Детализация и уровни процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:42, реферат

Краткое описание

Одним из важных вопросов, которые возникают во время разработки документированных описаний процессов, является определение уровня их детализации. Этот вопрос особенно важен для организаций, которые не разрабатывают формальную систему управления качеством с единственной целью – получение сертификата.Для того, чтобы проиллюстрировать эту проблему, рассмотрим несколько распространенных ситуаций, возникающих в организациях после разработки документированных описаний процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Тарас Калита.docx

— 32.09 Кб (Скачать файл)

Вспомним вышеприведенное определение  процесса как наилучшей существующей практики выполнения определенных работ. Накопление знаний в процессе выполнения работы, поиск путей ее усовершенствования, выделение наиболее эффективных  методов выполнения работы и обеспечение  их применение – все это должно быть неотъемлемой функцией каждого  руководителя. И наилучшим образом  эти функции могут быть реализованы, если руководитель является «владельцем» документа, определяющего детальный порядок выполнения работы в области его ответственности и может самостоятельно вносить в него изменения (в рамках, определенных в документах, утвержденных руководителями высших уровней). А наилучшим путем для согласования таких документов, ведущихся многими руководителями на разных уровнях, является применения процессного подхода с четким определением и согласованием границ и целей процессов, их входов и выходов (а соответственно – внутренних потребителей и поставщиков, с которыми нужно согласовывать изменения).

При таком подходе постоянный пересмотр  соответствующего документа становится не просто полномочием, а обязательной функцией руководителя (точнее, отражением того, что он выполняет свою функцию  накопления и применения новых знаний о процессе). И здесь уже можно  сказать, что если руководитель, который  является владельцем процесса определенного  уровня, на протяжении продолжительного времени не вносил изменений в  документированное описание этого  процесса, к нему должен возникать  вопрос - выполняет ли он функцию  владельца процесса.

Конечно, для эффективной работы описанной схемы, важно чтобы  форма документов упрощала внесение изменений в них (включая обеспечение  согласованности разных документов: как «по горизонтали» между документами  одного уровня, которые описывают  сопредельные процессы, так и «по  вертикали» между документами разных уровней, которые описывают один процесс). Оптимальным кажется использование  простой, графической структуры  документов (в виде блок-схем, таблиц, возможно – рисунков).

Особенно удобным может быть представления документов в электронном  виде. Это может позволить:

·          упростить работу по отражению изменений в экземплярах действующих документов (использование классических методов управления изменениями в бумажных документах является довольно трудоемким и может отразить желание постоянно просматривать документы);

·          при использовании соответствующих программных систем – автоматизировать выполнение рутинных работ, связанных с внесением изменений в процессы (проверка согласованности описаний процессов, определение влияния изменений на должностные инструкции и положение о структурных подразделениях и т.п.).

Обязательные  требования и рекомендованная практика

Одной из возможных вариаций описанной  системы являются включения в  документированные описания процессов  не только обязательных требований относительно их выполнения, но и лучшей практики, которая имеет не обязательный, а рекомендованный характер. Такой шаг является логическим развитием тезиса о том, что описания процессов отображают лучшую практику их выполнения. А такая практика может быть как желательной, так и обязательной к использованию. Причины того, что определенные требования относительно порядка выполнения процесса определяются именно как рекомендованные могут быть разными:

·          Недостаточная проверенность и апробированность предложенных подходов;

·          Недостаточная квалификация всего персонала, привлеченного к выполнению процесса, для того, чтобы определить подходы как универсальные;

·          Необходимость сохранения гибкости при выполнении процесса, нецелесообразность его слишком жесткой регламентации.

Если по этим или другим причинам определенные подходы к выполнению процесса нецелесообразно определить как обязанности, но есть желание  зафиксировать знание относительно этих подходов – помочь может статус рекомендованной практики.

Иногда организации вводят эти  два подхода: выделение лучшей практики и процессный подход независимо друг от друга. Создается база лучших практик (как правило – во внутренней компьютерной сети), определяются пути ее пополнения, выполняются определенные шаги по ее пропаганде и распространению  – но все это без связи с  процессами и их документированными описаниями. В лучшем случае структура  базы лучших практик строится на основе процессной структуры. Такое разделение может привести к проблемам как с пополнением базы, так и с ее использованием. Во-первых, с точки зрения соответствующих руководителей выделение новых лучших практик становится отдельной работой, наравне с усовершенствованием порядка выполнения процесса: а на две отдельных работы всегда сложнее найти время и ресурсы. Кроме того, возникает риск того, что обязательные требования и лучшая практика выполнения одной и той же работы могут или дублироваться, или противоречить друг другу. Но наиболее серьезная проблема при построении «отдельной» базы лучших практик – обеспечение ее реального применения производителями работ. Ведь не совсем понятно, в каких именно ситуациях исполнитель должен «заглянуть» в базу и поискать там рекомендации относительно лучших путей выполнения своей работы.

Поэтому более эффективным может  быть вариант, когда и требования, и пожелания к выполнению процесса описываются совместно, в одном  документе (как вариант: документ, который  описывает требования, содержит ссылку на описания лучших практик). Это может  быть особенно удобно, если эти документы  представлены в виде информационной системы на электронных носителях  с возможностью перекрестных ссылок между ними. Но главным является даже не их общее описание, а общая  разработка, проектирование работ, общее  определение того, что именно в  работе является обязательным, а что - желательным, чем можно пожертвовать ради гибкости, а чем – нет. Введение в описания процессов рекомендованной  практики облегчит дилемму, с которой  сталкиваются владельцы процессов: включение определенных требований в описание процессов может уменьшить их гибкость, а «не включение» - приведет к потере ценного опыта.

Общее проектирование этих составляющих позволяет также лучше учитывать  их взаимодействие при пересмотре процессов. В частности, могут выполняться  такие действия:

·          рекомендованная практика может получать статус обязательных требований (если она подтвердила свою высокую эффективность по сравнению с другими вариантами выполнения процесса, стала общеупотребительной);

·          часть обязательных требований может переводиться в категорию рекомендованной практики (если стало важным обеспечить гибкость в выполнении процесса или если появилось желание попробовать другие варианты выполнения работ);

·          рекомендованная практика может изыматься из документа (если она оказалась неэффективной или если появилась лучшая практика).

Обратим внимание на один широкоизвестный пример документа, который содержит как требования, так и рекомендации относительно выполнения работ – стандарт ISO 9004. Структура его известна: требования к определенной деятельности взяты из стандарта ISO 9001 и выделены рамочкой, а дальше идут комментарии относительно возможных путей реализации этих требований. Заодно этот пример может успокоить те организации, которые волнуются относительно реакции органа по сертификации на подобную структуру документов.

Вводя в документированные описания процессов «необязательные» элементы организация должна определить их статус, например:

·          абсолютно необязательные рекомендации, информация к размышлению, решение о применении которой принимается исполнителем;

·          рекомендованная схема, которая применяется в большинстве случаев, но исполнитель может отступать от нее по собственному решению (например, если потребитель предъявляет нестандартные требования, для удовлетворения которых нужны нестандартные действия);

·          «почти обязательная» схема, когда отклонение от нее возможны, но они должны регистрироваться исполнителями или согласовываться с руководством (как вариант – руководство должны информировать о таких отклонениях постфактум).

Конечно, возможен вариант, когда организация  включает в описания процессов, рядом  с обязательными требованиями, еще  и рекомендации нескольких разных уровней  «необязательности», но на практике такая  ситуация маловероятна. Такая система  может быть слишком сложной как  для ее проектирования владельцами  процессов, так и для ее понимания  исполнителями.

Для того, чтобы система документирования лучшей практики выполнения процессов успешно действовала, важно определить источник информации о такой практике и схему сбора этой информации. Ведь если обязательные требования и ограничения относительно выполнения процессов задаются сверху, от руководства, то лучшая практика может рождаться в разных местах, чаще всего – на уровне отдельных исполнителей. Поэтому ее выделение и сбор являются важной задачей, без решения которой соответствующие разделы в описаниях процессов могут просто оставаться пустыми.

Возможными источниками информации о лучшей практике могут быть такие:

·          внутренние аудиты (их процедура может предусматривать выявление и фиксацию отклонений от стандартного уровня работы не только «вниз» – несоответствия, но и «вверх» – лучшие практики);

·          отчетность о выполнении процессов или работе подразделений и ее анализ (особое внимание должно уделяться случаям значительного улучшения результатов и выделению причин такого улучшения);

·          внутренний бенчмаркинг (может проводиться на основе сопоставления отчетности или в других формах – если одно подразделение, специалист и т.п. достигли значительно лучших результатов, чем другие – должны выделяться причины этого);

·          предложения персонала относительно лучшей практики (в отличие от традиционных предложений по усовершенствованию, они могут быть подтверждены собственным опытом: не «я предлагаю делать», а «я сделал и получил положительные результаты»);

·          внешнее обучение и внешний бенчмаркинг.

Заметим, что введение в описания процессов такого понятия, как рекомендованная  лучшая практика позволяет распространить процессы на так называемые «мягкие» или «гибкие» составляющие системы  управления (на английском языке - soft), т.е. на те, которые сложно или нецелесообразно алгоритмизировать и которые, соответственно, сложно описать в терминах обязательных требований к порядку их выполнения. Примерами такой деятельности могут быть:

·          действия по развитию корпоративной культуры, распространение и применение системы ценностей и т.п.;

·          мотивация персонала, его привлечение к процессам усовершенствования и т.п.;

·          развитие партнерских отношений с потребителями, поставщиками и т.п.;

·          глобальный анализ деятельности организации, определение стратегических направлений ее развития, управление стратегическими изменениями.

Разработать алгоритмы выполнения этих действий хотя бы с минимальным  уровнем детализации (чтобы они  несли содержательную нагрузку) может  быть сложно. Поэтому, на первом этапе, можно ограничиться описанием основных принципов, рекомендаций, пожеланий  относительно их выполнения. А уже  в дальнейшем, накопив определенный опыт управления этой деятельностью  в рамках процессного подхода, можно  рассматривать целесообразность более  глубокого документирования.

Внедрение в описания процессов  рекомендованной практики является показательным и с точки зрения стиля отношений между руководством и персоналом организации. Речь идет о том, что руководство может  не только предъявлять требования к  сотрудникам и контролировать их выполнение, но и советовать их, предлагать, подсказывать. Руководство показывает, что оно доверяет сотрудникам самостоятельно принимать решение о том, как лучше действовать в конкретной ситуации, использовать ли эти рекомендации.

Завершая статью, следует сказать  несколько слов о путях общего использования двух указанных подходов: создания многоуровневой структуры  описаний процессов и выделения  рекомендованной практики их выполнения. Конечно, если организация решила пойти  по этому пути, соответствующие шаги должны быть четко спроектированы и  согласованы. Например, возможным вариантом, который помог бы упростить внедрение  новой системы, является такой: на первом этапе руководители низших уровней  не описывают обязательные требования к выполнению процессов, а ограничиваются разработкой рекомендаций относительно выполнения требований, оформленных  высшим руководством (но эти рекомендации сразу должны быть связаны с первоначальной структурой).


Информация о работе Детализация и уровни процессов