводчика при производстве различных процессуальных действий. Уголовное производство может осуществляться также на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в процессе.
При производстве уголовного преследования подозреваемый вправе заявить отвод органу уголовного преследования, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в деле; он может заявить отвод переводчику, если последний заинтересован в деле или не компетентен, сделать правильный перевод (ст. 86 УПК РФ).
Информация о работе Теоретические основы понятия подозреваемого в уголовном процессе