Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Метрология (от греч. imgs/metro - "мерить" и logos - "учение", "понятие") - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Под единством измерений понимают такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений известны с заданной вероятностью..

Содержание

Основные понятия и структура метрологии……………………………..
Организация работ по качеству……………………………………………
Стандарты международной организации стандартизации……………….
Задача. ……………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 27.96 Кб (Скачать файл)

Вариант № 12

  1. Основные понятия и структура метрологии

     Метрология (от греч. imgs/metro - "мерить" и logos - "учение", "понятие") - это наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. 
Под единством измерений понимают такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений известны с заданной вероятностью. Единство измерений необходимо для того, чтобы можно было сопоставить результаты измерений, выполненных в различных местах, в различное время и с помощью различных устройств.

     Важным  понятием в метрологии является физическая величина. 
Физической величиной называют свойство, общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Под физическим объектом при этом понимают физические системы, их состояние, происходящие в них процессы, а также объекты химии и других наук, в которых используют физические методы.

     Физическую  величину, которая выбрана для  измерения, называют измеряемой физической величиной.

     Размер  физической величины - это количественное содержание в данном объекте свойства, соответствующего понятию "физическая величина".

     Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. Процесс измерения заключается в сравнении измеряемой физической величины с одноименной ей величиной, принятой за единицу.

     Средство  измерений - техническое средство, используемое при измерениях и имеющее нормированные  метрологические характеристики. 
 
Результат измерения - это значение физической величины, найденное опытным путем.

     Значение  физической величины представляет собой  количественную оценку этой величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц. 
В практике измерений различают истинное и действительное значения физической величины.

     Истинное  значение физической величины - значение физической величины, которое идеальным  образом отражало бы в качественном и количественном отношениях соответствующее  свойство объекта. Истинное значение всегда остается неизвестным, а совершенствование  измерений позволяет приблизиться к истинному значению физической величины. 
Действительное значение физической величины - значение физической величины, найденное экспериментальным путем и настолько приближающееся к истинному значению, что для данной цели может быть использовано вместо него.

     При проведении измерений получают информацию о значении измеряемой физической величины. Такая информация представляется средством  измерений в виде некоторого сигнала  и называется измерительной информацией. Под сигналом понимают физический процесс, характеризующийся рядом параметров.

     Сигналом  измерительной информации называется сигнал, функционально связанный  с измеряемой физической величиной. 
В процессе измерений на объект измерений, средство измерений и оператора воздействуют различные внешние факоры - влияющие физические величины. 
Влияющая физическая величина - это физическая величина, не являющаяся измеряемой данным средством измерений, но оказывающая влияние на результат измерения этим средством.

     Для измерений принято выделять следующие  основные характеристики: принцип измерений, метод измерений и погрешность  измерений. Принцип измерений - совокупность физических явлений, на которых основано измерение.

     Метод измерений - совокупность приемов использования  принципов и средств измерений. Погрешность измерения - отклонение результата измерения X от истинного значения Xи измеряемой величины: 
Δ = X - Xи . (1.1)

     Погрешность измерения может быть вызвана  действием влияющих физических величин, несовершенством изготовления средства измерений, недостаточной изученностью физического явления, положенного  в основу измерений, субъективной ошибкой  оператора, осуществляющего измерения, и рядом других факторов.

     Погрешность, определяемая по формуле (1.1), выражается в единицах измеряемой физической величины и называется абсолютной погрешностью измерения. Относительная погрешность измерения - отношение абсолютной погрешности измерения к истинному значению измеряемой физической величины, выраженное в процентах:

     d =   × 100. (1.2)

     При определении абсолютной и относительной  погрешностей измерения вместо истинного  значения физической величины Xи реально используют ее действительное значение Xд. Погрешности измерений принято выражать суммой двух составляющих, называемых случайной Y и систематической q погрешностями измерений:

     D = Y + q . (1.3)

     Случайная погрешность измерения - составляющая погрешности измерения, изменяющаяся случайным образом при повторных  измерениях одной и той же величины. Систематическая погрешность измерения - составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющаяся при повторных измерениях одной и той же величины.  

  1. Организация работ по качеству

     Технология  выполнения работы "Создание подразделения "Служба качества" содержит в себе последовательный перечень работ, который  необходимо выполнить для создания в организации подразделения "Служба качества" и организации начала работы этого подразделения. В рамках этого вида работ могут осуществляться:

  • разработка нормативной документации для работы подразделения "служба качества";
  • выделение ресурсов для работы подразделения;
  • поиск и обучение сотрудников в это подразделение;
  • контроль работы подразделения.

     Приведение  системы менеджмента  качества (СМК) в соответствие с требованиями стандарта ISO 9001:2000 
Данный вид работ заключается в разработке и внедрении СМК организации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. В рамках этого вида работы могут осуществляться:

  • разработка технологии работы организации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000;
  • создание "Руководства по качеству" (нормативной документации по СМК - процедур, инструкций, бланков и проч.);
  • обучение сотрудников организации работе в соответствии с разработанной технологией;
      • внедрение (введение в эксплуатацию) новой технологии работы;
      • подготовка к сертификации и сертификация СМК на соответствие стандарту ISO 9001:2000.

     Автоматизация работы службы качества Автоматизация работы подразделения службы качества целесообразно по следующим причинам:

      • Упорядочивание большого количества информации, возникновение которой неизбежно при построении эффективной системы менеджмента качества.
      • Облегчение построения и эксплуатации системы менеджмента качества, т.к. правильное функционирование СМК может быть достигнуто правильным использованием возможностей продукта "Служба качества, v.2.0".

     Автоматизация работы службы качества может быть осуществлена как на основе продукта - "Служба качества", так и на основе разработки нового решения, обеспечивающего  учет специфики работы организации. В рамках этого вида работ осуществляется:

      • поставка программного продукта (типового решения "Служба качества, v.2.0"),
      • адаптация типового решения под нужды заказчика,
      • обучение сотрудников работе с программным продуктом,
      • внедрение (ввод в эксплуатацию) в работу программного продукта,
      • обслуживание программного продукта в ходе эксплуатации.

     Проведение  аудитов качества   
"Аудит качества - это систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям" (ISO 8402). 
 
Основными целями проводимых аудитов является:

      • Проверка, насколько и в какой степени документированные процедуры и инструкции известны, применяются и эффективны;
      • Выявление расхождений в документации с реальной деятельностью;
      • Выявление слабых мест;
      • Проверка порядка определения и согласования корректирующих и предупреждающих мероприятий, с помощью которых выделяются и устраняются источники дефектов;
      • Проверка порядка надзора за эффективностью корректирующих мероприятий.
 
 
  1. Стандарты международной организации  стандартизации

     Международная организация по стандартизации ISO (ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В настоящее время в работе ИСО участвуют более 150 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Высший орган ИСО — Генеральная Ассамблея.

     В период между сессиями Генеральной  Ассамблеи работой организации  руководит Совет, в который входят представители национальных организаций  по стандартизации. При Совете создано  исполнительное бюро, которое руководит  техническими комитетами ИСО.

     Проекты международных стандартов разрабатываются  непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических  комитетов. В рамках ИСО функционирует  около 200 технических комитетов.

     Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические  и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические  ТК решают общетехнические и межотраслевые  задачи. К ним, например, относятся  ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные  числа», ТК 37 «Терминология». Остальные  ТК действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

     В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого  ТК. Членство может быть активным и  в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

     К началу 2006 г. действовало примерно 14 тысяч международных стандартов ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

     В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

     Значительными достижениями ИСО являются разработка международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и  конструкции контейнеров для  перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения  качества», созданного в 1979 г. В его  задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия.

     МС  ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или  вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке  изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность  своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке заружных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40—50 процентов. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"