Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:18, курсовая работа
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, ее
состав, а также изучить классификацию затрат;
- определить методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии;
Введение
В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является одним из важных основных экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность организации. Он отражает не только все стороны этой деятельности, но и эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и, соответственно, на налогообложение. Чем больше сумма прибыли, тем больше сумма налога, уплачиваемого организацией в бюджет. Поэтому государство регламентирует состав и уровень расходов, включаемых в себестоимость продукции. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше ее конкурентоспособность, ощутимее экономический эффект от продажи продукции.
Себестоимость продукции
служит базой для ценообразования
и формирования финансовых результатов.
Поэтому систематическое
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Исходя из вышесказанного, данную тему курсовой работы можно считать актуальной в настоящее время.
Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа.
В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются:
- рассмотреть экономическую сущность
себестоимости продукции, ее
состав, а также изучить классификацию
затрат;
- определить методы учета
- выявить результаты анализа себестоимости продукции;
- установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции;
- показать причины роста затрат;
- выработать пути снижения затрат на предприятии;
Данная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы и заключения.
Глава1. Методические основы анализа себестоимости продукции.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг.
Снижение
себестоимости продукции (
Показатель себестоимости представляет собой выраженные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В уровне себестоимости отражаются экономические, научно-технические, социальные и природоохранные факторы развития предприятия.
Основные
задачи анализа себестоимости
• оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним;
• определение факторов, влияющих на динамику показателей и выполнение плана, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
• оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий;
• выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
Цель
анализа себестоимости
Источниками информации для анализа себестоимости продукции служат плановые расчеты, «Приложение к бухгалтерскому балансу», «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ услуг) предприятия», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Кроме того, в качестве источников информации используются плановые и отчетные калькуляции по важнейшим изделиям, регистры бухгалтерского учета (ведомости, журналы-ордера), данные о нормах и нормативах, содержащиеся в технологических картах и спецификациях, и др.
Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:
• анализируются затраты на один сом товарной продукции;
• дается анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
•
анализируется себестоимость
• проводится анализ себестоимости важнейших видов изделий.
Рыночная экономика предполагает постоянное обновление ассортимента товарной продукции, вследствие чего применяются разные показатели плановых заданий по себестоимости.
Анализ себестоимости производится применительно к единице продукции того или иного вида, применительно к определенному объему и составу товарной продукции отчетного периода, применительно ко всей товарной продукции предприятии.
Изучение динамики себестоимости и контроль за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости основаны на использовании индексного метода.
Для установления планового задания по снижению себестоимости единицы продукции необходимо плановую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года.
±С = Сб - Спл,
где Сб — себестоимость базисная;
Спл — себестоимость плановая.
Индекс планового задания по снижению себестоимости (ic) определяется следующим образом:
iс. пл = Спл / Сб.
Для проверки выполнения плана по себестоимости необходимо фактическую себестоимость единицы продукции сопоставить с плановой. Индекс выполнения плана по снижению себестоимости определяется по формуле
ic = С1 / Спл,
где С1 —
фактическая себестоимость
Для измерения динамики фактического снижения себестоимости единицы продукции необходимо фактическую себестоимость изделия сопоставить с себестоимостью прошлого года (базисного года):
i = Cl/C6.
Снижение себестоимости — уменьшение затрат, что приводит к экономии средств. Размер экономии можно определить как разность между знаменателем и числителем.
При многономенклатурном производстве исчисляются общие индексы себестоимости продукции по агрегатной форме.
Общий индекс планового задания по снижению себестоимости продукции исчисляется по следующей формуле:
Индекс планового задания (постоянного состава)
=∑Спл *qпл/∑Сб*qпл
где qпл — планируемое количество продукции.
Общая сумма планируемой экономики от снижения себестоимости продукции исчисляется как разность между знаменателем и числителем:
(∑Сб х qпл) — (∑Спл х qпл).
Общий индекс выполнения плана по снижению себестоимости продукции определяется по формуле:
Индекс выполнения плана =∑С1 *q1/∑Сб*q1
где ql — фактически выпущенная продукция.
Общая сумма сверхплановой экономии составляет разницу между знаменателем и числителем формулы
(∑Спл х ql) - (∑С1 х ql).
Общий индекс фактического снижения себестоимости, себестоимости отчетного периода по сравнению с прошлым (базисным) периодом исчисляется по следующей формуле:
Индекс фактического снижения (постоянного состава)
=∑С1 *q1/∑Сб*q1
Общая сумма фактической экономии от снижения себестоимости продукции определяется как разница между знаменателем и числителем формулы
(∑Спл х ql) - (∑С1 х ql).
1.2 Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
Решающим
условием снижения себестоимости служит
непрерывный технический
Серьезным
резервом снижения себестоимости продукции
является расширение специализации
и кооперирования. На специализированных
предприятиях с массово-поточным производством
себестоимость продукции
Снижение
себестоимости продукции
Успех борьбы
за снижение себестоимости обеспечивает,
в первую очередь, рост производительности
труда рабочих, обеспечивающий в
определенных условиях экономию на заработной
плате либо рост выработки, снижающий
долю условно-постоянных расходов в
себестоимости единицы
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным
условием снижения затрат сырья и
материалов на производство единицы
продукции является улучшение конструкций
изделий и совершенствование
технологии производства, использование
прогрессивных видов
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.