Характеристика следственных действий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Осмотр – следственное действие, проводимое в целях обнаружения следов преступления и иных материальных объектов, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела. Основания для производства осмотра изложены в ч. 1 ст. 203 УПК.

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика следственных действий.docx

— 43.51 Кб (Скачать файл)

Наложение ареста на имущество. В целях обеспечения  исполнения приговора в части  гражданского иска, других имущественных  взысканий или возможной конфискации  имущества орган уголовного преследования  и суд вправе, в соответствии со ст. 132 УПК наложить арест на имущество  подозреваемого, обвиняемого или  лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. На практике такое требование реализуется, как правило, одновременно с производством  обыска или выемки.

Наложение ареста на имущество состоит в объявлении собственнику или владельцу имущества  запрета распоряжаться, а в необходимых  случаях и пользоваться этим имуществом либо в изъятии имущества и  передаче его на хранении.

Процессуальный  порядок проведения и оформления этого следственного действия аналогичен правилам производства выемки и обыска. О наложении ареста на имущество  выносится мотивированное постановление  и по правилам, предусмотренным УПК  составляется протокол описи арестованного  имущества. Однако арест не может  быть наложен на залог, а равно  на имущество, являющееся предметами первой необходимости.

Имущество, на которое  наложен арест, может быть изъято и обращено по постановлению следователя  в доход государства либо передано на хранение представителю местной  организации, жилищно-эксплуатационной организации, владельцу этого имущества  или иному лицу, которые должны быть предупреждены об ответственности  за сохранность имущества, о чем  берется подписка. При наложении  ареста на денежные средства и иные ценности, находящиеся на счетах и  во вкладах в банках и кредитных  учреждениях, расходные операции по данному счету прекращаются в  пределах средств, на которые наложен  арест.

При наложении  ареста на имущество может участвовать  специалист, определяющий стоимость  имущества. Наложение ареста на имущество  отменяется постановлением или определением лица или органа, в производстве которого находится дело, когда в  этом отпадает необходимость.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления  применяется при наличии достаточных  оснований полагать, что письма, телеграммы, бандероли, радиограммы, посылки  и другие почтово-телеграфные отправления  могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для дела. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, осмотр и выемка их в почтово-телеграфных учреждениях проводятся по постановлению органа дознания, следователя и с санкции прокурора. В постановлении указываются: фамилия, имя, отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, его адрес, основания для наложения ареста и проведения выемки; виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту; срок действия ареста; наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность воздерживать почтово-телеграфные отправления и сообщать об этом следователю. Это постановление направляется в соответствующее учреждение связи для исполнения.

Следователь, получив  сообщение от руководителя учреждения связи о поступлении к ним  указанных в постановлении почтово-телеграфных  отправлений, пребывает в учреждение связи, где с участием работников данного учреждения проводит осмотр, выемку или снятие копий с задержанных  отправлений. Для этого могут  приглашаться специалисты, а также  переводчики. По итогам осмотра составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные  отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или изъяты.

Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию  отменяется постановлением следователя  или органа дознания не позднее окончания  расследования.

Задержание подозреваемого состоит в заключении лица под  стражу, доставлении его в орган  уголовного преследования и в  кратковременном содержании под  стражей в местах и на условиях, определенных законом.

Одни ученые-юристы задержание относят к следственным действиям, другие рассматривают его  в качестве меры уголовно-процессуального  принуждения. Представляется, что его  можно условно отнести к следственному  действию, хотя задержание является также  мерой процессуального принуждения. Тем более что ст. 186 УПК относит  задержание к неотложному следственному  действию. Безусловно, задержание не может  быть отнесено к самостоятельному способу  установления фактических данных по делу, но оно этому способствует, поскольку проводится почти одновременно с личным обыском и допросом задержанного, а также допросом лиц, доставивших  задержанных в милицию.

Задержание подозреваемого близко примыкает к таким мерам  принуждения, как заключение под  стражу и административное задержание. Общим является то, что все они  представляют собой лишение гражданина свободы. Вместе с тем между ними имеются существенные различия. Задержание может осуществляться в стадиях  возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и в судебных стадиях  – задержание осужденного в соответствии со ст. 113 УПК. Оно предшествует заключению под стражу, но не заменяет его. Заключение под стражу носит неотложный характер, поэтому, в отличие от заключения под стражу, санкции прокурора  не требуется. Срок задержания подозреваемого – не более 72 часов, он не продлевается. Срок содержания под стражей обвиняемого  при расследовании дела установлен до двух месяцев, который может быть продлен.

Уголовно-процессуальное задержание отличается от административного  задержания. Первое применяется только в отношении лиц, подозреваемых  в совершении преступления. Административное же задержание применяется в отношении  лиц, совершивших административные правонарушения. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления письменно сообщается прокурору, при  административном задержании – не сообщается. При задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, оно становится подозреваемым и приобретает соответствующие права и обязанности участника уголовного процесса. Административно задержанный такого положения не приобретает. Уголовно-процессуальное задержание длится 72 часа, административное – 3 часа. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления этого лица в орган уголовного преследования. Если лицо задерживается по постановлению, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания подозреваемого, а не с момента доставления его должностному лицу, которое вынесло постановление о задержании.

В соответствии со ст. 107 УПК задержание может быть применено только:

1) к лицу, подозреваемому  в совершении преступления, за  которое может быть назначено  наказание в виде лишения свободы,  направления в дисциплинарную  воинскую часть или ареста;

2) к обвиняемому,  нарушившему условия примененной  к нему меры пресечения;

3) к осужденному,  в отношении которого имеется  представление уполномоченного  на то органа об отмене приговора,  определения, постановления суда  об условном неприменении наказания,  отсрочке исполнения наказания  или условно-досрочном освобождении  от отбывания наказания либо  о замене наказания более мягким.

Задержание производится:

а) по непосредственно  возникшему подозрению в совершении преступления;

б) на основании  постановления органа уголовного преследования;

в) на основании  постановления или определения  суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного  неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Основания для  задержания лица, подозреваемого в  совершении преступления, появляются, когда:

1) лицо застигнуто  при совершении предусмотренного  уголовным законом общественно-опасного  деяния или непосредственно после  его совершения;

2) очевидцы происшествия, в том числе и пострадавший, прямо укажут на данное лицо  как на совершившее предусмотренное  уголовным законом общественно-опасное  деяние или захватят его в  порядке, предусмотренном ст. 109 УПК;

3) на этом лице, при нем, на его одежде или  других используемых им вещах,  в его жилище, иных, используемых  им помещениях, на рабочем месте  или транспортном средстве обнаружены  явные следы, указывающие на  его причастность к совершению  предусмотренного уголовным законом  общественно опасного деяния;

4) имеются другие  достаточные основания подозревать  в совершении преступления лицо  при условии, что оно пыталось  скрыться с места преступления  или от органа, ведущего процесс,  или не имеет постоянного места  жительства, или проживает в другой  местности, или не установлена  его личность.

Новеллой УПК  является то, что ст. 108 допускает  задержание подозреваемого до возбуждения  уголовного дела. При этом уголовное  дело должно быть возбуждено в течение 12 часов с момента фактического задержания. Если в этот срок уголовное  дело не возбуждено, то задержанный  должен быть освобожден. Данное задержание не может превышать 72 часа с момента  задержания.

О задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления в срок не более 3 часов после доставления  задержанного в орган уголовного преследования должен быть составлен  протокол, в котором указываются  основания и мотивы, место и  время задержания, результаты личного  обыска, а также время составления  протокола. Протокол объявляется задержанному, при этом разъясняются его права, в том числе право пригласить защитника, давать показания в его  присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его  составившем, и задержанным. О задержании в течение суток письменно  сообщается прокурору.

Задержание на основании постановления органа уголовного преследования для предъявления обвинения (ст. 111 УПК) имеет место  в случае, если собранные по делу доказательства дают основания полагать, что лицо совершило запрещенное  уголовным законом деяние и находится  в другой местности либо место  его нахождения неизвестно. Данное задержание не может длиться свыше 72 часов с момента фактического задержания. Задержанному может не предъявляться обвинение в указанный  срок, если до истечения 72 часов с  момента задержания он освобожден из-под  стражи с избранием меры пресечения, не связанной с содержанием под  стражей, или без избрания в отношении  его меры пресечения.

Задержание обвиняемого  на основании постановления органа уголовного преследования до заключения под стражу (ст. 112 УПК) осуществляется в случае, если обвиняемый нарушил  условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием  под стражей, или данного им письменного  обязательства являться по вызову органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора, суда и сообщать им о перемене места  жительства. Орган уголовного преследования  или суд вправе вынести постановление, определение о задержании этого  лица с одновременным решением вопроса  в установленном порядке об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Данное задержание допускается  лишь в случае, когда положения  УПК позволяют применить к  нему в качестве меры пресечения заключение под стражу. Это задержание, как  и другие, не может длиться свыше 72 часов.

Задержание осужденного  до разрешения вопроса об отмене условного  неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания  либо о замене наказания более  мягким (ст. 113 УПК) осуществляется по инициативе суда, который выносит постановление  или определение о задержании осужденного до разрешения вопроса  об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или  условно-досрочного освобождения от отбывания  наказания, но при условии, что уполномоченный на то орган внес представление и  представил материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные  для него судом обязанности.

Срок данного  задержания осужденного определяется судом в пределах 7 суток с момента  фактического задержания. О задержании гражданина и месте его нахождения орган, осуществляющий задержание, обязан в течение 12 часов уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при их отсутствии – других родственников или близких лиц либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному. Форма уведомления законом не определяется.

Освобождение  задержанного осуществляется на основании  решения органа, ведущего уголовный  процесс, в случаях если:

1) не подтвердилось  подозрение в совершении лицом  предусмотренного законом общественно  опасного деяния;

2) отпали основания  дальнейшего содержания лица  под стражей;

3) орган, ведущий  уголовный процесс, установил,  что задержание произведено с  существенными нарушениями правил  УПК;

4) истек срок  задержания. В данном случае задержанный  освобождается руководителем администрации  места содержания под стражей  с уведомлением органа, осуществившего  задержание.

Важной гарантией  в защите прав является то, что лицо, освобожденное от задержания, не может  быть вновь задержано по тому же подозрению.

Допрос – это  следственное действие, которое заключается  в получении, закреплении и проверке показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых об обстоятельствах, имеющих значение для правильного  разрешения дела.

Допрос является самым распространенным следственным действием. Его задачи – получение  от допрашиваемого сведений о событии  преступления, лицах, его совершивших, характере и размере вреда, причиненного преступлением, причинах и условиях, способствующих совершению преступления, а также о других обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Для подозреваемого дача показаний в ходе допроса  является правом, но не обязанностью, в  связи с чем за уклонение или  отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний он не привлекается к уголовной ответственности. В законе определены и другие требования, которые должны соблюдаться при  допросе подозреваемого.

Во-первых, если подозреваемый  был задержан в порядке ст. 108 УПК  или в отношении его применена  мера пресечения, допрос должен быть произведен немедленно. Однако если такой допрос провести немедленно не представилось  возможным, подозреваемый должен быть допрошен в другое время, но не позднее 24 часов с момента задержания или избрания меры пресечения.

Во-вторых, перед  допросом подозреваемому должны быть разъяснены его права, предусмотренные  ст. 41 УПК о чем делается отметка  в протоколе допроса подозреваемого.

Информация о работе Характеристика следственных действий