Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:21, реферат
Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно - в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще
1. Становление законодательства о защите прав потребителей
2. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
3. Программы просвещения и информирования
4. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей
В работе Конференции приняли участие представители стран - участниц СНГ: Азербайджана, Армении, Республики Беларусь, Грузии, Казахстана, Российской Федерации, Украины. Конференция была посвящена десятилетию вступления в действие Закона о защите прав потребителей, с которого начало формироваться не только потребительское законодательство России, но и потребительское законодательство стран - участниц Содружества Независимых Государств и сотрудничество между ними в сфере защиты потребителей.
Участники Конференции рассмотрели и обсудили опыт потребительского воспитания и обучения школьников в системе начального, неполного и полного среднего общего образования (школы, лицеи, гимназии); обучения потребительским знаниям в системе начального, среднего и высшего профессионального образования (производственно-технические училища, производственные лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии), в том числе в системе дополнительного образования (переподготовка кадров, повышение квалификации, получение новых специальностей); потребительского просвещения, информирования и консультирования населения средствами массовой информации, институтами потребительской правозащиты, общественными объединениями потребителей, просветительскими организациями, а также через систему республиканских, краевых, областных, городских и районных библиотек.
Участники Конференции обменялись
мнениями о путях, формах и методах
дальнейшего развития потребительского
образования и потребительского
просвещения детей, молодежи и взрослых.
В результате проведенных дискуссий
участники Конференции еще
1) потребительское образование и просвещение потребителей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, в том числе в странах - участницах СНГ, являются главными формами приспособления людей к новым и быстро меняющимся условиям жизни, основанной на рыночной экономике;
2) постоянное и системное обучение людей потребительским знаниям начиная с раннего возраста и в течение всей жизни решительным образом влияют на выработку у людей разумного и адекватного поведения в процессе потребления работ, услуг;
3) наличие у людей потребительских знаний, накопление в ходе обучения и просвещения собственного потребительского опыта адекватного поведения на рынке помогает потребителям осуществлять качественный и безопасный выбор товаров, работ, услуг и эффективно противостоять негативным проявлениям рынка;
4) непрерывное потребительское образование, непрекращающееся потребительское просвещение, информирование и консультирование населения способствуют формированию в обществе слоя цивилизованных, культурных потребителей, способных в массовом порядке предъявлять рынку в целом и предпринимателям в частности обоснованные потребительские требования и добиваться от них добросовестного ведения бизнеса и качественного обслуживания потребителей.
Участники Конференции с особой настойчивостью отмечают, что необходимо формировать у молодежи с детства и отрочества потребительское мышление, основанное на законах потребления, на природной потребности человека в качественном и безопасном материальном и духовном потреблении, на естественном стремлении людей к улучшению качества своей жизни.
Без организации в масштабе всей страны, любого ее региона системного и комплексного внедрения потребительского воспитания и обучения во всех формах и на всех уровнях школьного и профессионального образования, а также без потребительского просвещения людей усилиями всех институтов потребительской правозащиты, просветительских учреждений, библиотечной системы, информационных средств и ресурсов не создать важнейших слоев гражданского общества, представляющих собой массу грамотных и активных потребителей и подавляющее большинство добросовестных предпринимателей. То есть без этой работы не создать в целом цивилизованного и эффективного рынка. Потребительское образование и просвещение потребителей являются главными компонентами потребительской политики государства, всех его регионов. В свою очередь, потребительская политика должна стать не на словах, а на деле сердцем всей социально-экономической политики каждого государства, каждой его территории.
Организация системы потребительского воспитания и потребительского обучения школьников и студентов всех уровней, развитие потребительского просвещения, информирования и консультирования населения являются одними из самых важных задач правительств развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе и стран - участниц СНГ.
Также в результате проведенных дискуссий, обсуждений докладов, высказанных мнений и предложений Первая Международная Конференция по потребительскому образованию и просвещению потребителей выработала свои рекомендации международному сообществу, правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе стран - участниц СНГ, региональным и муниципальным организациям, общественным объединениям потребителей, образовательным и просветительским учреждениям, средствам массовой информации.
Данные рекомендации основаны на приобретенном за последнее десятилетие опыте государственных, муниципальных, общественных, образовательных, просветительских и информационных организаций стран - участниц СНГ по внедрению в повседневную практику потребительского образования, распространению потребительской грамотности людей, осуществлению потребительского просвещения, информирования и консультирования населения.
На конференции выработаны следующие рекомендации по осуществлению и развитию образования и просвещения потребителей для стран - участниц СНГ:
1) правительствам стран - участниц СНГ:
а) ввести, начиная с начальных классов и вплоть до окончания школы, во все образовательные стандарты обязательное потребительское образование, имеющее своими целями осуществление потребительского воспитания с младшего школьного возраста, развитие с детства потребительского внимания и по мере взросления обучение школьников навыкам разумного потребительского поведения, накопление ими знаний о потреблении и защите своих потребительских прав, понимание ими принципов культурного потребительского поведения и добросовестного ведения бизнеса;
б) совместно с альтернативными институтами потребительской правозащиты и ведущими образовательными учреждениями разработать национальные концепции политики потребительского образования с целью принятия на этой основе долгосрочных программ по реализации этой политики;
в) создать научно-исследовательские и учебно-методические центры потребительского образования и просвещения потребителей для проведения исследований в этой сфере, обобщения накопленного опыта и его распространения, разработки учебно-методической, популярно-массовой литературы, учебников, пособий, словарей, справочников, энциклопедий, игр по потребительской тематике для различных возрастов и различных форм и уровней образования и просвещения потребителей, а также для учителей, преподавателей, предпринимателей, руководителей предприятий, государственных и муниципальных служащих;
г) учитывая наличие в России наибольшего опыта по организации потребительского образования и просвещения потребителей среди стран участниц СНГ, рекомендовать Правительству РФ создать Академию потребительской и конкурентной политики;
2) предложить парламентам стран - участниц СНГ рассмотреть на парламентских слушаниях состояние потребительского образования и просвещения потребителей и предложения по осуществлению политики образования потребителей, повышению потребительской грамотности населения, организации системы постоянного и непрерывного обучения, информирования и консультирования потребителей;
3) министерствам стран СНГ, отвечающим за образовательную политику:
а) ввести потребительскую тематику во все предметы мировоззренческого, гуманитарного, правового, экономического, управленческого, информационного и познавательного характера во всех формах и на всех уровнях общего образования, а также профессионального и дополнительного образования;
б) в старших классах школ, в учреждениях профессионального и дополнительного образования вводить специальные курсы по культуре потребительского поведения, по правам потребителей, по изучению потребительского и конкурентного законодательства, по добросовестному ведению предпринимательства;
в) провести повсеместную переподготовку учителей и преподавателей по мировоззренческим и экономико-правовым знаниям о потреблении, правах потребителей, потребительском поведении и защите потребительских прав, опираясь на опыт передовых в этом вопросе учебных заведений, а также используя и привлекая для этого специалистов государственных, муниципальных и общественных институтов потребительской правозащиты;
4) министерствам стран СНГ, отвечающим за организацию просвещения населения и проведения информационной политики рекомендовать:
а) оказать всяческое содействие и поддержку проведению просвещения, информирования и консультирования потребителей через библиотечную систему, обобщить опыт деятельности библиотек в этой сфере и дать рекомендации по активизации этой работы, имея в виду в силу общего исторического опыта и общей специфики стран - участниц СНГ, что только через систему публичных библиотек, ведомственных библиотек, библиотек учебных заведений можно дойти до большинства населения и дать возможность большинству жителей, особенно сельских местностей, овладевать потребительской грамотностью и защищать свои потребительские права;
б) организовать проведение регулярных конкурсов среди всех видов библиотек по организации просвещения, информирования и консультирования потребителей;
5) органам исполнительной власти регионов стран - участниц СНГ, органам местного самоуправления рекомендовать:
а) осуществлять на своей территории постоянный мониторинг качества и безопасности товаров, работ, услуг;
б) организовывать проведение регионального сравнительного тестирования товаров, работ, услуг и регулярное информирование потребителей о результатах сравнительного тестирования через средства массовой информации и просвещенческие учреждения;
в) осуществлять информирование населения о правах потребителей, о потребительском поведении, о формах, методах, способах и опыте защиты нарушенных потребительских прав;
г) способствовать созданию в каждом органе местного самоуправления специальной службы по защите нарушенных прав потребителей, отвечающей также за организацию потребительского образования и просвещения потребителей, а также организацию и проведение регулярного консультирования потребителей на муниципальных территориях;
6) учебным заведениям всех форм и уровней осуществлять потребительское образование учеников, студентов, слушателей на постоянной основе через введение как самостоятельных предметов по потребительской тематике, так и введение потребительской тематики во все мировоззренческие, гуманитарные, экономические, правовые, управленческие, познавательные дисциплины с учетом возрастных особенностей, социального положения, характера и уровня предыдущего образования.
Рассмотрим некоторые понятия, касающиеся защиты прав потребителей, используемые законодателем. Так, Закон о защите прав потребителей раскрывает следующие термины.
Потребитель. Как видно
из преамбулы названного Закона, он
регулирует отношения, возникающие
между потребителями и
Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" понятие "потребитель" приведено в соответствие с текстом ст. 492 ГК РФ, дающей определение договора розничной купли-продажи. Изменения коснулись формулировки целей использования приобретаемого товара (работы, услуги): товар должен приобретаться и использоваться исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет решающее значение для определения области применения законодательства о защите прав потребителей или иного законодательства.
Прежняя редакция понятия "потребитель", предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг), приносивших потребителю прибыль (доход), хотя они приобретались и использовались исключительно для личных нужд, например приобретение сельскохозяйственной техники для обработки огорода, в результате чего образовывался доход и т.п. Очевидно, что подобные действия не могут считаться предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является именно получение прибыли.
Включение в понятие "потребитель" граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.
Таким образом, действие Закона не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар (работу, услугу) для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд. Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин-пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.