Ходатайства и жалобы в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы является рассмотрение института ходатайства и обжалования в уголовно-процессуальном законодательстве.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль ходатайств и жалоб в уголовном процессе;
- рассмотреть особенности заявления и рассмотрения ходатайств в уголовном судопроизводстве;
- раскрыть особенности подачи и рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве;
- проанализировать правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и роль ходатайств и жалоб в уголовном процессе……………5
2. Особенности заявления и рассмотрения ходатайств в уголовном судопроизводстве……………...………………………………………………….9
3. Особенности подачи и рассмотрения жалоб в уг. судопроизводстве…..15
4. Правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса………………………23
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…….……………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

миронова.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)
>     Прокурор  обязан не допускать необоснованного  направления адресованных прокурору  жалоб на действия (бездействие) и  решения следователей и руководителей  следственных органов для разрешения в следственные органы.

     По  результатам рассмотрения жалобы прокурор или его заместитель выносят постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляют заявителя. Копия постановления об удовлетворении жалобы направляется руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

     В том случае, если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства  о производстве следственных действий, в постановлении о разрешении жалобы прокурор отражает свое мнение об обоснованности данных ходатайств.

     В случае удовлетворения жалобы прокурор, начальник следственного органа должны разъяснить право на реабилитацию или на обращение в суд за восстановлением  нарушенных прав.

     Положение ч. 3 ст. 124 в ее конституционно-правовом истолковании не допускает отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

     Судебному обжалованию подлежат не любые действия (бездействие) и решения должностных лиц на досудебных стадиях процесса, а только те, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (.

     Проверка  судом законности и обоснованности действий и решений должностных  лиц, осуществляющих дознание или предварительное  следствие, проводится в связи с  жалобами заинтересованных лиц в  случае, если обжалуемое действие (бездействие) не находится в прямой связи с содержанием обвинения, включающим выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.

     Закон, гарантируя участникам уголовного судопроизводства на досудебной стадии процесса право  на обжалование в суд решений и действий должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, определяет круг лиц, действия которых могут быть об жалованы (дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора). Имея в виду, что вопросы возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела может решать начальник подразделения дознания (ч. 2 ст. 40.1 УПК), заявитель вправе обжаловать действия и решения и его.

     Вместе  с тем не подлежат обжалованию  действия и решения иных должностных  лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу (прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, начальника следственного изолятора и т.д.). Действия указанных лиц обжалуются одновременно с решением, постановленным по результатам рассмотрения уголовного дела, или в порядке, установленном гл. 43, 45, 48 УПК и гл. 45 ГПК соответственно.

     Обжалуются  действия (бездействие) и решения  должностных лиц только в связи  с их полномочиями по осуществлению  уголовного преследования на всех этапах досудебного производства, начиная со стадии возбуждения уголовного дела. Начало этой стадии следует исчислять с момента поступления одного из поводов, указанных в ст. 140 УПК: 1) заявления о преступлении; 2) явки с повинной; 3) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников10.

     В качестве предмета обжалования указывает  на постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела, постановление о  прекращении уголовного дела, а также  иные действия должностных лиц, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства и затруднить их доступ к правосудию.

     К иным действиям (бездействию) и решениям, способным причинить ущерб конституционным  правам и свободам участников уголовного судопроизводства, следует относить, например, постановление дознавателя и следователя о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, о применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением процессуальных действий, решения по которым в соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК и ч. 3 ст. 35 УПК в досудебном производстве правомочен принимать суд; отказ лица, осуществляющего предварительное расследование, в удовлетворении ходатайства стороны защиты об установлении обстоятельств, имеющих значение для дела (установление очевидцев события преступления, проверка заявленного алиби и т.п.).

     К таким действиям, при наличии  на то предусмотренных законом оснований, также относятся:

     - производство выплат, возврат имущества  в порядке института реабилитации (ст. 137 УПК);

     - решения, принимаемые по результатам  рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК);

     - отказ подозреваемому или обвиняемому, его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для уголовного дела (ч. 3 ст. 159 УПК);

     - постановление следователя о  прекращении уголовного дела  или уголовного преследования  (ч. 2 ст. 214 УПК);

     - явное затягивание содержащимся  под стражей обвиняемым и (или)  его защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК);

     - отказ в удовлетворении заявленного  ходатайства при ознакомлении  с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 219 УПК);

     - производство осмотра жилища, обыска  и выемки в жилище, личного  обыска, а также наложение ареста  на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК, выемки предмета залога в ломбарде, в случаях, не терпящих отлагательства, без получения судебного решения, при условии, что названные действия не были предметом последующей судебной проверки, реализуемой по правилам ч. 5 ст. 165 УПК11.

     К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) должностных лиц либо решения, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в приеме сообщения о преступлении, постановление о приостановлении производства по делу, постановление о продлении срока предварительного расследования и др.

     При рассмотрении жалобы на незаконность постановления о предъявлении обвинения судья не вправе входить в оценку существа предъявленного обвинения, проверять наличие достаточности доказательств для предъявления обвинения. По таким жалобам предметом рассмотрения являются факты нарушения норм УПК, стесняющих право обвиняемого на защиту, а также требований ч. 2 ст. 171 УПК, предъявляемых к составлению этого процессуального документа. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого может быть признано незаконным, например, в случае, если предъявленное обвинение не конкретно, содержит лишь формулировки закона, по которому квалифицируются действия обвиняемого, без указания конкретных действий привлеченного к уголовной ответственности лица и наступивших вредных последствий.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 4. Правовые последствия принятия решения об удовлетворении ходатайств и жалоб различными субъектами уголовного процесса

 

     Подготовка  дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению делится на две части. Первая из них производится судом  первой инстанции, а вторая - судами апелляционной или кассационной инстанций.

     Установленный уголовно-процессуальным законом порядок, при котором кассационные жалоба или представление приносятся через  суд, постановивший приговор, вынесший иное судебное решение, призван обеспечить более быструю и оперативную подготовку рассмотрения дела судом кассационной инстанции и более полное обеспечение прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства; он не предполагает лишение кого-либо из заинтересованных лиц возможности обжаловать затрагивающее его права и свободы судебное решение и получить по данной жалобе соответствующее решение вышестоящего суда.

     Подача  жалобы или представления сама по себе не означает автоматического возбуждения  апелляционного или кассационного  производства. В их принятии может быть по разным причинам отказано (отсутствие права обжалования, например, родственниками взрослого осужденного, пропуск срока и т.д.). В таких случаях судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы и ее возвращении, что означает отказ в возбуждении апелляционного (кассационного) производства, который сам по себе может быть обжалован12.

     Допуск  жалобы к рассмотрению не требует  вынесения отдельного процессуального  решения, обычно он оформляется письменной резолюцией судьи на самой жалобе (представлении). С этого момента начинается та часть подготовки дела к апелляционному (кассационному) рассмотрению, которая производится судом, вынесшим решение.

     Принятие  судьей жалобы или представления  приостанавливает приведение приговора или иного итогового судебного решения в исполнение, за исключением случаев, предусмотренных законом. По уголовному делу, по которому приведение судебного решения в исполнение приостановлено, запрещено направлять для отбывания меры наказания лицо, осужденное к лишению свободы и находящееся до вступления приговора в законную силу под стражей; обращать к исполнению другие основные и дополнительные меры наказания, а также судебные решения в части гражданского иска и взыскания судебных издержек.

     Исключения  из общего правила о приостановлении исполнения судебного решения предусмотрены прежде всего ст. 311 УПК. В соответствии с содержащимися в ней требованиями подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в случаях вынесения оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначения наказания, либо с назначением наказания и с освобождением от его отбывания, либо с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно.

     На  наш взгляд, суд может также распорядиться о немедленном исполнении приговора в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 313 УПК, - в части передачи на попечение несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также престарелых родителей осужденного к реальному лишению свободы, нуждающихся в постороннем уходе, в части принятия мер по охране его имущества или жилища, остающихся без присмотра13.

     Принесение  апелляционных и кассационных жалоб  по общему правилу не приостанавливает и исполнение промежуточных судебных решений, вынесенных как в порядке судебного контроля за действиями и решениями, принимаемыми в ходе досудебной подготовки дела, так и в ходе назначения и проведения судебного разбирательства.

     Принятие  жалобы к рассмотрению означает признание  ее допустимой к рассмотрению и является актом возбуждения апелляционного или кассационного производства, влечет за собой целый комплекс действий и решений суда, вынесшего обжалуемое решение, и судьи, председательствовавшего в рассмотрении дела.

     ходатайство жалоба судопроизводство

 

      Заключение

 

     В УПК РФ существенно усилены гарантии права обжалования процессуальных действий и решений. Это право  является продолжением и конкретизацией принципа охраны прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве (ст. 11). В нем реализованы нормы  Конституции РФ о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45) и праве на судебную защиту (ч. 1, 2 ст. 46). Благодаря этому праву (наряду с состязательностью процесса, правом на реабилитацию, правом обращаться за защитой в международные судебные инстанции и т.д.), наше уголовное судопроизводство имеет шанс сделаться публичным в истинном смысле этого слова, т.е. более подконтрольным гражданскому обществу, когда должностные лица государства действуют не произвольно, но в рамках многосторонних правоотношений, памятуя о той реальной ответственности, которую они всечасно несут не только перед своим начальством, но и перед теми людьми, в отношении которых они властны применять данные им полномочия.

Информация о работе Ходатайства и жалобы в уголовном процессе